Современные стандарты европейских интеграционных объединений в области прав человека

Автор: Караманукян Давид Тониевич

Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua

Рубрика: Международное и конституционное право

Статья в выпуске: 4 (17), 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье проведен глубокий анализ стандартов Совета Европы и Европейского союза в области прав и свобод человека и их значения для современных международных отношений и правовых систем стран мира.

Права человека, европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, хартия европейского союза

Короткий адрес: https://sciup.org/14317409

IDR: 14317409

Текст научной статьи Современные стандарты европейских интеграционных объединений в области прав человека

Human rights, European Convention on Human Rights, Charter of the European Union.

В современных условиях глобализации и интеграции правовых систем многих стран мира права человека стали неотъемлемой частью культуры любого гражданского общества, высшим выражением его морально-правовых ценностей. В этой связи в международном праве сложилась практика по их унификации путем заключения многосторонних международных договоров, в которых отражены обязательства государств по соблюдению основных принципов уважения и защиты прав человека и гражданина.

Таким образом, в международной юридической литературе появилось понятие «стандарты прав человека», представляющее собой обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы.

Согласно современной теории международного гуманитарного права стандарты прав человека бывают двух видов: универсальные и региональные.

Универсальные стандарты прав человека признаются всем мировым сообществом вне зависимости от религии, формы правления и т. п. Примерами могут служить Всеобщая декларация прав человека 1948 г.1, Международный пакт об экономических, социальных и культурных пра-вах2 и Международный пакт о гражданских и политических правах3.

Региональные стандарты прав человека устанавливаются заключением международных договоров между государствами определенного региона с учетом их традиций, принципов функционирования системы национального права и уровня социально-экономического развития. Вследствие данной особенности региональные стандарты могут развиваться динамичнее и быть более широкими, конкретными. Ярко выраженными примерами являются стандарты прав человека, созданные под влиянием европейских интеграционных процессов.

После Второй мировой войны интеграционные процессы развивались повсеместно, на всех континентах. В результате появилось множество раньше невиданных в теории международного права межгосударственных объединений.

Вместе с тем самыми результативными и сплоченными оказались процессы интеграции европейских государств, продуктами которых стали Совет Европы и Европейский союз, в рамках которых действуют два революционных международных договора о стандартах прав человека – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Хартия Европейского союза об основных правах.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод4 (далее – Конвенция) является европейской версией международных стандартов прав человека. В этом качестве Конвенция также послужила образцом для унификации нормативно-правовых актов по правам человека стран других регионов мира (например, конституционные акты практически всех стран постсоветского пространства).

В настоящее время структура Конвенции состоит из преамбулы, трех разделов, четырнадцати дополнительных протоколов и прецедентного права Европейского суда по правам человека.

Раздел I Конвенции «Права и свободы» (ст.ст. 2–18) содержит материальные положения Конвенции, определяющие права и свободы, обязательные для соблюдения государствами-участниками.

Раздел II «Европейский суд по правам человека» (ст.ст. 19–51) учреждает специальный механизм по защите гарантированных в Конвенции прав, устанавливает состав Европейского суда по правам человека, процедуру и юрисдикцию.

Раздел III «Прочие положения» (ст.ст. 52–59) содержит нормы заключительного характера о порядке вступления в силу Конвенции, условия ее денонсации, установления оговорок.

В силу того что с момента подписания Конвенции ее текст неоднократно подвергался пересмотру, были подписаны в общей сложности 14 протоколов, каждый из которых является самостоятельным международным договором, дополняющих Конвенцию новыми правами, принципами и гарантиями и структурно отделенных от основной части.

Для определения сущности и значения Конвенции целесообразно охарактеризовать и классифицировать ее по различным основаниям.

По содержанию закрепленных норм Конвенцию образуют следующие категории прав и свобод:

– личные и политические права (право на жизнь – ст. 1, право на достоинство в форме запрещения пыток и иного бесчеловечного отношения, свобода передвижения – ст. 2 пр. № 4 и др.);

– социально-экономические права (право на уважение частной собственности – ст. 1 пр. № 1, право на свободу мысли, совести и религии – ст. 9, право на свободу выражения мнений – ст. 10, право на образование – ст. 2).

По хронологическому подходу закрепленные в Конвенции гарантии относятся к правам «первого поколения», т. е. к тем правам, которые были признаны в национальных конституциях постбуржуазной эры (XVIII–XIX вв.). Однако специфика механизма Совета Европы по защите прав человека заключается не только в существовании писаного унифицированного текста – Конвенции, но и в интерпретационной деятельности Европейского суда по правам человека. Суд зачастую выводит из Конвенции новые положения, признаваемые им в качестве «при- сущих» Конвенции или «вытекающих» из нее5. Данный способ официального толкования в теории права принято называть эволютивным.

По характеру права и свободы являются преимущественно «негативными» правами, т. е. порождают обязанность для государственных органов и должностных лиц воздерживаться от совершения действий, посягающих на гарантированные права и свободы.

По субъектному составу подавляющее большинство норм Конвенции закрепляет права человека независимо от его государственной принадлежности (в том числе апатридам и гражданам стран, не участвующих в Конвенции). Вместе с тем в Конвенции содержатся нормы, наделяющие правами только граждан страны (запрещение высылки граждан – ст. 3 пр. № 4) или иностранцев (запрещение коллективной высылки иностранцев – ст. 4 пр. № 4, процедурные гарантии иностранцам в случае их высылки из страны – ст. 1 пр. № 7).

Более того, во многих случаях нормы Конвенции распространяют действие не только на физических, но и на юридических лиц, которые также управомочены направлять жалобы в Европейский суд по правам человека, ссылаясь на те или иные нормы документа. Наиболее часто подобная ситуация имеет место в случае нарушения права собственности, которое прямо гарантировано Конвенцией и для физических, и для юридических лиц («Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности» – ст. 1 пр. № 3).

Необходимо также отметить, что в Конвенции уделяется значительное внимание процессуальным правам, среди которых важное значение имеют ст. 6 «Право на справедливое судебное разбирательство» и ст. 13 «Право на эффективные средства правовой защиты». Доказательством этого является тот факт, что более половины жалоб, рассматриваемых в Европейском суде по правам человека, касаются вышеуказанных процессуальных норм6.

Кроме Конвенции, на европейском континенте действует еще один немаловажный междуна- родный акт по правам человека регионального характера, являющийся продуктом деятельности Европейского союза, – Хартия Европейского союза, принятая в 2000 г., однако вступила в силу после ратификации Лиссабонского договора Европейского союза7 (далее – Хартия Европейского союза).

Структурно Хартия Европейского союза состоит из преамбулы, которая сама по себе не содержит юридических норм (указывает цели принятия Хартии, ее принципы и источники), и 54 статей, сгруппированных в 7 глав.

Вместе с тем важнейшая специфика Хартии Европейского союза заключается в уникальном подходе к упорядочению основных прав и свобод человека. В отличие от классического подхода, принятого в Конвенции и, соответственно, во многих конституционных актах современных государств, основные права личности систематизированы в Хартии не по сферам их реализации (личная, политическая, социальноэкономическая), а по ценностям, которые они защищают.

В соответствии с этими и другими ценностями построена структура Хартии:

  • •    глава I «Достоинство» (ст.ст. 1–5) закрепляет те права и гарантии, без которых немыслимо бытие человеческой личности (право на жизнь, запрещение пыток и др.);

  • •    глава II «Свобода» (ст.ст. 6–19) призвана обеспечить свободную жизнедеятельность человека во всех сферах общественных отношений, защитить его от неправомерного вмешательства публичных властей (право на личную неприкосновенность, право на уважение частной и семейной жизни, право частной собственности и др.);

  • •    глава III «Равенство» (ст.ст. 20–26) закрепляет наряду с принципом равенства положения о признании и уважении интересов групп населения, нуждающихся в особой защите общества (дети, пожилые люди, инвалиды);

  • •    глава IV «Солидарность» (ст.ст. 27–38) содержит трудовые и социальные права, в том числе запрет на детский труд, право на социальное обеспечение и др.;

  • •    глава V «Гражданство» (ст.ст. 39–46) устанавливает права и гарантии, предоставляемые в первую очередь гражданам ЕС;

  • •    глава VI «Правосудие» (ст.ст.47–50) предусматривает уголовно-правовые и процессуальные гарантии прав личности;

  • •    глава VII «Общие положения» (ст.ст. 51–54) определяет сферу действия и порядок применения Хартии, ее соотношение с другими источниками прав и свобод, в том числе с Конвенцией.

Хартия Европейского союза не могла отклониться от защиты уже существующих в разных источниках прав, признанных государствами-членами ЕС, называемых «новые права» или «права третьего и четвертого поколения». К данной категории прав следует отнести права, связанные с технологическим прогрессом в сферах биоэтики и информатики (запрещение клонирования и воспроизведения человека (ст. 3.2), защитой данных личного характера (ст. 8), окружающей средой (ст. 37), общественным потреблением (ст. 38), хорошей администрацией (ст. 41). К этой же группе относятся права ребенка (ст. 24) и права меньшинств, вытекающие из признания культурного, религиозного и языкового многообразия (ст. 22)8.

Уникальность Хартии Европейского союза заключается также в том, что гарантированные в ней права либо совершенно не упоминаются, либо трактуются в более абстрактной форме в таких классических источниках международного права, как Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Именно поэтому данный документ многими зарубежными юристами и учеными в области европейского и международного права признается революционным и базисным для всех дальнейших актов первичного и вторичного права Европейского союза по вопросам прав и свобод человека и гражданина.

Сегодня, благодаря достижениям европейских интеграционных объединений в области прав человека, европейское гуманитарное право стало эталоном подражания для законодателей большинства стран мира. Российское государство в этом вопросе не является исключением.

После распада Советского Союза было принято решение о включении России в интеграционную систему европейской конвенционной и судебной защиты прав человека для демократизации национальной правовой системы, формирования легитимного правового государства. Первым шагом России в данном направлении стало представление заявки на вступление в членство Совета Европы 7 мая 1992 г.

Основным продуктом широкомасштабной правовой реформы стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., в которой впервые в истории государственности России был утвержден принцип «Человек – высшая ценность государства», получивший свое формальное закрепление как в статьях первой главы, так и второй9.

Либеральное моделирование конституционной практики России усиливается ее участием в реализации либеральных европейских стандартов в области прав человека10.

Глава II Конституции, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина, во многом была сформулирована путем трансформации положений первого раздела Европейской конвенции, что может быть подтверждено посредством сравнительно-правового анализа текстов Конституции и Европейской конвенции. Аналогичная ситуация в отношениях других стран мира с европейскими стандартами прав человека.

Принципиальное значение Хартии Европейского союза и Европейской конвенции по правам человека в настоящий момент заключается в том, что впервые существует реальная международно-правовая база обобщенных и систематизированных норм международных универсальных договоров, обеспечивающая защиту концепции прав человека для граждан Европы и всего мирового сообщества.

Список литературы Современные стандарты европейских интеграционных объединений в области прав человека

  • Всеобщая декларация прав человека: принята Резолюцией 217А (III) Ген. Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Ген. Ассамблеей ООН 16 дек. 1966 г., вступил в силу 3 янв. 1976 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Ген. Ассамблеей ООН 16 дек. 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: принята Советом Европы 4 нояб. 1950 г., вступила в силу 3 сент. 1953 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  • Караманукян Д. Т. Прецедентное право Европейского суда по правам человека как составная часть российской правовой системы//Совр. проблемы гум. и естеств. наук: материалы междунар. науч. конф. М.: Ин-т стратег. исслед., 2011. С. 191-195.
  • URL: http://www.echr.coe.int/NR/rdonlyres/ACD46A0F-615A-48B9-89D6-8480AFCC29FD/0/FactsAndFigures_EN.pdf
  • Караманукян Д. Т. Европейский союз после Лиссабонского договора//Вестник Омского юрид. ин-та. Омск: Омский юрид. ин-т, 2011. № 1. С. 9-12.
  • URL: http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=483&Itemid=53
  • Караманукян Д. Т. Интеграция России в европейскую правовую систему//Трансформация СССР в Содружество Независимых Государств: причины, проблемы, противоречия (к 20-летию Беловежского соглашения 8 декабря 1991 г.): материалы всерос. науч. конф. Омск: Омский юрид. ин-т, 2011. С. 45-50.
  • Лучин В. О., Пряхина Т. М. Правовые основы регулирования взаимоотношений России и Совета Европы//Рос. правосудие. 2010. № 4. С. 5.
Еще
Статья научная