Современные технологии защиты от контрафакта
Автор: Джаркымбаева А.К.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 8-2 (71), 2022 года.
Бесплатный доступ
В этой статье исследуется понятие контрафактной продукции, главные отличие его от подделки и пиратства. Причины распространения контрафакта. Глобализация диктует свои правила, а вместе с развитием экономики параллельно развивается контрафакция. Доля контрафактной продукции варьируется в 3-4% от общего товарооборота по всему миру. Согласно оценкам исследовательской компании Euromonitor International, из-за нелегальной продукции потери мирового валового внутреннего продукта в 2020 году составили $2,2 трлн. Контрафактной продукции подвержены в основном лекарственные средства, техника, мыло-моющие и косметические средства, алкогольные и табачные изделия т.д. Среди стран поставщиков контрафактной продукции лидирующие места почетно занимают: Китайская Народная Республика, Турция, страны Центральной Азии.
Контрафакт, фальсификация, коррупция, доход, государство, ущерб, экономика, безопасность, защита
Короткий адрес: https://sciup.org/170195785
IDR: 170195785 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-8-2-133-138
Текст научной статьи Современные технологии защиты от контрафакта
Несмотря на то хроника фальшивок вычисляется тысячелетиями, только в минувшие десятилетия 20-века они стали «проблемой мирового масштаба». По данным Ведомства по интеллектуальной собственности Европейского союза, объем торговли контрафактной и пиратской продукцией во всем мире ежегодно составляет около 460 миллиардов евро. В Европейском Союзе контрафактная и пиратская продукция составляет около 6,8% всего импорта или до 121 миллиарда евро в год. Список регулярно обновляется [2].
Первоначально под контрафактом подразумевалась фальсификация валюты, но его использование расширилось до всех типов подделок, которые включают изготовление, торговлю документом или продуктом без разрешения законного владельца патента, товарного знака, авторского права или лицензии.
Слово «контрафакт» был заимствован в западноевропейских языках. Поэтому и у контрафакта, и у соответствующего английского слова counterfeit одни и те же корни. Среднеанглийское слово countrefet - имитировать, латинское contrafactio - подделка от contre- против + faire- делать. Если суммировать предельно лаконично, то контрафакт - нечто сделанное против чего-либо. Если более полно: контрафакт -новый продукт, созданный на основе существующего оригинала. В основе контрафакта - нарушение прав интеллектуальной собственности.
В инновационной экономике особенную значимость для юридических лиц имеют нематериальные активы. Один из разновидностей нематериальных активов считается абсолютное право на указанный в собственности юридического лица товарный знак - средство индивидуализации с пометкой.
Товарный знак и знак обслуживания -это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров, услуг других юридических или физических лиц. Обладатели товарных знаков выделяются среди множества товара, он действует как некое оружие воздействия на потребителей. За счет узнаваемости правообладатель товарного знака ста- новится узнаваемым, что гарантирует ему дополнительную прибыль [3].
Предоставление правовой охраны товарному знаку - это гарантия соблюдение прав предпринимателей. В Кыргызской Республике предусмотрена гражданская, уголовная и административная ответственность.
Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков осуществляется также путем: публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего; удаления с товара или его упаковки незаконно используемых товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени уничтожения изготовленных изображений товарного знака, сходного с ним до степени смешения; ареста или уничтожения товаров, в отношении которых был незаконно применен товарный знак.
Предусмотрена ответственность по ст. 225 Уголовного кодекса КР Незаконное использование средств индивидуализации (работ, услуг) [4] и ст. 399 Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) Кодекса Кыргызской Республики О Правонарушениях [5].
В случае обнаружение нарушения прав в области товарного знака правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков либо компенсацию, в сумме, которая определяется судом.
За рубежом ужесточили наказание вплоть до лишения свободы за нарушения в области товарного знака, согласно исследованию, выполненному по заказу Биз-нес-инициативы по борьбе с пиратством и контрафактной продукцией [6], Международной торговой палаты [7] и Международной ассоциации по товарным знакам [8], к 2022 году общий экономический ущерб от контрафактной продукции может достигнуть 4,7 трлн. долларов США (2,81 трлн. долларов США приходится на общую стоимость контрафактной продукции и 1,87 трлн. долларов США на экономические и социальные издержки) [9].
Использованные чужие патенты на изобретения, промышленные образцы, по- лезные модели все это можно отнести к контрафакту, кроме незаконного тиражирование программных продуктов, электронных книг - это пиратство.
Продукцию, в производстве которой незаконно использованы чужие патенты на изобретения, промышленный образец или полезная модель, по сути, также можно трактовать как контрафактную. Отличие контрафакта от подделок состоит в том, что признак первого нарушение прав интеллектуальной собственности, второй вводит в заблуждение покупателя относительно свойств реализуемого товара (состава, срока годности и т.д.).
Обеспечение соблюдения законов о борьбе с контрафактной продукцией усложнилось по мере расширения доступа к технологиям и облегчения транснациональной продажи товаров и услуг. Помимо проблем, связанных с выявлением и отслеживанием контрафактной продукции и производителей, контрафакция представляет собой дополнительную проблему, связанную с тем, что потерпевшие мало или вообще не обращаются в правоохранительные органы Кыргызской Республики. Покупка контрафактной сумочки, например, может не рассматриваться потребителем как преступление - это дешевый способ носить модный аксессуар. Тем не менее, мало-кто задумываются о том, что деньги, потраченные на контрафактные товары, могут в конечном итоге оказаться в руках организованных преступных групп или как страдают юридические лица, которые ведут бизнес в рамках закона. Вред, причиняемый контрафактной продукцией, затрагивает всех. Во-первых, контрафактные товары, такие как фармацевтические препараты, продукты питания, игрушки или запчасти для автомобилей, могут представлять серьезную угрозу для здоровья потребителей. Во-вторых, контрафакция подрывает сферу трудовой занятости, поскольку продукция копируется и производится нелегально, оказывает значительное влияние на права трудящихся во всем мире. Часто в таких предприятиях не соблюдается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, которые оказывают влияние на его здоровье и работоспособность. В-третьих, контрафактная продукция прямо влияет на экономику, государства которая сопровождается в создании подпольной торговлей, которая лишает правительство доходов от жизненно важных общественных услуг, тем самым ложась тяжелым бременем на налогоплательщиков. Наконец, контрафакт также оказывает значительное влияние на окружающую среду, поскольку производство контрафактных товаров не соответствует правилам [10, с. 60-68].
Существует также большая потребность в повышении осведомленности о масштабах проблемы и ее последствиях для общества. Например, необходимо осведомлять потребителей о вреде контрафакции, через международные и национальные организации в области здравоохранения, такой подход давал бы возможность потребителю сделать более осознанный выбор.
Контрафактный бизнес – это глобальная проблема, организованная трансграничными преступными сетями. Поэтому борьба против организованной преступности является важным первым шагом в создании надежной правовой базы для борьбы с незаконным оборотом контрафактной продукции. Помимо настоятельного призыва к государствам-участникам создать механизмы, в частности, для сотрудничества правоохранительных органов и взаимной правовой помощи в рамках соглашений, государства могли бы принять решение о более жестких нормативно-правовых актах для борьбы с незаконным оборотом контрафактной продукции, особенно в сфере общественного здравоохранения и угрозы безопасности.
Бесспорным лидером производства контрафактной продукции и главным ее экспортером является Китай. В отчетах «Экономические последствия распространения контрафактной и пиратской продукции» Европейского ведомства по интеллектуальной собственности, при анализе 500 тыс. случаев конфискаций контрафактных товаров таможенными ведомствами различных стран мира, более 20 процентов являются контрафактными. Основные страны производителей контра- фактной продукции Китай, с большим отрывом следует Турция (3,3%), Сингапур (1,9%), Таиланд (1,6%), Индия (1,2%) [11, с. 136].
Контрафактное производство и торговля охватывают все более широкий спектр товарной номенклатуры – от детских игрушек, продуктов питания до запасных частей к автомобилям и самолетам. Традиционно велики масштабы контрафакта на рынке алкогольной, табачной, фармацевтической продукции. По оценкам экспертов в отчетах «Экономические последствия от распространения контрафактной и пиратской продукции», на мировом рынке алкогольной продукции доля контрафакта составляет не менее 25%, а на мировом рынке табачной продукции – 11,6% общего объема продаж. Подделка лекарств, по сути, приобрела характер глобальной проблемы. Доля контрафакта в мировом обороте фармацевтической продукции составляет в среднем 7-10%. При этом в ряде стран Азии и Латинской Америки – достигает 30, а в некоторых регионах Африки – 40%. Высок интерес фальсификаторов к сектору бытовой электроники (26%), программного обеспечения, продовольственной продукции, автозапчастей, игрушек, одежды и обуви [12].
Особым интересом правонарушителей пользуется продукция компаний и фирм США, Франции, Италии, Швейцарии, Германии. Наиболее часто их атакам подвергаются товары всемирно известных брендов, например: Acer, Mango, Zara и т.д. Продавцы контрафактных товаров пользуются тем, что узнаваемость этих брендов приносит огромную прибыль.
Потери «белой» экономики от контрафактной продукции включают следующие основные компоненты: потери государственного бюджета, убытки компаний-правооблателей, ущерб потребителей (предприятий, частных лиц). Изготовление и продажа контрафактной продукции лишает государственный бюджет части поступлений в форме акцизов и налогов. Общей статистики ущерба от продаж контрафактных товаров отсутствует,
К общегосударственным издержкам от контрафакта следует отнести также расхо- ды бюджета на профилактику контрафактной деятельности, на содержание и финансирование правоохранительных и таможенных органов в части выполнения ими функций по выявлению и пресечению контрафакта. Кроме того, процесс аутентификации товаров требует затрат времени квалифицированных экспертов, а это тоже общественные издержки, которые обусловлены распространением контрафакта.
Наступление контрафакта на «белую» экономику заставляет легитимных производителей нести дополнительные расходы на модернизацию дизайна и новые технологии для изготовления сложных упаковок и защитных элементов, снижающих риск подделок маркированных изделий. Немалые средства компании -производители маркированной продукции вынуждены тратить на мониторинг рынка, выявление случаев фальсификации оригинальных изделий, содействие юридическому оформлению правонарушений и судебному преследованию правонарушителей и др.
Важно подчеркнуть, что контрафакт действует и на инновационные процессы и социально-экономическую сферу государства. Интеллектуальная собственность является двигательным рычагом создание стоимости юридических лиц, роста экономики и конкурентоспособности.
Мировое бизнес-сообщество и правительства многих стран, осознавая растущие угрозы контрафакта для экономики и общества, активизировали борьбу с этим явлением. Укрепляются правовые, административные, организационные основы антиконтрафактной политики. Проводятся международные форумы такие как «Антиконтрафакт». Теснее становится взаимодействие государства и бизнеса в борьбе с контрафактом, расширяется международное сотрудничество в области охраны прав владельцев товарных знаков. Одним из важных направлений антиконтрафактной политики является поиск эффективных методов и инструментов борьбы с контрафактом, воплощение в жизнь новых инженерных решений в области антиконтра-фактных технологий.
В этих целях Кабинетом Министров Кыргызской Республики создан Департа- мент регистрации населения при Министерстве цифрового развития Кыргызской Республики, который обеспечивает предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам с использованием современных информационных технологий [13].
Что касается мировой практики в феврале 2021 года Ведомство интеллектуальной собственности Европейского союза выпустила Руководство «Технология защиты от контрафакта» (далее – руководство). В руководстве указано, что правительство обязано координировать работу по защите юридических и физических лиц от контрафактных товаров, а в свою очередь последние несут ответственность за исполнение этих правил.
Существует множество отработанных и готовых к использованию технологий защиты от контрафакта. Это подчеркивает прогресс в инновациях, но это не всегда лучшее решение для всех, так как то, что работает для одного бизнеса, может не работать в отношении другого.
В техническом руководстве есть 6 категорий:
-
1. Электронные технологии: к ним относятся Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) – способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках, Near field communication, NFC («связь в близком поле») – технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая даёт возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров [14, с. 150-160], электронные пломбы, магнитные полосы и контактные чипы;
-
2) Технологии маркировки: полосы с оптической памятью, машиночитаемые коды, защитные голограммы, чернила (например, чувствительные к излучению, реактивные или термохромные чернила), зашифрованные изображения, водяные знаки, микротексты, уникальные идентификационные метки и, наконец, схемы обнаружения копирования;
-
3) Химические и физические технологии: кодирование ДНК, химическое кодирование и индикаторы, кодирование клеем (метод, при котором нагревание полимера приводит к образованию случайных пузырьков, а затем состояние этих пузырьков записывается в базу данных для справки), отпечатки пальцев на поверхности и лазерный анализ поверхности;
-
4) Механические технологии: этикетки (например, клейкие этикетки, бирки или сверхпрочные этикетки), лазерная гравировка, защита от изменений, устройства, пломбы, защитные нити и пленка;
-
5) Технологии для цифровых медиа: системы digital rights management (цифровое управление правами или управление цифровыми правами) цифровые водяные знаки, хэширование (использующее уникальные числовые идентификаторы, генерируемые на основе содержимого файла) и снятие отпечатков пальцев;
-
6) Технологии общего реестра (блок-чейн, например, используемые Knorr/Unilever).
Из всех технологий защиты от подделок, доступных для бизнеса, те, которые защищают от подделки физических продуктов, касаются компаний, которые продают физические продукты. Такие продукты, как фильтры для воды, видеокарты или пищевые продукты, являются контрафактными и обходятся предприятиям дорого. Защита от подделок для продуктов этой категории подпадает под «технологии маркировки», включая шаблоны обнаружения копирования.
В Руководстве объясняется, что представляют собой эти шаблоны обнаружения копирования и как их использовать; с помощью графического представления безопасного QR-кода Scantrust. Руководство, вероятно, обращает на это внимание, потому что безопасные QR-коды обладают такими огромными свойствами защиты от подделок. Стандартные QR-коды предназначены для хранения информации, их легко воспроизвести и легко прочитать. В сочетании вы получаете лучшее из обоих миров. Код, разработанный таким образом, чтобы любой, у кого есть смартфон, мог проверить, является ли безопасный QR-код подлинным или нет [15].
Шаблоны обнаружения копирования, также называемые защищенной графикой, представляют собой небольшие случайные цифровые изображения. Они могут печатать на упаковке, продуктах или документах для обнаружения подделок. Эта технология основана на том принципе, что при печати или сканировании цифрового изображения некоторая информация в исходном изображении неизбежно теряется. Это не зависит от качества сканирования или технологии фотокопирования. Шаблоны обнаружения копирования предназначены для максимизации потери информации всякий раз, когда шаблон печатается или копируется. Поскольку шаблон обнаружения поддельных копий будет скопирован или отсканирован как минимум на один раз больше, чем оригинал, результирующее изображение всегда содержит меньше информации, чем исходное изображение. Аутентификация означает сравнение количества информации в шаблоне обнаружения отсканированных копий с исходной записью.
Когда дело доходит до подделки и подтверждения подлинности физических предметов, шаблоны обнаружения копирования являются одними из лучших из существующих. Затраты на внедрение являются разумными и значительно ниже, чем для физических или электронных меток. Стоимость кода за единицу уменьшается по мере увеличения объемов. Шаблоны обнаружения копирования могут быть краеугольным камнем любых усилий по защите бренда, правда. Они также могут легко подключаться к программам взаимодействия с потребителями и лояльности. Особенно, когда у реселлеров «последней мили» есть стимулы для взаимодействия с кодом.
Список литературы Современные технологии защиты от контрафакта
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.linkedin.com/company/euromonitor-international.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:31994R0040.
- Закон Кыргызской Республики О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров от 14 января 1998 года №7.
- Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 28 октября 2021 года №127.
- Кодекс Кыргызской Республики О Правонарушениях от 28 октября 2021 года №128.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iccwbo.ru/blog/2016/mezhdunarodnaya-initsiativa-bascap/
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iccwbo.ru/ob-icc
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www/wipo.int
- Отчет «Экономические последствия от распространения контрафактной и пиратской продукции».
- Абрамова Н. Некоторые правовые аспекты коллективного управления имущественными правами // ИС. Авторское право и смежные права. - 2011. - №1. - С. 60-68.
- Актуальные проблемы теневой экономики: опыт ЕС по борьбе с контрафактной продукцией и возможность его адаптации в России: Монография / Д.Г. Ломсадзе, Е.О. Дедюрина. - Воронеж: ООО «РИТМ», 2019. - 136 с.
- ОТЧЕТ о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе за 2019 год.
- Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 15 ноября 2021 года № 257.
- Kasper, Timo; Dario Carluccio, Christof Paar. An embedded system for practical security analysis of contactless smartcards // May (vol. 4462). - P. 150-160.
- Руководства по технологиям борьбы с контрафактной продукцией 2021 г.