Современные тенденции развития организованной преступности
Автор: Третьяков В.И.
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психология правонарушающего поведения
Статья в выпуске: 3 (27), 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14988586
IDR: 14988586
Текст краткого сообщения Современные тенденции развития организованной преступности
В XXI в. Российское государство вошло с серьезной проблемой, связанной с развитием организованной преступности. Добившись большого влияния в сфере экономики в период рыночных реформ, современная организованная преступность вышла на арену политической борьбы, стремясь навязать свою политику государственным структурам и управлять общественным сознанием. Криминальные лидеры имеют свою концепцию власти, средства и силы для ее реализации. В стране происходит заметное перераспределение власти в пользу представителей организованной преступности.
Одной из тенденций современной преступности является стремление криминальных структур проникнуть и закрепиться в экономике, политике, управлении, руководстве крупных компаний и фирм. В процессе жесткой борьбы за право контролировать прибыльные сферы экономики и территории преступная среда организуется, вовлекает в свою деятельность государственный аппарат, проникает в структуры власти и управления (4, 27).
Одновременно усиливается воздействие организованной преступности на все сферы общественной жизни, идет интенсивная криминализация сознания населения (10,174-175), растет общее число преступлений, меняется структура преступности, где начинают доминировать тяжкие преступления против личности и экономические преступления.
Общие тенденции организованной преступности наглядно проявляются в криминализации экономических отношений и слиянии экономической и общеуголовной преступной деятельности. Изменения, происходящие в экономике, новые формы экономических отношений наряду с положительными результатами неминуемо приводят к созданию крупных преступных сообществ, контролирующих отдельные сферы экономики, промышленного производства, бытового обслуживания в различных регионах страны. Особую угрозу представляют контрабанда стратегического сырья и фондируемых материалов, незаконная торговля оружием, банковская преступность, в том числе отмывание огромных денежных средств.
Значительное место в организованной преступной деятельности занимает кредитно-банковская система. Распространяются такие преступления, как хищения бюджетных денежных средств. Банковская система используется для перевода за рубеж огромных капиталов, сконцентрированных у организованных преступных группировок. По данным экспертов, только за три первых года экономических реформ из России было вывезено за границу более 40 млрд долларов США, в том числе около 16 млрд долларов, поступивших из-за рубежа (полученных, главным образом, от торговли наркотиками) и отмытых в России при активном участии организованной преступности (8,186). Преступные группировки и находящиеся под их контролем организации и фирмы не ослабляют внимания к финансовой деятельности. Для приобретения позиций в экономике преступные структуры внедрились в руководящие звенья коммерческих банков, акционерных и совместных предприятий, в шоу- и игорный бизнес (6, 129-130).
Другой отчетливо наблюдаемой тенденцией является активное включение в организованную преступность коррумпированных государственных служащих. Коррупция получает широкое распространение в условиях экономической и политической нестабильности, будучи, с одной стороны, предпосылкой, а с другой - одним из выражении организованной преступности, средством ее прикрытия. Являясь вопросом не столько правовым, сколько социально-политическим, проблема коррупции таит в себе разрушительную силу для моральных устоев общества. Научное исследование проблемы коррупции объективно сопряжено с большими трудностями, связанными с реальными возможностями коррумпированных лиц, обладающих существенными властными полномочиями, препятствовать всяким попыткам проникнуть в сферу их криминальной деятельности.
Коррупционная деятельность властных и управленческих структур в определенной мере позволила организованным преступным сообществам осуществлять свою деятельность в сфере приватизации, акционирования, аренды, биржевой и финансово-кредитной сфере. Такое положение приводит к тому, что происходит быстрое разрастание процесса криминализации общества, коррупция стала надежным инструментом влияния дельцов теневой экономики на аппарат государственной власти и управления. Однако сегодня большинство средств, которыми располагают правоохранительные органы, малоэффективны (1).
При оценке масштабов организованной преступности следует иметь в виду ее высокую латентность, не позволяющую достаточно точно оценить уровень, структуру и динамику. Зарубежные эксперты полагают, что латентная часть организованной преступности в 6-10 раз превышает зарегистрированную правоохранительными органами (2, 137; 5). Учитывая это, организованные преступные структуры специализируются на так называемых беззаявочных преступлениях, путем подкупа склоняют сотрудников правоохранительных органов к укрытию преступлений от учета, вынесению необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Большой резерв латентности содержат в себе сделки и контрабандный вывоз за рубеж цветных и редкоземельных материалов, нефтепродуктов, леса, других материалов и сырья стратегического значения; вывоз из страны валютной выручки.
Анализ состояния, уровня, структуры, динамики организованной преступности позволяет констатировать, что в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего увеличения количества организованных преступных сообществ, их консолидации, роста совершаемых преступлений, расширения сфер преступной деятельности, увеличения криминальной активности с использованием финансово-кредитной и банковской систем. Следует ожидать опережающего роста организованных форм в общей структуре преступности и их влияния на обычную преступность, увеличения размеров причиняемого ущерба, вовлечения случайных преступников в организованные преступные сообщества.
Организованная преступность в России имеет четко выраженные общие черты, которые позволяют говорить о ней как о целостном социальном феномене. Вместе с тем центры ее локализации в регионах имеют свою специфику, которую следует учитывать в деятельности правоохранительных органов.
Изучение процесса зарождения, становления и развития организованной преступности в России показывает, что она, как и преступность в целом, - сложное социальное явление, отражающее происходящие в обществе экономические и социально-политические процессы. Всплеск этого явления наблюдается, как правило, в моменты социальных потрясений, смены экономических отношений в обществе.
Происходившие в стране политико-экономические, социальные, криминогенные и иные процессы не только повлекли за собой рост преступности, но и привели к ее видоизменению. Распространение организованных форм преступности, развитие терроризма, введение в криминальный оборот значительного количества огнестрельного оружия, наркотизация значительных слоев населения и др. - все это способствует росту преступности в целом в стране.
Уже сегодня можно констатировать, что переход страны к рыночной экономике сопровождался усилением позиций организованной преступности, в том числе и по причине отсутствия надежных механизмов защиты экономических структур от ее посягательств. В современных условиях продолжается процесс социальной дифференциации, а это, в свою очередь, дает мощный всплеск общеуголовной преступности. В результате ее сочетания с преступностью организованной прогнозируется рост криминогенности обстановки в стране. И к этим явлениям правоохранительным органам нужно быть готовыми. Очевидно, что дополнительным импульсом такого роста станет усиление российской организованной преступности по мере ее дальнейшего внедрения на мировой криминальный рынок.
Есть все основания полагать, что в ближайшие годы организованная преступность будет продолжать активно внедряться в легальные экономические структуры. Можно, например, предположить, что ею будут использоваться в корыстных интересах новый этап приватизации, банковский кризис и передел собственности. Превентивные меры по нейтрализации возможных негативных последствий таких нужных реформ, безусловно, создадут для организованной преступности значительные трудности, но, как показывает мировой опыт, полностью не обеспечат радикальный механизм зашиты.
Нельзя упускать из вида и тот факт, что рост материальных доходов организованной преступности, с одной стороны, и предстоящие существенные изменения в системе управления экономикой, связанные с проводимой административной реформой - с другой, обусловят также новый виток в развитии коррупции. Она будет направлена, прежде всего, в те властно-управленческие органы, которые реально будут формировать экономическую политику и, соответственно, иметь возможность ее корректировать в интересах криминальной среды. В связи с этим встает еще одна важная проблема -усиление политизации организованной преступности.
Как нам представляется, главной особенностью деятельности организованной преступности в России составляет ее активное проникновение в легальную экономику и финансовую систему. Если эксперты ООН относят это явление к прогнозным тенденциям транснациональных преступных организаций, то для российских криминальных структур данное направление стало приоритетным, а по объемам полученной прибыли превосходит традиционные сферы деятельности организованной преступности (наркобизнес, незаконный оборот оружия, проституция и т. и.). Именно экономические факторы, прежде всего, определяют цели и формы реализации организованной преступной деятельности в России.
Российская организованная преступность активно выходит на международную арену. В числе наиболее распространенных видов криминального бизнеса - угоны автомобилей в Германии, Чехии и Польше с последующей их продажей на черном рынке в России (так, по данным Интерпола, за последние 5 лет в Россию было ввезено 300 тыс. автомашин, угнанных в Европе (9,44)); вымогательство денег за рубежом у крупных бизнесменов - выходцев из России; организация нелегальной эмиграции женщин из России с их последующим вовлечением в занятие проституцией; отмывание нелегальных доходов через фиктивные компании, инвестиции в недвижимость и банковские операции на Кипре, в Австрии, Лихтенштейне, Швейцарии, Арабских Эмиратах и офшорных банковских центрах; контрабанда оружия (вплоть до компонентов ядерного оружия), антиквариата; посягательство на результаты интеллектуальной деятельности (аудио-, видеопиратство, компьютерные программы), промышленный шпионаж, контрабанда и фальсификация табачных изделий и винно-водочной продукции.
Сегодня российская организованная преступность действует в странах Восточной и Западной Европы, Северной и Южной Америке, Азии, имеет связь со всеми известными зарубежными преступными организациями Италии, США, Ко лумбии, Японии, Китая, Израиля, выполняя роль своего рода моста между миром западной и восточной организованной преступности (11,6-15).
Перспективная роль российской организованной преступности в формировании контуров криминального сообщества эпохи глобализации определяется рядом факторов:
-
- высокой степенью организованности российского криминалитета, наличием глубоко укоренившихся традиций, сравнительно высоким уровнем образования, позволяющим выходить на мировой уровень, в том числе и в области «беловоротничковой» преступности;
-
- географическим положением России, которая на востоке включается в криминальную кооперацию тихоокеанского региона, на западе начинает доминировать в преступном мире Восточной, а в перспективе - и Западной Европы, на юге участвует в развитии наркобизнеса, приобретающего все больший вес афгано-среднеазиатского региона;
-
- организованная преступность в России в гораздо большей степени, чем в других странах, связана с легальной экономикой, что делает ее сегодня незаменимым элементом в цепи отмывания «грязных» денег транснациональной организованной преступности и перспективной зоной в развитии ее легального бизнеса;
-
- беспрецедентные масштабы незаконного вывоза за рубеж денежных средств из России (в том числе и бюджетных) с их последующей частичной легализацией были невозможны без организационной помощи российских и зарубежных преступных формирований, что, с одной стороны, послужило упрочению их сотрудничества, с другой - позволило создать мощную финансовую базу деятельности российской организованной преступности за рубежом;
-
- нив какой другой развитой стране мира (за исключением, в некоторых аспектах, стран Латинской Америки) организованная преступность не имеет такой степени влияния на органы государственной власти, как в России, что в ближайшей перспективе способно многократно увеличить ее возможности по обеспечению деятельности транснациональной организованной преступности, ее «прикрытию» и координации (7, 18).
Сегодня процесс формирования и институционализации российской организованной преступности практически завершен, и ее развитие вступает в новую стадию, которая, скорее всего, будет связана с попытками установить преступную гегемонию в мировом «криминальном сообществе».
В современной криминологической литературе, как правило, выделяются три особенности, характеризующие организованную преступность конца XX - начала XXI вв.: глобальный размах операций, заключающийся в традиционной криминальной активности, но в более широком контексте; рост связей, в том числе транснациональных, между различными криминальными сообществами; способность угрожать стабильности целых государств, препятствуя их экономическому развитию и подрывая демократические институты (3,13). Именно эти характеристики, прежде всего, отражают рост мощи криминальных синдикатов и новые качественные параметры организованной преступности, заключающиеся в углублении связей с международным терроризмом, а также ускоренный дрейф интересов преступных сообществ в сферу финансово-экономической деятельности.
Список литературы Современные тенденции развития организованной преступности
- Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: (опыт системного исследования). -СПб.: С.-Петерб. академия МВД России, 1998.
- Васильев А.В. Перспективные исследования современной криминологии//Правовые и организационные вопросы совершенствования деятельности ОВД: сб. тр. докторов, адъюнктов и соискателей. -СПб., 1996. -Вып. 4.
- Воронин Ю.А. Транснациональная организованная преступность. -Екатеринбург, 1997.
- Козлов Ю.Г. Социальная база организованной преступности: опыт экономико-криминологического анализа//Проблемы борьбы с организованной преступностью. -М., 1990.
- Лунеев В.В. Преступность XX века: (Мировой криминологический анализ). -М., 1997.
- Меретуков Г.М. Проблемы борьбы с организованной преступной деятельностью. -Краснодар, 2003.
- Миненок М.Г. Организованная преступность в России//Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью: (По материалам международной конференции). -Калининград, 2002.
- Основы борьбы с организованной преступностью. -М., 1996.
- Преступность в России и проблемы борьбы с ней. -М., 2001.
- Российское государство и углубление реформ в контексте глобализации мировых процессов, внешних и внутренних угроз безопасности России, борьбы с организованной преступностью и коррупцией: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (18-20 апреля 2001 г.). -Калуга, 2001.
- Сухаренко А.Н. «Российская» организованная преступность в США. -М., 2002.