Современное взаимодействие Евросоюза и Российской Федерации в Калининградской области в период действия санкций
Автор: Красовский Александр Михайлович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 9, 2015 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена механизму обеспечения региональной безопасности Калининградской обл. и сотрудничеству с Евросоюзом в условиях современной экономической и политической обстановки. Раскрываются общие основы современной составляющей экономической и политической обстановки в Калининградской обл., определяются ключевые действующие направления взаимодействия Калининградской обл. и Евросоюза, а также пути совершенствования сотрудничества Евросоюза и Калининградской обл. Новизна и актуальность настоящей статьи состоит в рассмотрении основных направлений развития Калининградской обл. в период действия санкций для Российской Федерации, а также в кризисный период развития.
Безопасность, калининград, калининградская область, европейский союз
Короткий адрес: https://sciup.org/170168102
IDR: 170168102
Текст научной статьи Современное взаимодействие Евросоюза и Российской Федерации в Калининградской области в период действия санкций
Я вляясь в настоящее время эксклавом Российской Федерации, Калининградская область (КО) становится полуанклавом Европейского союза в ходе его расширения. Калининград сохраняет и развивает тесные экономические контакты с федеральным центром и регионами России. Одновременно калининградская экономика тесно связана с Европой. Процесс экономической интеграции сочетается с экономической открытостью региона вследствие его географического положения и действия норм особой экономической зоны [Ламанд, Винокуров 2002]. Не удивительно, что будущее КО зависит от общего развития европейско-российских отношений, их экономической и других составляющих. В последнее время Калининград стал важной фокусной точкой европейско-российского диалога. Есть надежда, что множество проблем региона, связанных с его анклавным статусом, можно будет разрешить усилиями обеих сторон. В то же время КО – не только пассивный объект европейско-российских отношений. Она может и должна сыграть свою позитивную роль в их развитии.
По мнению официальных представителей ЕС, одним из внутренних препятствий диалога РФ и ЕС является недостаток взаимного доверия, сложившийся после событий 2014 г. Понадобятся многие годы, чтобы создать позитивную атмосферу. Россия до сих пор обеспокоена угрозой потенциального сепаратизма в регионе. ЕС беспокоят вопросы мягкой безопасности – преступность, нелегальная иммиграция, СПИД, туберкулез, контрабанда, трафик наркотиков, оружия и людей. Коррупция и особые правила экономической игры усложняют сотрудничество по ряду направлений.
Несмотря на сложившуюся экономическую и политическую ситуацию, европейским странам на Балтийском направлении к Калининградской области РФ нужно относиться позитивно по следующим причинам.
1. Калининградская область демонстрирует потенциально очень важную функцию анклава как привлекательного региона для взаимовыгодного сотрудничества. ЕС рассматривает возможность отработки различных моделей сотрудничества, наиболее значительными сферами которого могут стать передвижение людей (72-часовой безвизовый режим для граждан РФ или значительно более «дружелюбные» процедуры и правила) и экономика (свободная торговля).
2.КалининградужесталсоединяющимзвеноммеждуРоссиейиЕС.Необходимость решения чувствительного для обеих сторон вопроса привела к интенсификации переговорного процесса. Калининградская проблема дала им важную причину для сотрудничества и создания атмосферы взаимного доверия, позволила наработать полезный опыт переговоров в формате «Россия – ЕС».
3. Калининградская область – ускоритель российско-европейского диалога. Калининград уже привлек внимание сторон к проблеме передвижения людей между Россией и странами ЕС. В той степени, в какой решение этого вопроса связано с договоренностями по Калининградской области, можно сказать, что регион несколько ускорил развитие диалога по безвизовому режиму и может это делать и в будущем [Красовский 2007: 112].
Пример Калининграда может обладать определенной ценностью и в рамках энергетического диалога. Перспективное строительство Балтийской АЭС и включение ее в общее энергетическое кольцо Балтийского региона, реализация проекта «Северный поток» 1 и решение вопросов совместимости энергосистем в связи с потенциальным экспортом электроэнергии из Калининградской области позволят РФ реализовать сотрудничество с ЕС в энергетической сфере на более высоком уровне.
В условиях публично декларированного партнерства между Россией и Евросоюзом урегулирование политических, правовых и экономических проблем КО, возникающих в связи с расширением ЕС, имеет особое значение. Это урегулирование приобретает функцию безошибочного и ясного индикатора готовности обеих сторон – и России, и ЕС – перевести совместные политические заявления о партнерстве в плоскость реальных практических шагов. При этом решение возникших острых международно-правовых вопросов (включая технические, например визовый) является не самоцелью, а лишь предпосылкой к формированию условий для ускоренного экономического развития КО как региона сотрудничества России и ЕС в XXI в. [Дергунова, Насыбуллова 2013: 157].
В наиболее полном виде позиции Евросоюза по Калининграду сформулированы в докладах Европейской комиссии, согласно которым Евросоюз рассматривает Калининградскую обл. в качестве особого региона России, уникальность которого заключается в том, что он географически отделен от остальной территории страны. Особенностью области является и то, что она находится в окружении стран – членов ЕС (с 1 мая 2004 г.).
По мнению ЕС, расширение самой организации (ЕС) сыграет положительную роль для ее соседей, включая Россию и субъект РФ – Калининградскую обл., которая сможет максимально использовать новые возможности благодаря своему выгодному географическому положению.
Однако при внимательном рассмотрении документов ЕС можно понять, что выгоды от его расширения фактически сведутся к более легкому доступу произведенных в Калининграде (и вообще в России) товаров на рынки Польши и Литвы благодаря введению в этих странах более низких общеевропейских пошлин. Но дело в том, что сейчас главными препятствиями для наращивания экспорта в Литву и в Польшу являются отнюдь не высокие пошлины, а недостаточное производство конкурентоспособных товаров, которые должны соответствовать стандартам Евросоюза. Так что само по себе снижение пошлин на экспорт в соседние с Калининградской обл. страны вряд ли даже в среднесрочной перспективе перекроет неудобства, связанные с осложнением и удорожанием коммуникаций с «материковой» Россией.
Евросоюз подчеркивает, что ответственность за развитие КО лежит на России и самом регионе. Тем не менее в связи с расширением ЕС и в контексте своей политики «Северного измерения» Европейский союз в 1991 г. выразил готовность содействовать экономическому и социальному развитию области [Карабешкин 2005]. Сотрудничество по Калининграду являлось одним из элементов более широкого партнерства между Россией и ЕС до 2014 г. В указанный период Европейский союз предоставил приблизительно 85 млн евро на различные проекты программы ТАСИС в Калининградской обл.
В настоящее время программа ТАСИС преобразована в программу «Европейский инструмент соседства и партнерства на 2014–2020 гг.», которая находится на стадии проработки. Данная программа реализуется как за счет средств стран ЕС, так и за счет Российской Федерации.
Поддержка Евросоюзом Калининградской обл. через программу ТАСИС была сосредоточена на ряде ключевых направлений:
– приграничное сотрудничество (развитие инфраструктуры, включая портовое хозяйство; совершенствование пограничных процедур и обучение сотрудников правоохранительных органов; приоритетное финансирование Евросоюзом различных пунктов пересечения границы между Калининградской областью РФ, Польшей и Литвой, реструктуризация предприятий, развитие людских ресурсов, содействие инновационным малым и средним предприятиям и поддержка энергетического сектора);
– здравоохранение и образование (содействие реформе здравоохранения, лечению и профилактике ВИЧ-инфекции; поддержка неправительственных организаций в социальной сфере с акцентом на социальную реинтеграцию бывших военнослужащих и их семей; сотрудничество между высшими учебными заведениями Калининграда и ЕС в рамках программы ТЕМПУС, мониторинг состояния окружающей среды и управление ею с целью повышения качества воды на границах с Литвой и Польшей, а также контроль за отходами в прибрежной зоне Калининграда).
Программа «Европейский инструмент соседства и партнерства на 2014–2020 гг.» особенно актуальна, и реализация ее возможна в т.ч. при действии взаимных санкций. Отдельные ее направления дают возможность выстроить баланс интересов, обеспечивающий устойчивое, безопасное, конкурентоспособное развитие как стран ЕС, так и субъектов РФ, расположенных на направлении транспортных коридоров, связывающих через транспортные магистрали России Восток, Запад, Север и Юг.
В условиях экономического кризиса и периода взаимных санкций обостряется необходимость развивать незапрещенные направления, в т.ч. инвестиционную политику.
При этом, оценивая предложения об установлении для Калининграда особого режима в торговле с ЕС, Евросоюз указывает, что поскольку Калининград является неотъемлемой частью России, то предоставление ему какого-либо особого статуса (например, зоны свободной торговли или таможенного союза) будет сопряжено с определенными трудностями. Это может породить ряд политических и юридических проблем. К тому же Россия, как считает Еврокомиссия, вряд ли предоставит Калининграду необходимую степень автономии. Поэтому у ЕС нет уверенности в том, что региону потребуется какой-либо особый режим (то есть, эта идея фактически отвергается, хотя и в достаточно мягкой форме).
Евросоюз признает, что его расширение имеет особые последствия для Калининградского региона, главным образом с точки зрения движения товаров, людей и поставок энергии.
ЕС выражает готовность способствовать экономическому развитию Калининграда, прежде всего через софинансирование совместных проектов.
В декабре 2008 г. Европейская комиссия начала реализацию программы приграничного сотрудничества Литвы, Польши и России в 2007–2013 гг. В программу была включена Калининградская обл. Российской Федерации. Бюджет программы составил более 144 млн евро, за счет этих средств участники получали до 90% финансирования своих проектов. В программе принимали участие органы территориального самоуправления, их отделы, общественные и некоммерческие организации, а также образовательные учреждения.
Приоритеты программы приграничного сотрудничества Литвы, Польши и России в 2007–2013 гг. были следующими:
– развитие административного потенциала региона;
– создание системы поддержки и сохранения здоровья школьников в Калининградской области и Клайпедском уезде;
– транспортное туристическое измерение;
– защищенная окружающая среда – здоровое молодое поколение;
– культура и искусство и др.
Всего на территории КО в рамках данной программы реализовывалось и реализуется 53 регулярных проекта (72,5 млн евро), 7 крупномасштабных проектов (42,1 млн евро). 15 муниципалитетов в Калининградской обл. участвуют в 31 проекте. Все проекты будут завершены до 31 декабря 2015 г. В настоящее время идет проработка концепции программы «Россия – Литва 2014–2020» и «Россия – Польша 2014–2020». Подготовку с российской стороны возглавляют Министерство экономического развития РФ и МИД России.
Важное место в документах ЕС по Калининграду отводится помощи по таким направлениям, как охрана окружающей среды, здравоохранение (прежде всего, борьба со СПИДом и туберкулезом), борьба с незаконными видами деятельности (незаконная миграция, нелегальная перевозка людей, нелегальная перевозка наркотиков, контрабанда и кража автомобилей и др.). Соответствующие разделы документов изложены, в отличие от многих публикаций, в европейской прессе [Красовский 2007: 122].
В результате и Россия, и ЕС показывают комплексный подход к решению проблем Калининградской обл., однако рассматривают их «по мере поступления», часто запаздывая и порождая ненужную цепочку кризисных ситуаций.
( продолжение следует )
Список литературы Современное взаимодействие Евросоюза и Российской Федерации в Калининградской области в период действия санкций
- Дергунова Н., Насыбуллова В. 2013. З. Бжезинский: Европейский союз и Российская Федерация: перспективы взаимодействия. -Власть. № 8. С. 156-160
- Красовский А. 2007. Политический механизм обеспечения региональной и глобальной безопасности (на примере Калининградской области): монография. -Калининград: Калининградский юридический институт МВД России
- Карабешкин Л. 2005. Калининградская проблематика в международных отношениях в постбиполярной Европе: дис. … к.полит.н. М. 176 с
- Ламанд В., Винокуров Е. 2002. Формирование торговой специализации Калининградской области. -Вопросы экономики. № 2