Современное декоративно-прикладное и сценическое искусство коренных народов Амура и Сахалина как компоненты этнокультурной идентичности

Бесплатный доступ

Декоративно-прикладное искусство и сценография являются важными компонентами этнокультурной идентичности. Рассматривая данные феномены как сложные тексты, содержащие специфические этнокультурные и общекультурные смыслы, автор прослеживает на примере современного декоративно-прикладного и декорационно-сценического искусства коренных народов амуро-сахалинского региона, каким образом сегодня в условиях возрастания роли киберпространства трансформируется этническая культура и конструируется этническая идентичность.

Коренные народы амура и сахалина, этнокультурная идентичность, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное искусство

Короткий адрес: https://sciup.org/170199729

IDR: 170199729   |   DOI: 10.24866/1997-2857/2023-2/55-68

Список литературы Современное декоративно-прикладное и сценическое искусство коренных народов Амура и Сахалина как компоненты этнокультурной идентичности

  • Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. Вып. 2. С. 56-68.
  • Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различи: сборник статей. М.: Новое изд-во, 2006. С. 9-48.
  • Бахова Н.А. и др. Этнообразующие механизмы и формы самосознания коренных народов в условиях внешнего цивилизационного давления (на примере якутского этноса) // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2012. Т. 5. № 7. С. 988-1004.
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
  • Борисова И.З. Роль киберпространства в формировании этнической идентичности // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10. № 3А. С.26-30.
  • Булгакова Т.Д. Становление этнической идентичности в Сибири: роль традиций и современных институтов // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2015. Т. 8. № S. С. 227-236.
  • Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.
  • Волокитина Н.А. Этническая культура и репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве // Человек. Культура. Образование. 2019. № 3. С. 39-45.
  • Головнев А.В. Этничность и идентичность на Урале // Уральский исторический вестник. 2011. № 2. С. 40-49.
  • Головнев А.В., Белоруссова С.Ю. Виртуальная этничность - новация на фоне традиции? // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. С. 36-40.
  • Головнев А.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. Виртуальная этничность и киберэтногра-фия. СПб.: МАЭ РАН, 2021.
  • Головнев А.В., Киссер Т.С. Проекции этничности коренных малочисленных народов России (по данным веб-опроса) // Уральский исторический вестник. 2021. № 2. С. 80-89.
  • Гонтмахер П.Я. Золотые нити на рыбьей коже: очерки о декоративном искусстве нивхов. Хабаровск: Кн. изд-во, 1988.
  • Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения: автореф. дис. ... д. соц. н. М., 1994.
  • Громов М.Н. Культурное наследие как основа национальной идентичности. М.: ГАСК, 2005.
  • Иванов С.В. Архитектурный орнамент народов Нижнего Амура // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 15. М.; Л., 1953. С. 278-282.
  • Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. М.; Л., 1954.
  • Иванов С.В. Медведь в религиозном и декоративном искусстве народностей Амура // Памяти В.Г. Богораза: сборник статей. Л., 1937. С.1-45.
  • Иванов С.В. Орнамент // Историко-эт-нографический атлас Сибири. М.; Л., 1961. С.369-435.
  • Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала XX). М.; Л., 1963.
  • Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-эт-нографический источник. М., 1979.
  • Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 76-79.
  • Кистова А.В., Кушнарева А.В. Формирование общероссийской национальной идентичности в процессе развития художественного образа. Анализ живописного произведения Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова» // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2011. Т. 4. № 12. С. 1669-1683.
  • Копцева Н.П., Кистова А.В. Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичности как философская проблема // Философия и культура. 2015. № 1. С. 12-19.
  • Копцева Н.П., Неволько Н.Н., Резникова К.В. Формирование этнической культурной идентичности в современной России с помощью произведений национального искусства (на примере эвенкийского эпоса и декоративно-прикладного искусства) // Педагогика искусства. 2013. № 1. С. 1-15.
  • Кочешков Н.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина XIX-XX вв.: проблемы этнических традиций. СПб.: Наука, 1995.
  • Крыжановская Я.С. Нанайский любительский театр и его место в историко-культурном процессе юга Дальнего Востока // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 6. С. 252-259.
  • Латур Б. Надежды конструктивизма // Социология вещей: сборник статей. М.: Территория будущего, 2006. С. 365-389.
  • Либакова Н.М. Формирование позитивной этнической идентичности индигенных народов посредством декоративно-прикладного искусства (резьба по кости) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. Ч. 1. С. 1887-1894.
  • Макарова И.А. Социально-философские подходы к определению понятия «этнос» // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 9. С. 84-92.
  • Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 43-53.
  • Михайлова М.А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 191-196.
  • Монаков А.М. Этнос и этническая идентичность // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2008. № 1. С. 72-91.
  • Островский А.Б. Ритуальная скульптура народов Амура и Сахалина. Путеводная нить чисел. СПб.: Нестор-История, 2009.
  • Попова М.К. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.
  • Рябова О.Н., Михайлов А.А. Этнический костюм как способ обретения идентичности // Построение систем управления устойчивым развитием территории: аспекты цифровизации. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции (г. Иваново, 22 июня 2021 г.). Вып. I. Иваново, 2021. С. 50-55.
  • Садыхова Л.Г. «Народный театр» как программа формирования национально-культурной идентичности // Ценности и смыслы. 2015. № 5. С. 80-88.
  • Смирнова Н.М. Когнитивные основания феноменологического конструктивизма // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. М.: «Канон+», 2009. С. 141-168.
  • Стенищева А.А. Этнокультурная идентичность: возникновение и становление // Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения» (г. Москва, 22-25 января 2022 г.): в 2-х ч. Ч. 2. М., 2022. С. 896-900.
  • Таксами Ч.М. Одежда нивхов // Одежда народов Сибири. Л., 1970. С. 166-195.
  • Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов (сер. XIX - нач. XX в.). Л., 1975.
  • Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. № 3. С. 3-21.
  • Тишков В.А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Московский центр Карнеги, 1997. С. 15-43.
  • Тишков В.А. Российская идентичность: внутренние и внешние вызовы // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 4. С.408-412.
  • Шарапова С.М. Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) ХХ в.: автореф. дис. ... к. культурологии. СПб., 2005.
  • Широкогоров С.М. Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. М.: Либроком, 2012.
  • Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Т. 2. СПб., 1899.
  • Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: Дальгиз, 1933.
  • Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  • Юань Цзяли, Лях В.И. К вопросу о характеристике этнокультурной идентичности современного общества // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 1а. С. 214-220.
  • Laufer, В., 1902. The decorative art of the Amur tribes. Memoirs of American Museum of Natural History. Vol. 7. New York.
  • Poster, M., 1998. Virtual ethnicity: tribal identity in an age of global communications. In: Jones, S. ed., 1998. Cybersociety 2.0: revisiting computer-mediated communication and community. London: Sage, pp. 184-211.
Еще
Статья научная