Современные монголо-японские отношения
Автор: Базаров Виктор Борисович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 5, 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена современным монголо-японским отношениям. С начала 1990-х гг. Монголия проводит самостоятельную внешнюю политику, которая базируется на принципе «многоопорности». Исходя из концепции внешней политики Монголии, помимо традиционных партнеров, она имеет возможность развивать отношения с другими государствами, уравнивая тем самым влияние КНР и России. При этом из всех восточноазиатских государств Япония стала наиболее близкой «опорой» для молодой демократии Азии и возглавила организацию международной помощи Монголии. В небольшой исторический промежуток Монголия и Япония смогли нарастить двусторонние отношения до уровня стратегического партнерства. В статье автор анализирует развитие монголо-японских отношений в исторической ретроспективе, дает оценку изменениям во взаимоотношениях, характера партнерства на разных этапах.
Монголо-японские отношения, "третий сосед", внешняя политика монголии, внешнеторговый оборот, стратегическое партнерство
Короткий адрес: https://sciup.org/170171020
IDR: 170171020 | УДК: 94(517) | DOI: 10.31171/vlast.v27i5.6754
Текст научной статьи Современные монголо-японские отношения
Д ипломатические отношения между Японией и Монголией были установлены 24 февраля 1972 г. С начала 1990-х гг. сотрудничество Японии и Монголии стало приобретать качественно новый характер и масштабы, стимулированные не только демократическими реформами в Монголии, но и усилением курса Японии на развитие экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В годы монгольских реформ Япония стала главным международным донором Монголии. На нее приходится 1/3 объема помощи, оказываемой государству странами-донорами. Сравнительно быстро, хотя и неравномерно, растет внешнеторговый товарооборот двух стран [История Монголии... 2007: 390]. Колебания в объемах внешнеторгового сотрудничества объясняются в первую очередь медленными темпами становления рыночной экономики Монголии, ее несбалансированностью на отраслевом уровне и рядом других причин, обусловленных переходным характером современного этапа ее развития.
В 1990-е гг. в структуре японо-монгольского сотрудничества большое место занимает безвозмездная помощь японского правительства. В период с 1991 по 2013 г. правительство Японии предоставило Монголии безвозмездную помощь в размере 102,3 млрд иен, льготные кредиты в размере 77,3 млрд иен, техническую помощь в размере 36,5 млрд иен. Двусторонние отношения и сотрудничество расширяются из года в год1. В нулевых годах почти половина японских инвестиций была направлена в легкую промышленность Монголии, 12,6% – в культуру, искусство и образование, 12,7% – в телекоммуникации, 5% – в транспорт, 7,4% – в добывающую и 5% – в пищевую промышленность. Японские гиганты, такие как Митсуи, Сумитомо, Митсубиси и Иточу, были сильно заинтересованы в инвестировании горнодобывающих проектов Оюутолгой и Тавантолгой2. Монголия, в свою очередь, поставляла сырьевой кашемир и кашемировые изделия, которые служили основой монгольского экспорта в Японию (около 60%), текстиль (23%), медь (5,4%) и др. товары.
На международной арене Монголия и Япония ведут согласованную политику в ООН, регулярно проводят встречи на высшем уровне, сотрудничают в гуманитарной сфере.
Серьезный вклад Японии лежит в области научно-технической поддержки монгольских инфраструктурных проектов, реконструкции Улан-баторской ТЭЦ-4, а также в поддержке объектов социально-экономического значения. В 10 аймаках осуществлен капитальный ремонт и оснащены новейшим учебным оборудованием общеобразовательные школы, поставлена партия автобусов для общественного транспорта Улан-Батора, построен комбинат по производству кашемира Гоби, продукция которого стала брендом национального производства Монголии. В рамках программы «Корень травы» реализуется ряд проектов в отраслях аграрного сектора, животноводства. Постепенно помощь Японии из сферы обслуживания и услуг перемещается в разработку минеральных ресурсов, строительство дорог, объектов энергетики, развитие коммуникаций. В числе новых проектов – строительство крупного международного аэропорта. Расширяется сотрудничество в области развития человеческого ресурса, т.е. в образовании, здравоохранении, обеспечении населения чистой водой и т.д.
В начале нулевых годов нарастает межправительственный диалог. Так, премьер-министры двух стран встречаются с периодичностью раз в 4 месяца. Следует подчеркнуть, что столь регулярного контакта у монгольского руководства нет ни с одной другой страной.
При анализе данных внешнеторговых отношений Монголии и Японии за период 2005–2013 гг. видно, что доля японского товарооборота довольно низка, но наблюдается постоянный рост с редкими падениями, обусловленными снижением всего торгового оборота Монголии из-за последствий экономического кризиса 2008 г. 1 Также видно, что и экспорт, и импорт демонстрировали стабильный рост, за исключением упомянутых выше падений.
Стабильное развитие торгово-экономических отношений продолжается на фоне активных двусторонних дипломатических отношений. 9–11 февраля 2015 г. премьер-министр Монголии Ч. Сайханбилэг находился с официальным визитом в Японии. В результате переговоров с премьер-министром Японии Синдзо Абэ было подписано Соглашение о монголо-японском экономическом партнерстве2, что придало новый статус монголо-японским отношениям: теперь они будут рассматриваться в рамках стратегического партнерства. 22 октября 2015 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ прибыл в Монголию с официальным визитом. Был подписан межправительственный меморандум о сотрудничестве в реализации проектов строительства железнодорожной линии на восток от месторождения Тавантолгой и других соответствующих инфраструктурных проектов.
12–15 октября 2016 г. премьер-министр Ж. Эрдэнэбат находился с официальным визитом в Японии. В рамках визита прошли официальные переговоры с премьер-министром Синдзо Абэ. В совместном заявлении не раз подчеркивались важность и приоритетность монголо-японских отношений для Монголии. Стороны договорились разработать новую среднесрочную программу по развитию монголо-японского стратегического партнерства в 2017–2021 гг., отразив в ней ключевые направления деятельности на предстоящие 4 года.
30 августа 2017 г. в г. Улан-Баторе состоялась трехсторонняя встреча представителей министерств иностранных дел Монголии, США и Японии. Формат этого мероприятия представляет собой платформу по обмену мнениями по вопросам международного, регионального сотрудничества и экономической интеграции Монголии, Японии и США. В этот раз представители Японии и Соединенных Штатов выразили надежду, что Монголия полностью выполнит свои обязательства, согласованные с МВФ в рамках реализации расширенной программы финансирования. Японская и американская стороны отметили конкурентные преимущества монгольского сельскохозяйственного сектора и выразили желание сотрудничать с Монголией в реализации проектов в области возобновляемых источников энергии1.
6–7 сентября 2017 г. президент Монголии Х. Баттулга принял участие в Восточном экономическом форуме в г. Владивостоке. В первый же день форума он встретился с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. В беседе стороны обсудили вопрос создания в порту региона Дальнего Востока совместной хозяйственной единицы по поставке коксующегося угля из угольного месторождения Тавантолгой. Премьер-министр Синдзо Абэ предложил наладить тесное сотрудничество в области обороны, в т.ч. в решении северокорейской проблемы. Отметив, что правительство Японии решило предоставить Монголии долгосрочный кредит в размере 850 млн долл. США, Синдзо Абэ подчеркнул, что он поддерживает проводимую Монголией политику по обеспечению выхода к морю, по поддержке баланса во внешней политике и расширения экономических связей2.
21–25 февраля 2018 г. министр иностранных дел Монголии Д. Цогтбаатар посетил Японию с официальным визитом с целью укрепления политических отношений с Японией, расширения экономического сотрудничества и обеспечения реализации Среднесрочной программы по стратегическому партнерству (2017–2021 гг.) и Соглашения об экономическом партнерстве3. Также в рамках визита министр иностранных дел Д. Цогтбаатар провел встречи с министром экономики, промышленности и торговли Японии Хиросигэ Сэко, с вице-президентом Японского банка международного сотрудничества Т. Маэдой4 и принял участие в монголо-японском бизнес-форуме5.
26 апреля 2018 г. в г. Токио состоялась трехсторонняя встреча представителей министерств иностранных дел Монголии, Японии и США. Монгольскую делегацию на этой встрече возглавил госсекретарь МИДа Д. Даваасурэн, американскую сторону – исполняющая обязанности помощника госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана госдепартамента США г-жа С. Торнтон, японскую сторону – генеральный директор департамента по Азиатско-Тихоокеанскому региону МИДа Японии К. Канасуги. Стороны обменялись мнениями по вопросам обеспечения мира и стабильности в регионе СевероВосточной Азии: денуклеаризации Корейского полуострова, координации деятельности по вопросам общих интересов на международном и региональном уровнях. Также японская и американская стороны выразили готовность поддержать Монголию в региональной интеграции1.
11–13 сентября 2018 г. во Владивостоке состоялся IV Восточный экономический форум (ВЭФ), в котором приняли участие президент Монголии Х. Баттулга, президент России В.В. Путин, председатель КНР Си Цзиньпин, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ен и др. В рамках форума президент Монголии Х. Баттулга провел встречу с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Президент Монголии выразил заинтересованность в создании энергетической суперсети СевероВосточной Азии, расширении сотрудничества с Японией в сферах туризма, сельского хозяйства и строительства экогорода. Стороны обменялись мнениями по вопросам экономического сотрудничества, увеличения объема экспорта Монголии в Японию и обеспечения региональной безопасности2.
13 декабря 2018 г. премьер-министр Монголии У. Хурэлсух и премьер-министр Японии Синдзо Абэ провели официальные переговоры в г. Токио. Из 14 пунктов совместного заявления следует выделить договоренность о дальнейшем укреплении стратегического партнерства между двумя государствами, презентацию хода реализации Среднесрочной программы стратегического партнерства. Также премьер-министры двух стран выразили надежду, что новый международный аэропорт в г. Улан-Баторе станет символом сотрудничества и сыграет важную роль в расширении контактов между народами Монголии и Японии. Главы правительств согласились сотрудничать в области реализации инициативы «Свободный и открытый Индийско-Тихоокеанский регион», которая нацелена на поддержку интеграции, открытое развитие и сотрудничество между государствами региона3.
19 апреля 2019 г. министр труда и социальной защиты С. Чинзориг и министр юстиции Такаши Ямашита подписали меморандум о взаимопонимании для совместной реализации рабочей силы из Монголии. Этот меморандум позволяет гражданам Монголии работать в равных трудовых условиях с японцами на территории Японии. Напомним, что в 2018 г. Монголия вошла в число 9 стран, которым разрешено поставлять в Японию рабочую силу в соответствии с пересмотренным законом об иммиграционном контроле. Граждане Монголии имеют возможность устроиться на работу в 14 секторах, таких как строительство, гостиничный бизнес, сельское хозяйство, медицина, судостроение и пр.4
Таким образом, монголо-японские отношения, официально стартовавшие около полувека назад, реальное развитие получили только в постсоветский период. Монголия в переходный период, как и большинство стран бывшего соцлагеря, испытывала кризис как экономического, так и политического характера, сопровождаемый идеологическим сломом старых форм идентификации страны в новом мире. Япония получила прекрасный исторический шанс реализовать себя на освободившемся от влияния Советского Союза пространстве. Она возглавила донорскую помощь Монголии и вовлекла в оборот этого движения другие развитые страны. Не снижая принятых темпов в организации безвозмездной помощи и льготного кредитования, Япония стала внимательно изучать геополитические и геоэкономические перспективы своих дальнейших действий, усиливая свои взаимоотношения не только за счет известных инициатив гуманитарного содержания, но и путем комплексной системы подготовки и переобучения квалифицированных кадров.
В 1990-е гг. неспешный внешнеполитический диалог между Монголией и Японией сопровождался поступательным увеличением торгового оборота между этими странами и постоянным вливанием японской финансовой помощи, инвестиций в экономику Монголии. При этом японские инвестиции носили инфраструктурный характер с постепенным вовлечением новых объектов горнорудной промышленности Монголии. Постепенно шло нарастание внешнеполитического диалога между государствами, что увеличило доминанту Японии во внешней политике Монголии как основного «третьего соседа».
В нулевых годах монголо-японские отношения выстраиваются в русле стратегического партнерства, раскрывается геополитическая роль Монголии как равноправного и важного союзника в регионе Северо-Восточной Азии. Монголия для Японии становится посредником и в северокорейском вопросе, необходимым партнером в обеспечении безопасности в регионе.
Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект XII.187.1.4.«XII.191.1.2. «Межкультурное взаимодействие, этнические и социально-политические процессы в Центральной Азии», номер госрегистрации № АААА-А17-117021310264-4).
Список литературы Современные монголо-японские отношения
- История Монголии. ХХ век (под ред. Р.Б. Рыбакова). 2007. М.: Институт востоковедения РАН. 448 с