Современные тенденции продления возрастных границ среднего возраста
Автор: Прилепский Илья Александрович
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Социально-культурная деятельность
Статья в выпуске: 3 (47), 2012 года.
Бесплатный доступ
В современном мире демографические тенденции ведут к изменению возрастных границ и изменению статуса возрастных групп, особенно между средним и пожилым возрастом. Недостаточная разработанность периодизации развития личности, начиная с периода зрелости, является одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем. Нормативные критерии возраста психологически диктуют соответствующее им поведение и образ жизни. Принятый у нас в стране нормативный статус возрастных групп и приписываемые им аскриптивные возрастные свойства негативно отражаются на жизненном пути конкретного индивида.
Возраст, демографические тенденции, периодизация возрастного развития, положение человека, самооценка, самоуважение, старение населения, статус человека, статус возрастных границ, уверенность в себе
Короткий адрес: https://sciup.org/14489208
IDR: 14489208
Текст научной статьи Современные тенденции продления возрастных границ среднего возраста
В современном мире демографические тенденции связаны с увеличением продолжительности жизни и принявшими необратимый характер темпами старения населения. Проблема уже давно стала глобальной: по оценкам ООН, к 2050 году доля людей старше 65 лет в общей численности населения мира вырастет до 16,2% по сравнению с 7,6% в настоящее время (11). Растущая продолжительность жизни и улучшение условий труда ведут к более позднему фактическому выходу на пенсию. С дугой стороны, научнотехнический прогресс и усложняющееся производство требуют более продолжительного периода обучения. Все эти тенденции ведут к изменению возрастных границ и изменению статуса возрастных групп, особенно между средним и пожилым возрастом.
Известно, что при старении происходит постепенное угасание физических и психических возможностей организма. «Изменения в организме человека наступают в возрасте после 20 лет, то есть, едва достигнув зрелости, наш организм начинает медленно склоняться к старости. Однако невозможно указать точную границу, с которой оно начинается», — пишет профессор Ф.Г. Углов (8). Тем более что старение организма зависит не только от врожденных и генетически обусловленных особенностей организма, но и от социальных условий, в которых живет человек, а также от степени его активности, достигнутого социального положения, образа жизни, культуры питания, способа проведения досуга и т.д.
Периодизация развития личности, начиная с периода зрелости, является одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем и к началу ХХI века становиться всё более актуальным.
Дело в том, что статус пожилых людей всё больше претерпевает негативные изменения. На это повлияло увеличение темпов научно-технического прогресса, которое приводит к обесцениванию опыта прошлых поколений в глазах последующих поколений. В своих работах на это обращали внимание многие специалисты в области социологии, антропологии, истории и этнографии. Это J. B. Williamson в 1982 году; R. Baumeister в 1986 году; М. Мид в 1988 году; K.J. Branco, A.J.C. Cuddy, M.I. Norton , S.T. Fiske в 2005 году; G.O. Hagestad, P. Uhlenberg в 2005 году; T.D. Nelson в 2005 году (5).
В западной, да и русской культуре это происходило в два больших этапа.
Начало первого этапа можно, примерно, отнести к ХV веку. Это связано с распространением книгопечатания, которое привело к постепенному и неуклонному увеличению грамотности населения, что резко снизило важность изустной передачи опыта и традиций старших поколений молодежи.
Второй этап — современный. Его возникновение обусловлено рядом причин, основными из которых являются:
-
1. Повсеместное внедрение сначала радио, затем телевидения, а теперь компьютерной техники, Интернета, наукоемких технологий. Всё это приводит к быстрому устареванию знаний, трудовых навыков, жизненного опыта, требует постоянно учиться, а в пожилом возрасте это не просто.
-
2. Введение в ХХ веке (в России постепенно с 1920-х годов) законодательно закрепленного пенсионного возраста. Раньше пенсии назначались на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности, поэтому старость рассматривается как отдельный вид нетрудоспособности — «инвалидности в связи с наступлением определённого возраста».
-
3. Прогресс в медицине, приведший к значительному увеличению продолжительности жизни, но, к сожалению, часто неполноценной (инвалидизация общества).
-
4. Возрастная сегрегация, дифференцирующая возрастные группы в плане возможности доступа к тем или иным ресурсам, которыми располагает общество.
-
5. Изменение структуры семьи. Количество семей состоящих из нескольких поколений стремительно уменьшается, что приводит к разрыву связей меж-
- ду поколениями.
Всё выше перечисленное и привело к проблеме крайнего снижения статуса пожилого человека в современном обществе.
Ещё один аспект этой проблемы — довлеющее влияние стереотипа «типичного» пожилого человека (аскриптивные возрастные свойства) и неспособность отдельной личности противостоять распространенным в обществе негативным стереотипам. Для западной культуры и для России характерны боязнь и непринятие старения — это культурный стереотип. В сознании большинства людей старость прочно слилась с обликом немощного человека (старый — значит инвалид). Такой взгляд влияет на самооценку пожилых людей: чем больше индивид подвержен влиянию стереотипов, тем ниже его самоуважение. Часто человек попадает в следующую ситуацию: в молодости была сформирована негативная оценка старости и теперь, достигнув пожилого возраста, он переносит эту оценку на восприятие себя. Есть и другой «вариант»: пожилой человек думает, что у окружающих он вызывает те же чувства, что и его ровесники у него самого, как следствие — чем ниже мнение человека о своих ровесниках, тем ниже его самооценка. Кроме того, возможно, самооценка и существующие стереотипы «подпитывают» друг друга, образуя порочный замкнутый круг (7).
Феномену долгожительства, как показывают результаты исследований Б.Ц. Урланиса (9), способствует целый набор социальных признаков, регулирующих отношение к пожилым людям в обществе. Они направлены на снижение негативной временной перспективы; негативного са-моотношения, с ярко выраженной внутренней конфликтностью и самообвинением; негативной смысложизненной ориентации (отсутствие интереса в жизни, оценка себя как нерезультативного в жизни индивида, отсутствие целей в жизни). В противоположность западной традиции, многие исследователи приводят Японию в качестве примера общества с более чем положительным отношением к старости. Это приносит свои плоды — в Японии самая большая продолжительность жизни — 82,15(11). Вот еще один необычный факт: средняя продолжительность жизни граждан КНР, где так же традиционно положительно относятся к старости, лишь немногим меньше уровня продолжительности жизни в США. Средняя продолжительность жизни в Китае составляет 73 года (11), а в крупных городах, таких как Шанхай и Гонконг, достигает феноменального показателя в 80—82 года (11). Для сравнения — в США средняя продолжительность жизни равна 78 годам (11). Хотя уровень жизни в Китае не выдерживает никакого сравнения с американским уровнем жизни.
Периодизация развития взрослого человека является попыткой выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Периодизация отвечает на вопрос: чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и находящийся на данной возрастной стадии отличается от среднестатистического индивида другого возраста? Таким образом, периодизация разделяет и структурирует статусы различных возрастных групп.
При этом надо учитывать, что «любая периодизация жизненного цикла всегда соотносится с нормами культуры, она не столько описательна, сколько ценностнонормативна» (5). Правильно описать возраст можно, только учитывая специфику социальной среды и исторически сложившиеся особенности культуры в данное время. «Возрастные категории и стереотипы всегда и везде многозначны, противоречивы и амбивалентны (от лат. ambo — “оба” и лат. valentia — “сила” — двойственность отношения к чему-либо), одновременно описательны (дескриптивны) и нормативно-предписательны (прескрип-тивны)» (8). Нормативные критерии возраста — это принятая в данной культуре возрастная терминология, членение жизненного цикла с указанием длительности его этапов, с перечислением задач, решаемых на данном этапе, и вытекающим из этого статусом данной возрастной группы. Нормируется не жизненный путь конкретного индивида, а именно жизненный цикл, как нечто повторяющееся, обязательное и нормативное для каждого члена общества.
Трудность связана с тем, что исследователи вкладывают разный смысл в понятие «возраст» человека. Это может быть уровень психического развития; или личностной зрелости; или жизненный опыт;
реже — статус личности в возрастноиерархической структуре той или иной общности; или уровень овладения личности определенным набором социальных ролей. Как следствие — несопоставимость полученных результатов. «СТАТУС — положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии» (6). В различных обществах индивид одного возраста имеет разный статус.
Рассмотрим несколько различных периодизаций в истории (3).
Древнекитайская классификация
Начало пути |
до 20 лет |
Возраст вступления в брак |
до 30 лет |
Возраст выполнения общественных обязанностей |
до 40 лет |
Познание собственных заблуждений |
до 50 лет |
Последний период творческой жизни |
до 60 лет |
Желанный возраст (!) |
до 70 лет |
Старость |
от 70 лет |
Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н. э.) (3)
Период становления |
0—20 лет (весна) |
Молодой человек |
20—40 лет (лето) |
Человек в расцвете сил |
40—60 лет (осень) |
Старый и угасающий человек |
60—80 лет (зима) |
К числу периодизаций, охватывающих весь жизненный цикл человека и широко известных в России, относится принятая ещё на одном из симпозиумов АПН СССР по возрастной психологии в 1965 году классификация возрастных периодов (табл. 1).
Таблица 1 (4)
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ |
МУЖСКОЙ ПОЛ |
ЖЕНСКИЙ ПОЛ |
Новорождённые Грудной ребёнок Раннее детство 1 период детства 2 период детства Подростковый возраст Юношеский возраст Средний возраст:
Пожилые люди Старческий возраст Долгожители |
1—10 дней 10 дней — 1 год 1—2 года 3—7 лет 8—12 лет 13—16 лет 17 лет — 21 год 22—35 лет 36—60 лет 61—75 лет 76—90 лет старше 90 лет |
1—10 дней 10 дней — 1 год 1—2 года 3—7 лет 8—11 лет 12—15 лет 16 — 20 лет 21 год — 35 лет 36—55 лет 56—75 лет 76—90 лет старше 90 лет |
Данная возрастная периодизация широко принята в России до сих пор. Интересно, что в данной периодизации средний возраст кончается в 55/60 лет и начинается возрастной период «пожилой человек», в то время как в обыденном сознании с выходом на пенсию начинается «старость» — прямо по Пифагору. Это негативно отражается на психологическом самочувствии личности в нашей стране, принижая статус пожилого человека.
Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена в работах Г.С. Абрамовой (1). Она указывает следующие возрастные границы:
Юность — 18—22 года.
Взросление — 23—30 лет.
Переходный возраст — 30—33 года.
Зрелость — 36—55 лет.
Пожилой возраст — 55—65 лет.
Старость — старше 65 лет.
Как видим, и у нас в стране последние разработки психологов удаляют наступление старости с 55—60 лет (1965 год) до 60—65 лет (2000 год).
В соответствии с современной классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ (10), пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин — с 55 до 74 лет. И лишь с 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период же старше 90 лет — долгожительство (старчество) одинаков практически во всех периодизациях.
В связи с изложенным хочется сказать несколько слов о развернувшейся в обществе дискуссии о сроках выхода на пенсию в нашей стране. Для женщин трудовой период заканчивается в 55 лет, для мужчин — в 60 лет. Реальный возраст выхода на пенсию у нас еще меньше, так как 20% граждан заканчивают трудовую деятельность (на законных основаниях) ещё на 5—10 лет раньше установленного срока. Люди, еще способные приносить пользу обществу, вынуждены уходить на пенсию только потому, что они достигли известного возрастного рубежа. Рубеж этот общий для всех, без учета индивидуальных возможностей человека.
В России, в обыденном сознании, старость наступает в 55—60 лет. В то время как в США, Японии, Швейцарии старость — это возраст от 65 лет, а то и от 70 лет. Это, безусловно, создает более комфортный психологический климат для пожилых людей.
Разумеется, это не столько объективные данные, сколько принятые у нас в стране нормативно-статусные критерии возраста и приписываемые им аскриптивные возрастные свойства. Возрастной статус психологически диктует соответствующие ему поведение и образ жизни, в результате реально отражаясь на положении человека в обществе, на жизненном пути конкретного индивида. Поэтому крайне важно исследовать и корректировать изменения границ статусов возрастных групп с целью формирования правильного, современного взгляда на возраст.