Современное состояние и динамика мирового импорта одежды
Автор: Долженко И.Б.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 4-2 (55), 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам современного состояния и динамике мирового импорта одежды ведущими странами - импортерами. Исследованы факторы, повлиявшие на изменения международной торговли одеждой за 20 последних лет. Выявлены причины переноса производства экспортной одежды в азиатские развивающиеся страны. Исследованы факторы, влияющие на динамику и направления изменений импорта одежды в связи с особенностями функционирования глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) индустрии моды.
Тнк, индустрия моды, международная торговля, одежда, глобализация, цепочки создания стоимости, импорт, экспорт
Короткий адрес: https://sciup.org/170190942
IDR: 170190942 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-4-2-205-209
Текст научной статьи Современное состояние и динамика мирового импорта одежды
В процессе глобализации мировой рынок одежды значительно изменился. Индустрия моды имеет одну из крупнейших в глобальной экономике сетей производства и потребления. Транснациональные корпорации, кибер-технологии и электронные СМИ существенно изменили способы производства, продажи, продажи, покупки, потребления и утилизации одежды. Важными чертами глобального рынка одежды являются сформировавшиеся глобальные цепочки создания стоимости, управляемые крупнейшими транснациональными корпорациями, и беспрепятственное обращения текстильных изделий и одежды без каких-либо барьеров между странами. Важной чертой глобальной индустрии моды является активная международная торговля текстильными товарами и особенно готовой одеждой, которая претерпела значительные перемены за последние 20-25 лет. Для индустрии моды, как и других сегментов мирового рынка, характерны высокие темпы трансграничного обмена товарами, которые были связаны с процессами международного разделения производства и формирования международных производственно-сбытовых цепо-чек,систем офшорингового производства и аутсорсинга [1].
Методы исследования. Объектом настоящего исследования явилась международная торговля одеждой. Предмет иссле- дования – современное состояние и структура мирового импорта одежды. В качестве информационной базы выступили данные ЮНКТАД, ВТО и МОТ, отраслевые данные, результаты опубликованных научных исследований в области международной торговли, глобализации и мировых рынков. Метод исследования – системный логический анализ.
Результаты исследования. Размер мирового рынка одежды в настоящее время превышает 500 млрд. долл. в оптовых ценах и растет с каждым годом. Внешняя торговля остается главной формой международных экономических отношений [2]. При этом внешняя торговля одеждой (SITC 84) в 1999 г. составила всего лишь 186 млрд. долл., что составляло 3,4% общего объема мировой торговли и 4.4% общего объема экспорта промышленной продукции [3]. За 20 лет по данным Всемирной торговой организации (ВТО) мировой экспорт одежды (SITC 84) существенно вырос и в 2019 году составил 492 млрд долларов. При этом в течение последней 20лет доля развивающихся стран в мировом экспорте одежды увеличилась с 20 до 80 процентов [4].
В течение длительного времени мировой рынок одежды был одним из наиболее зарегулированных и подпадал под существенные количественные ограничения. Итогом длительных переговоров явилось уп- разднение действовавшего Multi Fiber Agreement (MFA) и введение в 1995 г. 10летний специального торгового режима управляемого с помощью квот – Соглашения ВТО по текстильным изделиям и одежде, действовавшего до конца 2005 г. [5]. Отмена квот на одежду и текстиль с 1-го января 2006 года открыла эпоху жесткой конкуренции в международной торговле одеждой. Либерализация также открыла окно возможностей для развивающихся стран, которые сильно зависят от текстильной и швейной отрасли производства. Однако выгоды для развивающихся стран могут распределяться неравномерно. Затраты остаются движущим фактором конкурентных преимуществ фирм-экспортеров одежды, но теперь удерживать и сохранять конкурентоспособность компаниям все сложнее, потому что в условиях глобализации, цифровизации и быстрых потребительских перемен розничные торговцы вынуждены поднимать планку в отношении оперативности и гибкости своих поставщиков. Наличие сырья, квалифицированных кадров и разумная промышленная политика способствуют формированию и развитию собственной текстильной и швейной промышленности. Страны, которые являются более конкурентоспособными, имеют лучшие возможности для развития экспорта одежды. Отмена квот привела к росту доходов развивающихся страны более чем на 290 млрд долларов США и созданию примерно 35 млн рабочих мест, начиная с 1 января 2006 года, когда международная торговля текстилем и одеждой стала полностью либерализованной.
Вступление Китая в ВТО (2001 г.) и истечения срока действия Соглашения ВТО по текстильным изделиям и одежде (который завершился торговый режим 10летний управляемый с помощью квот) с 1го января 2006 года способствовали тому, что Китай стал важнейшим центром текстильной и швейной глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) [6]. Эти два события привели к перемещению глобализированными розничными торговцами и производителями производства одежды и ее экспорта в Китай и другие азиатские страны из-за низких затрат на рабочую силу, следуя логике сокращения затрат в рамках ГЦСС.
Наличие значительного обьема высококвалифицированной рабочей силы с невысокими зарплатами, готовность выпускать более сложные товары с добавленной стоимостью и доступное отечественное сырье, играют решающую роль для экспорта одежды из развивающихся стран. По мере того как заработная плата в Китае постепенно росла, а китайские фабрики перешли на производство более дорогих товаров, такие страны, как Бангладеш, Пакистан, Индия и Вьетнам, с более низкими общими издержками и затратами на заработную плату, начали привлекать производителей для перемещения своего производства из Китая.
Около 80% экспорта одежды в настоящее время приходится на развивающиеся страны, и среди этих поставщиков на мировой рынок ни один не вызвал столько дискуссий, как Китай [7]. Китай является ведущим экспортером одежды в ЕС, США и Японию – соответственно, крупнейший, второй и третий по величине мировые рынки одежды. На Китай в 2020 г. приходилось 19,2% импортного рынка ЕС и 16,7% рынка импорта одежды в США [8].
Следует отметить относительную важность группы региональных экспортеров одежды в Восточной Европе, Северной Африке и Латинской Америке, экспорт которых ориентирован на рынок ЕС или США соответственно. К группе региональных экспортеров одежды относятся следующие страны-экспортеры в ЕС (Турция, Румыния, Тунис, Марокко и Польша) и три страны-экспортера одежды в США (Мексика, Гондурас и Доминиканская Республика).
Важность таких экспортеров одежды как Польша и Венгрия, снизилась, а фирмы из стран более низкими затратами на рабочую силу (особенно Румыния и Болгария) претендуют на растущую долю заказов для рынка одежды ЕС. Однако можно отметить несколько тенденций, касающихся меняющегося характера сетей фирм этих стран с импортерами более развитых стран ЕС. Во-первых, использование тка- ней местного производства в экспорте одежды из региона растет. Повышение качества текстильной базы в регионе частично обусловлено прямыми иностранными инвестициями со стороны фирм ЕС, таких как итальянские текстильные компании, которые инвестировали в Румынию и Чешскую Республику. Совместные предприятия между компаниями из Западной Европы и местными фирмами также влияют на повышение качества и увеличения количества тканей местного производства. Во-вторых, между производителями одежды из Западной Европы и фирмами, расположенными в Восточной Европе, были разработаны «треугольные субподрядные контракты». В этом отношении типичен венгерский производитель трикотажных изделий Danube. Компания, которая обслуживает клиентов как из ЕС, так и из США, продолжает производить ткани в Венгрии, одновременно переводя часть своих швейных работ в Румынию, что, по сообщениям, привело к сокращению затрат на рабочую силу в размере 80%. В Болгарии треугольные производственные схемы организованы преимущественно турецкими фирмами, многие из которых производят продукцию для клиентов из США, а не для клиентов из ЕС или в дополнение к ним.
Среди ведущих стран импортеров одежды следует выделить: ЕС, на долю 28 стран которого приходилось в 2019 г. 34,2% общего мирового импорта одежды, США – 18,2%, Япония – 5,7%, Великобритания – 5%, Гонконг – 2,1%, Канада – 2,1%, Ю. Корея – 2.1%, Китай – 1,7%, Россия – 1,5%, Швейцария – 1,5% мирового импорта одежды [9].
В основе значительного импорта одежды ведущими импотреами лежат покупательная способность потребителей (часто измеряемой ВВП на душу населения) и численность населения. Европейский союз (28 стран ЕС), США и Япония оставались в тройке крупнейших мировых импортеров одежды в 2019 году. При этом закупки одежды десяти крупнейших мировых импортеров одежды в 2019 г. составили около 378 млрд. евро. В 2005 г. на десять крупнейших импортеров одежды прихо- дилось 90,8% от общего объема закупок в этом секторе. В целом на долю этих трех крупнейших мировых производителей одежды в 2019 году пришлось 58,1%.
Европа продолжает оставаться крупнейшим покупателем одежды, в 2019, Евросоюз импортировал одежды на 179,5 млрд. долл., по сравнению с 204 миллиардов долларов в 2018 г. После отмены квот в 2006 г. ЕС существенно увеличил объем импорта одежды, но сократил свою глобальную долю с 47,3% в 2005 году до 34,2% в 2019 году. Соединенные Штаты, второй по величине импортер одежды в мире, увеличили свои закупки на 1% в 2019 году до 92 млрд. долларов [10] Замыкает тройку лидеров Япония. В 2019 г. она увеличила импорт одежды на 8%, до 30 миллиардов долларов, при этом доля Японии в глобальном импорте одежды за 14 лет изменилась с 8,1% до 5,7% [11].
В целом структура мирового импорта одежды становится все более диверсифицированной, поскольку импортный спрос все больше исходит от стран с развивающейся экономикой с быстрорастущим средним классом.
При этом ряд стран с развивающейся экономикой становятся быстрорастущими рынками потребления одежды и начинают импортировать больше. Например, импорт одежды в Китай в 2019 году составил 8,9 млрд долларов, что на 8,1% больше, чем годом ранее. С 2010 по 2019 год импорт одежды в Китай рос почти на 15% в год по сравнению с только 1,9% в традиционной тройке лидеров.
Помимо основных мировых покупателей, Южная Корея, Китай и Швейцария были странами, которые больше всего увеличили свой импорт в 2019 году, зафиксировав рост, выражающийся двузначными числами. Южная Корея, занимающая пятое место в этой классификации, за последний год увеличила свои закупки на 16%, достигнув 11 миллиардов долларов – столько же, сколько Канада. В случае с Южной Кореей доля страны выросла с 1% в 2005 г. до 2,1% в 2019 г.; Китай – с 0,6% до 1,7% [11].
Вырос импорт одежды в Россию и Швейцарию за период с 2010 по 2019 гг.
Доля России в глобальном импорте одежды выросла с 0,3% до 1,5%. Швейцария, с другой стороны, при увеличении стоимостного объема импорта одежды сократила свою долю в мировом импорте одежды с 1,6% тринадцать лет назад до 1,5% в 2019 году [11].
Выводы. Европейский Союз, США и Япония продолжают оставаться крупней- шими импортерами одежды на планете, в то время как Южная Корея и Китай увеличивают свою долю в общемировом импорте одежды. Ведущие поставщики одежды как на рынки ЕС, так и на рынки США расположены в Азии, что подчеркивает динамизм экспорта производителей в регионе.
Список литературы Современное состояние и динамика мирового импорта одежды
- Спартак А.Н. Современные трансформационные процессы в международной торговле и интересы России // Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации. - Москва, 2018.
- Мировая экономика и международные экономические отношения: Полный курс. Учебник // Абрамова А.В., Алёшин Д.А., Апанович М.Ю., Арапова Е.Я., Булатов А.С., Волков А.М., Габарта А.А., Галищева Н.В., Горбанев В.А., Дегтерева Е.А., Дегтярева О.И., Елагин Д.П., Жданов С.В., Завьялова Е.Б., Зарицкий Б.Е., Зенкина Е.В., Иванова Н.А., Исаченко Т.М., Кавешников Н.Ю., Калашников Д.Б. и др. - Москва, 2021. Сер. Бакалавриат (4-е издание, переработанное и дополненное)
- INTERNATIONAL TRADE STATISTICS 2000. World Trade Organization (WTO). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/tradebysector_e.htm
- Lu S. WTO Reports World Textiles and Apparel Trade in 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://shenglufashion.com/2020/08/03/wto-reports-world-textiles-and-apparel-trade-in-2019
- Современные международные экономические отношения в эпоху постбиполярности // Исаченко Т.М., Медведкова И.А., Ревенко Л.С., Платонова И.Н., Абдурахман Т.К.А., Абрамова А.В., Гаранина О.Л., Адамчук Н.Г., Бостоганашвили Е.Р., Бренделева Е.А., Василенко Е.П., Винокурова О.С., Воинов А.И., Высоцкая А.Н., Костюшина М.С., Газинцева Н.В., Галкин С.А., Герасимов Е.Л., Григорук Н.Е., Гурова И.П. и др. - Москва, 2020.