Современные подходы к организации торгов в Российской Федерации

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы с овершенствования государственной политики в сфере торгов, проводимых в интересах государства. Установлена конфликтность норм гражданского законодательства о торгах и специального законодательства о закупках. Выявлено, что такая сфера торгов требует постоянного мониторинга за процессами закупок.

Государственные закупки, муниципальные закупки, мониторинг, информация, контроль

Короткий адрес: https://sciup.org/170196799

IDR: 170196799   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-11-3-26-29

Текст научной статьи Современные подходы к организации торгов в Российской Федерации

Совершенствование государственной политики в сфере закупок требует организации постоянного мониторинга и выявления различного рода отклонений для получения информации о необходимости внесения изменений в существующее законодательство. В данном случае речь идет не о внесении изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о КС) [1], а о выработке подзаконных актов, направляющих заказчика на эффективный и правильный процесс организации закупочной деятельности.

«Логическая модель разрабатываемого мониторинга основана на том предположении, что тем или иным способом государство законодательно определяет постоянное наблюдение за процессами закупок. Однако, такое наблюдение должно базироваться не только на сборе статистической информации о закупках, но и на постоянном мониторинге, сообщающего о фактах как успешно осуществления закупок, так и имеющихся нарушениях», – справедливо отмечает С.А. Сергеева [3, с. 144].

Особенностью сценария такого мониторинга является выявление проблемных аспектов – «сигналов». К таким «сигналам» может быть отнесена различного рода ин- формация, связанная с сопровождением процесса государственных закупок. Эта информация может поступать как от неудовлетворенных участников закупок в результате проведения такой закупки, контрольных органов (в том числе Министерства Финансов РФ, Федеральной антимонопольной службы, Счетной палаты, органов казначейства), от цифровых платформ, в рамках которых регистрация участников, например, не приводит к участию в конкурсе и т.д., не считая информации о прямых правонарушениях в этом процессе. Мониторинг, учитывающий разовые «сигналы», позволяет своевременно предупреждать о возможных отклонениях за счет отслеживания именно трендов, наблюдаемых в данном сегменте.

Отдельного обсуждения требует вопрос о частоте проведения мониторинга закупок: несомненно, мониторинг не может быть проведен чаще, чем изменяется данные (т.е. предоставляется новая информация), – соответственно, оптимальным периодом оценки является период не менее одного года.

В современных условиях использование информационных технологий при осуществлении финансового контроля неизбежно. Так, дистанционное проведение контрольных мероприятий позволит максимально снизить нагрузку на объекты контроля с одновременным снижением количества нарушений, которые орган контроля мог бы предупредить. Опыт дистанционного контроля, который был реализован несколькими контрольнонадзорными органами через созданную Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций «Цифровой инспектор», показал ее целесообразность и востребованность. Система «Цифровой инспектор» начала функционировать в 2018 году и максимально исключает контакт проверяющего и проверяемого и упрощает информационное взаимодействие. Так, проверяющие на постоянной основе получают данные о деятельности объекта контроля и реагируют лишь на отклонения и нарушения. В результате каждый надзор реализуется только по проверочным листам, которые доступны как проверяющему, так и объекту контроля. По нашему мнению, внедрение такого механизма в деятельность органов государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок также позволит повысить эффективность такого контроля и максимально минимизировать коррупционные риски при реализации властного полномочия.

Далее, представляется целесообразным помимо ФАС и Минфина вовлечь в процесс разъяснений применения положений Закона о КС ведомства.

Так, например, заказчик, деятельность которого подведомственная Министерству образования и науки Российской Федерации, должен учитывать требования, установленные вышестоящим ведомством. В частности, Приказом Министерства образования и науки РФ не допускаются до образовательного процесса лица, имеющие судимость за преступления в отношении несовершеннолетних. Однако такое требование в закупочной документации заказчик установить не вправе.

Многие авторы отмечают несогласованность норм гражданского законодательства и законодательства о закупках. Так, М.В. Шмелева указывает, что «ГК устанавливает основы проведения торгов, при этом в ч. 6 ст. 447 ГК закрепляет приоритет специального закупочного законодательства над положениями ГК. Однако многие вопросы одновременно регулиру- ются и гражданским законодательством, и закупочным законодательством, что зачастую влечет к неизбежным коллизиям и несогласованности на практике. В частности, согласно ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон и по исчерпывающему перечню оснований. Согласно ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных кодексом. Случаи изменения договора в Кодексе и Законе о контрактной системе не совпадают» [4, с. 83]. Соответственно, необходимым представляется привести в соответствие нормы законодательства о контрактной системе с положениями Гражданского кодекса РФ [1].

Также представляется объективной и обоснованной позиция О.А. Беляевой по отмене Закона о КС и применении заказчиками электронных магазинов при закупке товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 3 млн.рублей [5, с. 93].

О.Н. Красновой выявления следующие факторы, сдерживающие развитие российской системы закупок, являются:

– нестабильность и сложность законодательства;

– концентрация усилий на процедурах закупок, а не на их результативности и обеспечении качества товаров, услуг и работ [6, с. 60].

Анализ способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) показывает, что на практике, неверно выбранный способ влечет за собой удовлетворенность заказчика в тех результатах закупки, которые были получены им при исполнении государственного (муниципального) контракта. Как отмечает Ю.Г. Соколовская, «при выборе способа закупок заказчик должен ориентироваться не только на востребованность и доступность того или иного способа, его преимущества или недостатки, собственные пожелания, но и на ограничения и требования, закрепленные в Законе №44-ФЗ» [7, с. 125]. Действитель- но, при выборе такого способа закупки как электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение порядных работ или оказание услуг заказчик лишается возможности оценить квалификацию специалиста, который в конечном итоге будет выполнять работы или оказываемые услуг. Представляется, что квалификация участника закупки в данном случае имеет первостепенное значение по сравнению с ценой, предлагаемой участником закупки.

По итогам исследования различных способов закупок, Я.Р. Фетисова приходит выводу о том, что электронный аукцион является наиболее популярным способом закупки по Закону о КС [8, с. 743]. При этом автор указывает, что «каждый из способов закупки характеризуется определенными преимуществами и недостатками. Практика использования тех или иных способов определения поставщиков еще раз подтверждает, что популярность и распространенность способов закупки связана, в первую очередь, с требованиями со стороны законодательства. Вторым определяющим фактором является приоритет- ность критерия цены или критерия качества».

В этой связи необходимо рекомендовать заказчикам при проведении закупок на право заключения контрактов на выполнение работ и оказание услуг выбирать такой способ определение поставщика как открытый конкурс в электронной форме, закупка должна проводиться в закрытой форме.

В целом совершенствование организации государственных (муниципальных) закупок может быть достигнуто путем максимальной цифровизации процедуры закупок, начиная с момента объявления закупки и сдачи ее результата заказчику. Так, отечественная платформа с использо- ванием искусственного интеллекта, разработанная резидентом фонда «Сколково» компанией «Биорг», поможет ускорить процедуру проведения госзакупок в три-четыре раза. Представитель компании в пресс-конференции указала на наличие отчетливого запроса со стороны государства на применение технологий искусственного интеллекта для обработки документов. По ее оценкам, цифровой помощник на базе платформы Beorg Smart Vision способен в три-четыре раза уско- рить распознавание и анализ комплектов документов по госзакупкам. Для этого систему нужно обучить на качественно размеченных наборах данных [9, с. 4].

Подвод итог вышеизложенному, следу- ет отметить, что мониторинг госзакупок, проводимый посредством цифровизации процедуры закупок, начиная с момента объявления закупки и сдачи ее результата заказчику, в настоящее время является ведущим направлением совершенствования торогов, проводимых в интересах государства, а механизмом защиты его добросо- за исключением тех случае, когда такая вестных участников.

Список литературы Современные подходы к организации торгов в Российской Федерации

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ. 2013. №14, ст. 1652.
  • Сергеева С.А. Совершенствование механизма антикоррупционного мониторинга реализации государственной политики регламентации закупок (на примере г. Москвы): дис. … канд. экон. наук. - М., 2019. - 193 с.
  • Шмелева М.В. Цифровые технологии в государственных и муниципальных закупках: будущее или реальность // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 12 (109). - С. 36-42.
  • Беляева О.А. Оптимизация контрактной системы: правовые аспекты // Аналитический вестник Совета Федерации. - 2021. - №18 (778). - С. 90-95.
  • Краснова О.Н. Электронизация закупок в России: результаты внедрения и барьеры в развитии // Legal Concept. - 2021. - №4. - С. 58-62.
  • Соколовская Ю.Г. Система способов государственных и муниципальных закупок // Вестник Университета "Кластер". - 2022. - №1 (1). - С. 113-127.
  • Фетисова Я.Р. обзор практики: наиболее распространенные способы закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗз // StudNet. - 2022. - №1. - С. 743-753.
  • Разработка резидента "Сколково" поможет ускорить проведение госзакупок в три-четыре раза // Аукционный вестник. - 2022. - № 564 (04.514). - С. 4-8.
Еще
Статья научная