Современные проблемы обеспечения режима ограничений в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Автор: Хафизова К.А.
Журнал: Мировая наука @science-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 6 (51), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается соблюдение конституционных прав граждан в условиях действия ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Также анализируется порядок привлечения граждан к административной ответственности за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и другие, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность, кодекс российской федерации об административных правонарушениях, конституционные права, конституция российской федерации
Короткий адрес: https://sciup.org/140266150
IDR: 140266150
Текст научной статьи Современные проблемы обеспечения режима ограничений в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
В конце 2019 года в Китайской Народной Республике (КНР) произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэ й). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 февраля 2020 год определила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, - COVID-19 («Coronavirus disease 2019»). Международный комитет по таксономии вирусов 11 февраля 2020 года присвоил возбудителю инфекции официальное название – SARS-COv-2.
Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации незамедлительно отреагировали на вспышку новой коронавирусной инфекции, и внесли изменения в законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наибольший интерес вызвали административные нормы, появившиеся в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях.
С момента появления в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции в редакцию Кодекса города Москвы об административных правонарушениях не раз вносились изменения – 1 апреля 2020 года, 10 июня 2020 года, 22 июля 2020 года, 17 февраля 2021 года и 19 мая 2021 года.
Так, Законом города Москвы от 1 апреля 2020 года в КоАП Москвы введена ст. 3.18.1 «Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы». Нарушение требований данной статьи влечет наложение административного штрафа и предусматривает привлечение к административной ответственности в упрощенном порядке, в соответствии с ч. 1.1 ст. 16.6 КоАП Москвы.
Новеллы КоАП Москвы ввели упрощенный порядок привлечения к административной ответственности за составы преступлений, не предусмотренных КоАП РФ, что привело не только к нарушению Федерального законодательства, но и ущемило право на защиту.
Суть упрощенного порядка привлечения к административной ответственности сводится к тому, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 3.18.1 КоАП Москвы, в случае фиксации административных правонарушений посредством технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения, рассматриваются в порядке, установленном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, согласно которому протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении выносится в отсутствие лица, в отношении которого вынесено постановление. При этом, лицо, привлекаемое к ответственности лишено прав, предусмотренных КоАП РФ: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью, что нарушает Конституционное право, предусмотренное ст. 48 Конституции Российской Федерации.
При несогласии с вынесенным постановлением гражданин может обратиться в вышестоящий орган или суд, для обжалования вынесенного постановления, с соблюдением сроков, предусмотренных ст. 30.3 КоАП РФ.
Однако, в условиях пандемии доступ к правосудию также был ограничен. Так, Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения были установлены нерабочие дни с 30 марта 2020 года по 3 апреля 2020 года. Позднее, Указами Президента от 2 апреля 2020 года и от 28 апреля 2020 года нерабочие дни были продлены до 8 мая 2020 года включительно. Судам было предложено в данный период времени определить численность федеральных гражданских служащих, обеспечивающих функционирование суда.
18 марта 2020 года было вынесено постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятое совместно с Президиумом Совета Судей Российской Федерации «Об ограничительных мерах в судах в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции». Данным постановлением приостановлен личный прием граждан, рекомендовано подавать документы посредством электронной почты или по почте России; судам необходимо рассматривать только категории дел безотлагательного характера, а также в порядке приказного, упрощенного производства; при наличии технической возможности инициировать рассмотрение дел путем использования системы видеоконферец -связи; ограничить доступ в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов. Так, доступ к правосудию был ограничен до 11 мая 2020 года включительно.
По данным Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации судами общей юрисдикции в 2020 году рассмотрено свыше 60 тыс. дел об административных правонарушениях в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения. Свыше 36 тыс. лиц были подвергнуты административному наказанию. За указанный период времени сумма административных штрафов по делам данной категории дел составила свыше 409 млн. рублей.
В связи с выше изложенным, можно сделать вывод, что лица, привлеченные к административной ответственности за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в большинстве случаев, были ограничены в конституционных правах, регламентированных ст.ст. 46-48 Конституции Российской Федерации.
Чтобы прийти к окончательному выводу по исследованному вопросу, необходимо изучить судебную практику.
Так, постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2021 года № 46-АД21-52-К6 постановление судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 6 мая 2020 года, решение судьи Самарского областного суда от 2 июля 2020 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29 октября 2020 года, вынесенные в отношении М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлены без изменения.
Судебными актами М. признан виновным в совершении административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
Согласно материалам дела, М., прибывший 27 марта 2020 года на территорию Российской Федерации из Республики Турция через пункт пропуска Москва «Внуково», где ему было вручено уведомление о необходимости оставаться дома, 2 апреля 2020 года осуществлял передвижение в принадлежащем ему транспортном средстве на территории Ставропольского района по городу Тольятти Самарской области, нарушив тем самым в период повышенной готовности требование пп. 2.3 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» об изоляции в домашних условиях сроком на 14
календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, то есть до 10 апреля 2020 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортом начальника ОГИБДД, фотоматериалом, сведениями на М., протоколом опроса названного лица от 4 апреля 2020 года, списком лиц, состоящих на карантинном учете в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ», копией уведомления для граждан, прилетевших из стран, где зафиксированы случаи новой коронавирусной инфекции, справкой на лицо, пересекавшее государственную границу Российской Федерации, и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указано, что действия М. квалифицированы верно, административное наказание назначено в пределах санкции. Оснований для освобождения М. от административной ответственности Верховный Суд РФ не усматривает. Право на защиту при производстве по делу не нарушено. Срок давности также не нарушен. Состоявшиеся судебные акты сомнений в законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены не усматривается.
Хотелось бы отметить, что указанная ситуация не являлась единичной, однако существует и иная практика рассмотрения дел, согласно которой постановления о привлечении лиц к административной ответственности отменялись, в виду отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения, а также в виду нарушения права на защиту.
Полагаю, что изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии негативных тенденций в развитии законодательства об административных правонарушениях в условиях пандемии COVID-19.
Список литературы Современные проблемы обеспечения режима ограничений в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.05.2021).
- Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 19.05.2021) "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
- Закон г. Москвы от 01.04.2020 N 6 "О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве" и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
- Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней".
- Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
- Указ Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 18.03.2020 N 808 О приостановлении личного приема граждан в судах.
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821 О приостановлении личного приема граждан в судах.
- Постановление Верховного Суда РФ от 24.03.2021 N 46-АД21-52-К6