Современные международные конфликты с участием вооруженных сил России

Автор: Жекамухов Альберт Малилович

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 11, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье с позиций военно-геополитического подхода исследуется проблема современных международных конфликтов через призму участия в них Вооруженных сил России. Обращается внимание, что практически все случаи военного противостояния в XXI веке развернулись при прямом или опосредованном участии США и других стран «коллективного Запада». Россия долгое время избегала военной вовлеченности в подобные конфронтации, надеясь решить их дипломатическими мирными методами через свое посредничество (Ирак, Ливия). Когда обозначилась очевидность неэффективности подобного подхода, наша страна была вынуждена перейти к стратегии прямого использования своих вооруженных сил для защиты мирного населения и законно избранной власти зарубежных государств от внешней агрессии (Сирия, Украина). Отмечаются наиболее характерные проблемы, с которыми сталкиваются российские войска при выполнении миротворческих миссий: отсутствие укрепленных удаленных военных баз с развитой инфраструктурой, сложности со снабжением армии при выполнении задач на удаленных от границ России территориях, недостаточная эффективность системы управления войсками. Делается вывод необходимости учета данных факторов в будущем.

Еще

Сирийский конфликт, конфликт на донбассе, информационная война, современные локальные конфликты, терроризм, внешнее вмешательство, гуманитарная миссия, вооруженные силы России, сирия, сша, украина

Короткий адрес: https://sciup.org/149141887

IDR: 149141887   |   DOI: 10.24158/pep.2022.11.5

Текст научной статьи Современные международные конфликты с участием вооруженных сил России

которые приобрели затяжной характер и характеризуются участием в них международных террористических организаций. Запрещенные во многих странах, включая Россию, такие преступные сообщества вербуют в свои ряды как специально обученных боевиков, так и гражданское население, создавая при этом угрозу системе международной безопасности. В данной статье использован геополитический метод анализа военно-политических конфликтов, подробно описанный в работах современных российских политологов1 (Морозов, 2019). Геополитический анализ наиболее эффективен при рассмотрении проблематики, связанной с национальными интересами России. По мнению А.П. Цыганкова, П.А. Цыганкова, «сильной стороной российского реализма остаётся анализ особых условий, в которые погружена России. Это евразийское положение между Европой, Азией и Ближним Востоком, трансэтничность, размер территории и важность сильного централизованного государства» (Цыганков, Цыганков, 2022).

Окончание холодной войны в прошлом веке и распад Советского Союза не привели мир к безопасности и стабильности. Напротив, количество международных конфликтов, в том числе вооруженных, неуклонно растет, усложняются их причины, характер и период урегулирования, равно как и работа с последствиями. Эскалация точечных латентных конфликтов и рост межнационального напряжения привели к накоплению у России «значительного опыта участия в урегулировании конфликтов и конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве. Миротворческие операции в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии и Таджикистане в 1990-х гг. проходили при лидирующей роли России»2. На данный момент особого внимания также заслуживает многоуровневый конфликт в Украине, который длится с 2014 года, однако фактически его предпосылки имеют многолетние корни. Еще в 2013 году, до широкомасштабных антиправительственных вооруженных выступлений на Украине, совместный коллектив украинских и российских политологов, проанализировав правовую базу и институциональную организацию системы обеспечения национальной безопасности Украины, выявил в ней серьезные недостатки в информационно-аналитическом обеспечении, квалификации кадров и т.д. (Матвиенко и др., 2013).

После антиконституционного свержения президента Украины В.Ф. Януковича в ходе националистического путча Россия заняла последовательную позицию поддержки законно избранной власти, борьбы с экстремистскими течениями и фашизмом, оказания гуманитарной помощи мирному населению и его спасения. Особого внимания заслуживает многолетняя проблема проявлений фашизма, направленного в сторону русского населения Украины: запрет общения на родном языке, уничтожение исторических памятников и ценностей, насильственные действия в отношении гражданского населения, проживающего на Донбассе.

После проведения референдума по вопросу воссоединения с Крымом Россия столкнулась с многочисленными санкциями со стороны западного «международного сообщества» (Лукичов, 2021). Это стало стимулом реализации в нашей стране мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации, активное развитие импортозамещения. Начало Россией в феврале 2022 года спецоперации на Донбассе и признание суверенитета Луганской и Донецкой Народных Республик вызвало незамедлительное введение против нее новых ограничительных мер, исходящих от стран практически всего Запада и от США. При этом, несмотря на попытки оказать давление на Россию, используя ее политическую и экономическую изоляцию, негативные экономические последствия этих санкций на себе испытывает все мировое сообщество.

Запад и США своими действиями поддерживали и поддерживают распространение фашизма и экстремизма в мире, что создает угрозу безопасности, развитию, национальным интересам нашей страны. Ситуация с украинским конфликтом осложняется непрерывной военно-экономической помощью Киеву со стороны Европы и США, тем не менее российские войска успешно выполняют свою основную цель по демилитаризации, денацификации, денационализации Украины. На данный момент успешно проведён референдум по присоединению к России освобождённых от контроля киевского режима территорий, на которых проживает основная масса русскоязычного населения, – Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), Запорожской и Херсонской областей. Данное геополитическое событие явилось закономерным следствием длительного внутриукраинского культурно-цивилизационного конфликта (Широкорад, 2009), в который в итоге была вынуждена вмешаться Россия для защиты русского населения. В перспективе армии может быть поставлена задача по освобождению таких стратегически важных городов, как Харьков и Одесса, что ослабит военно-промышленный потенциал националистической Украины, лишит ее свободного доступа к черноморской акватории, что важно как упреждающий шаг по противодействию развертыванию в регионе военно-морских сил НАТО.

Все международные и приводящие к ним локальные конфликты обусловлены несовпадением интересов (экономических, военно-политических, территориальных) противостоящих сторон, причем тенденции в них определяются «гегемонами» международной арены. Ярким примером такой агрессии являются, например, «гуманитарные» интервенции США, которые обычно приводят к негативным последствиям для страны, которой такая помощь была адресована. Подобные конфликты, ведущие к военному вмешательству со стороны США в суверенитет независимого государства, обязательно предваряются информационной кампанией (Добреньков, Агапов, 2011) по его дискредитации в глазах мирового сообщества. С этой целью искусственно создаются поводы, якобы обязывающие американское руководство применить силу в общих интересах. Например, политические режимы Саддама Хусейна в Ираке, Муаммара Каддафи в Сирии и Башара Асада в Сирии были обвинены в изготовлении и хранении запрещенного химического оружия. Американская агрессия состоялась даже несмотря на то, что руководство данных стран открыло свою территорию для работы международных инспекторов, чтобы доказать отсутствие подобного оружия. Соответственно, информационно-пропагандистский фактор в действиях США и других стран НАТО против суверенных государств должен заранее учитываться потенциальными «жертвами» и упреждаться комплексом мер по формированию положительного образа своей страны во внешнем мире, укреплению национальной сплоченности и гражданской идентичности на основе общей исторической памяти внутри государства (Morozov, 2022).

Не участвуя в отражении американской агрессии против Ирака и Ливии, Вооруженные силы России сыграли решающую роль в положительном сдвиге ситуации на сирийских фронтах. Точечные удары российской авиации по укреплениям неофициально поддерживаемых США террористов позволили сирийскому руководству перейти от пассивной защиты к активному наступлению по освобождению своих территорий. В качестве примеров можно привести успешные военные операции, проведённые в Алеппо, Пальмире, горной Латакии, провинциях Хама, Идлиб, Дараа и Дамаск.

Если бы вмешательство в события, происходящие в Сирии, российских вооруженных сил так и не состоялось, это государство было бы обречено на распад и гибель, так как к началу антитеррористической операции под контролем Дамаска оставалось не более 10 % территории страны. Большое значение имела работа в Сирии российских технических специалистов, которые беспрерывно ремонтировали военную технику и оборудование. Благодаря им практически с нуля была восстановлена боеспособность артиллерии и ракетных войск правительственной армии республики, налажена работа системы противовоздушной обороны. В результате эффективных действий российской авиации и флота террористы были лишены возможности получения доходов, получаемых от незаконно добываемой нефти. Большую роль в обеспечении безопасности сирийских территорий сыграли также и российские саперы, так как на местах ведения боевых действий оставалось множество неразорвавшихся боеприпасов, которые были обезврежены нашими специалистами1. Длительность российской операции и кровопролитность боев на сирийской территории были обусловлены участием в конфликте других сторон – США и стран Запада, которые помогали боевикам, снабжая их боеприпасами, техникой, медикаментами.

18 сентября 2017 г., на основании достигнутого при посредничестве России, Турции, Ирана и ООН в Астане соглашения о создании зон деэскалации, был сформирован ирано-российско-турецкий координационный центр2. После освобождения от экстремистов районов Сирии в первую очередь решались вопросы гуманитарной поддержки населения, касающиеся подачи воды, электроэнергии, доставки предметов первой необходимости, оказания медицинской помощи, поддержания общественного порядка, патрулирования территорий. «Восстановлено 30 879 жилых домов, 713 образовательных и 118 медицинских учреждений. Отремонтировано 942 км автомобильных дорог. Проложено 860 км (за сутки – 1 км) линий электропередачи, введено в эксплуатацию 109 объектов водоснабжения, 126 хлебопекарен, 554 электроподстанции, 14 244 промышленных предприятия» (Вахшитех, 2018). Кроме того, в 2018 году российской стороной по согласованию с правительством Сирии был создан Центр приема, распределения и размещения беженцев (Карташов, 2016).

Между российскими военно-политическими специалистами спорным является вопрос создания военно-морской базы в Тартусе для расширения зоны влияния и автономности военно-морского флота России в Средиземноморье и Атлантике. Приверженцы этих взглядов считают, что Ближний Восток представляет собой концентрацию угроз и рисков для России на долгие годы, поэтому указанное решение необходимо. Их оппоненты возражают, что в таких нестабильных условиях создание военной базы будет привлекать лишнее внимание, станет «яблоком раздора» для мирового сообщества и начнет притягивать международных террористов. По их мнению, возможность создания такого рода баз появится, когда вооруженные силы экстремистов будут окончательно вытеснены за пределы территории Сирии. Присутствие России как военного оппонента в регионе должно быть признано другими государствами и стать фактором стабильности (Цуркан, 2017).

Сирийский конфликт стал ярким примером столкновения интересов двух политических гигантов – США и России. Америка поддерживала террористические организации еще на начальных этапах противостояния с целью смены действующего на территории Сирии политического режима. Россия и другие страны (в частности, Иран) подключились к разворачивающемуся локальному конфликту с целью оказания поддержки сирийскому народу, гуманитарной помощи, обеспечения договорного процесса противостоящих сторон. Россия, участвуя в переговорах, настаивала на включении в них всех участников конфликта. После установления прямого диалога между правительством Сирии и оппозицией (с участием ООН) стало возможно создание Россией, Турцией и Ираном трехстороннего механизма контроля за прекращением огня в Сирии. После чего нашей страной были разработаны и предложены проекты Конституции Сирии, чем были открыты новые возможности для урегулирования конфликта в республике. Дальнейшие переговоры в Астане и Женеве были посвящены обсуждению текста нового варианта основного закона, состава и полномочий правительства и процедуры проведения выборов. Позднее были рассмотрены вопросы, касающиеся борьбы с терроризмом, судьбы заключенных боевиков, а также принципов сегрегации антиправительственной оппозиции на радикальную и умеренную (с последней допускалось ведение переговоров о прекращении огня), создания зон безопасности и деэскалации. Кроме того, на переговорах «была поднята совершенно новая тема по восстановлению разрушенных древних памятников Сирии»1. По итогам организованного диалога противостоящих сторон удалось ввести и поддерживать режим прекращения огня в Сирии, снизить уровень насилия, утвердить решение об освобождении заключенных и заложников, решить ряд гуманитарных проблем и остановить поток беженцев.

В 2018 году был проведен ряд дипломатических встреч по проблемам Сирии с участием России. Одна из них, наиболее продуктивная, прошла в Сочи, где собрались представители действующей власти САР и оппозиции (включая племена и другие малочисленные группы). Были утверждены следующие положения договоренностей: «суверенитет, независимость, территориальная целостность и единство Сирии; необходимость демократических выборов без внешнего давления или вмешательства; стремление построить Сирию как демократическое государство, основанное на принципах равенства; активная борьба с терроризмом»2.

Сирийский конфликт не является завершенным и в наше время, нередки случаи нарушения договоренностей, которых удалось достигнуть на многочисленных переговорах: боевые действия и столкновения продолжаются3. В 2021 году российской авиацией были нанесены удары по боевикам, складам военных запасов, стратегическим важным точкам4.

Завершив анализ сирийского и украинского конфликтов, резюмируем следующее.

  • 1.    В данных ситуациях противостояния Россия выступила в качестве медиатора, миротворца, способствуя сохранению законной власти на территории суверенного государства и мирному урегулированию конфликтов, искоренению терроризма, сохранению независимости стран.

  • 2.    США, преследуя свои геополитические интересы, инициировали и поддерживали нелегитимную смену власти, спонсировали деятельность террористических и экстремистских организаций, желая бессрочного укрепления американских войск на территории Сирии и Украины. Турция также отклонялась от миротворческого курса, пытаясь решить «курдский вопрос». Россия заявила о себе как о ключевом игроке на Ближнем Востоке, что стало очевидно для мирового сообщества благодаря ее военно-политическому участию в урегулировании сирийского конфликта и поддержке суверенности САР.

  • 3.    На Ближнем Востоке установилось основное влияние только двух актеров: США и Россия, остальные участники – региональные (Иран, Саудовская Аравия и Турция, Израиль). Сирийский конфликт показал, что силы России после распада Советского Союза значительно возросли, как и возможности. В случае с украинским конфликтом Россию пытаются сделать «изгоем», забывая о зависимости европейских государств от ресурсов нашей страны.

  • 4.    В настоящее время в мировых конфликтах разного уровня значительно выросла ак

туальность информационного поля: параллельно вооруженному противостоянию используются гибридные информационно-психологические средства воздействия на участников конфликта, что напрямую влияет на общественное мнение, отражаясь в СМИ. Обстановки в Сирии и Украине продемонстрировали это в полной мере.

Современные локальные конфликты с участием вооруженных сил представляют собой опасность для всего мира, рискуя выйти за рамки одной страны и являясь благодатной почвой для развития терроризма, фашизма, дискриминации в результате нарушения суверенитета и смены государственного строя отдельных стран. При участии в разрешении подобных конфликтов Россия может сталкиваться с рядом проблем, о которых надо подумать заранее: отсутствие хорошо укрепленной и постоянной военной базы, материально-техническое оснащение боевых частей, проблемы в управленческом секторе, опосредованное вмешательство третьих стран (что зачастую означает поддержку террористов и других опасных организаций), в результате чего конфликт приобретает затяжной характер; информационная война, которая искажает реальность. Сказанное требует продуманности действий и предельной ответственности за принятые решения со стороны ключевых акторов реализации внешней политики России, в том числе с применением вооруженных сил страны.

Список литературы Современные международные конфликты с участием вооруженных сил России

  • Вахшитех А.Н. Роль России в урегулировании сирийского конфликта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2018. Т. 18, № 4. С. 514-522.
  • Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке. М., 2011. 217 с.
  • Карташов К.Н. Сирийский конфликт в цифрах // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 599-603.
  • Лукичов В.Л. Вооруженный конфликт на территории Украины. Хронология выполнения Минских договоренностей. Киев, 2021. 110 с.
  • Матвиенко Е.А., Васильчук Е.О., Морозов И.Л. Особенности институционально-правового обеспечения противодействия экстремизму в Украине // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 117-122.
  • Морозов И.Л. Теория сверхдлинных военных циклов В.Л. Цымбурского как инструмент современного геополитического анализа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24, № 5. С. 268-280.
  • Морозов И.Л., Историческая память как геополитическая категория // Вопросы политологии. 2022. Т. 12, № 4 (80). С. 1172-1180.
  • Цуркан А.А. Режим прекращения боевых действий в Сирии: успехи и перспективы российско-американского сотрудничества // Проблемы европейской безопасности. Вып. 2. М., 2017. С. 124-144.
  • Цыганков А.П., Цыганков П.А. Снова русский урок? //Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20. № 1 (113). С. 51-58.
  • Широкорад А. Украина. Противостояние регионов. М., 2009. 443 с.
Еще
Статья научная