Современные тенденции реализации антикоррупционной политики в Забайкальском крае
Автор: Лобцова Оксана Викторовна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политические процессы и практики
Статья в выпуске: 6, 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены основы формирования механизма противодействия коррупции в Забайкальском крае в исторической динамике; охарактеризованы современные тенденции антикоррупционной политики в субъекте РФ.
Антикоррупционная политика, антикоррупционный механизм, субъект рф
Короткий адрес: https://sciup.org/170166977
IDR: 170166977
Текст научной статьи Современные тенденции реализации антикоррупционной политики в Забайкальском крае
Ц елью существования любой общественной системы является ;охранение собственной устойчивости, а механизмы сохра-Iения этой устойчивости осуществляются через согласован -ствия актуальных элементов и их надсистем. В Российской Федерации в целом и в Забайкальском крае в частности идет про -цесс формирования механизма противодействия коррупции на всех уровнях иерархии власти и управления. Соглашаясь с мнением Ю.А. Матафоновой об «асимметричности федерации и проблемах правого регулирования отношений “центр - субъект” и “субъект -субъект”»1, необходимо отметить, что субъекты РФ демонстрируют различную степень эффективности снижения уровня коррупции.
В современной России противодействие коррупции приоб-рело последовательное правовое и организационное обеспечение. Ратифицирован ряд международных антикоррупционных конвен ций, реализуется Национальный план и Национальная стратегия противодействия коррупции, принят федеральный закон «О про -тиводействии коррупции», а также ряд иных нормативных право -вых актов, которые имеют специальное антикоррупционное пред назначение.
Указанные мероприятия образовали стратегическую линию го -сударственной политики в сфере противодействия коррупции при необходимом ресурсном обеспечении. При этом в содержании такой политики концентрированное выражение получила беспре цедентная для России система антикоррупционных средств, обла дающих предупредительным, а не карательным (репрессивным) потенциалом.
ЛОБЦОВА Оксана
Внедрение механизма противодействия коррупции в Забайкальском крае началось в 2008 г. в рамках мероприятий Программы противодействия коррупции в Читинской области на 2007—2008 гг., утвержденной постановлением Администрации Читинской области от 20 июля 2007 г. № 167-А/п. Данное поста -новление стало первым правовым актом, определяющим направ ления и этапы противодействия коррупции, в т.ч. по закреплению принципов последовательного и комплексного подхода к реали зации антикоррупционных мероприятий на плановой основе, а также развитию региональной антикоррупционной правовой базы в Забайкальском крае.
Результатами программы стали сле -дующие шаги. В рамках формирова-ния региональной антикоррупционной правовой базы был разработан и принят Закон Забайкальского края «О противо-действии коррупции в Забайкальском крае» № 18-ЗЗК от 4 июля 2008 г., опре-деливший основные задачи, принципы, основные направления и систему мер противодействия коррупции в рамках реа лизации антикоррупционной политики в Забайкальском крае. В исполнительных органах государственной власти были определены конкретные лица, ответствен ные за предупреждение коррупционных правонарушений в ведомствах и подчи ненных им организациях.
В соответствии с указом президента РФ1 во всех исполнительных органах го -сударственной власти созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Обеспечен доступ граждан к информа ции о деятельности исполнительных орга-нов государственной власти Читинской обл. Разработан и принят в установленном порядке Закон Читинской области «Об обеспечении доступа к информации о дея тельности государственных органов госу дарственной власти Читинской области» № 987- ЗЧО от 19 сентября 2007 г. С 1 ноя -бря 2007 г. организована «горячая линия» (телефон доверия) для приема сообщений о фактах коррупционных проявлений в работе государственных и муниципаль ных органов власти, органов контроля и надзора.
В соответствии с краевой долгосроч-ной целевой программой под девизом: «Не оступись!»2 в Забайкальском крае была создана система противодействия коррупции. Таким образом, был создан необходимый минимум условий и проце дур, позволяющих не допускать серьезных нарушений в функционировании испол нительных органов государственной вла сти, т.е. система противодействия корруп ции в Забайкальском крае была создана уже к концу 2011 г.
В настоящее время в Забайкальском крае работает краевая долгосрочная целе вая программа «Противодействие кор -рупции в Забайкальском крае на 2012— 2014 гг.»3. Исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и органами местного самоуправ ления была проделана значительная нор мотворческая и правоприменительная работа в целях профилактики и предупре ждения коррупционных правонарушений, реализованы мероприятия по созданию основных механизмов противодействия коррупции. Кроме этого, существенную работу в сфере противодействия корруп ции на территории Забайкальского края проводят органы прокуратуры, террито риальные органы федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны правопорядка.
Охарактеризуем некоторые тенденции антикоррупционной политики, реализуе мой в Забайкальском крае.
В 2011 г. в Забайкальском крае было выявлено 30 485 преступлений (в 2010 г. — 28 991), из них 453 преступления — кор -рупционной направленности (в 2010 г. — 304), в т.ч. 38 преступлений, совершен -ных должностными лицами органов го сударственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений, что составляет 8,4% общего числа выявленных преступлений коррупционной направ ленности. Рассмотрено 325 сообщений о преступлениях данной категории. По результатам их рассмотрения возбуждено 157 уголовных дел (в 2010 г. — 172), в т.ч. 35 уголовных дел по коррупционным пре ступлениям, совершенным вышеуказан ными должностными лицами, что состав ляет 22,3% общего числа возбужденных уголовных дел данной категории. Всего за 2011 г. к уголовной ответственности было привлечено 12 лиц, занимающих долж ности в органах исполнительной власти Забайкальского края, 10 лиц, занимающих соответствующие должности на уровне органов местного самоуправления, 6 лиц – в коммерческих организациях. Общая сумма взяток по выявленным в крае преступлениям составила 1,23 млн руб., а коммерческого подкупа – 290 тыс. руб.
Согласно статистической отчетности, наиболее подверженными коррупционным проявлениям остаются правоохранительные органы и сфера образования, где выявлено более половины всех должностных преступлений (174 преступления из 325). Проявления коррупции также зафиксированы в сфере здравоохранения, лесопромышленном, топливноэнергетическом и агропромышленном комплексах. Число коррупционных преступлений за 2012 г. выросло на 45% и составило 596 фактов, из которых 131 – получение взятки. Больше половины из них зафиксированы в правоохранительных органах, на 2-м месте – образование и на 3-м – здравоохранение. Отмечается рост преступлений, совершенных судебными приставами, присваивавшими полученные от должников деньги, и сотрудниками уголовно-исполнительной системы, которые за взятки проносили осужденным в места лишения свободы наркотики и спиртное. Кроме того, были случаи подготовки подложных документов для условно-досрочного освобождения. В 2012 г. было возбуждено 193 уголовных дела по фактам коррупции, 4 человека, занимавших высокий пост, получили реальные сроки заключения.
Имеющиеся сведения о фактах коррупционных проявлений позволяют сделать следующий вывод: необходима дальнейшая целенаправленная координация усилий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и населения по противодействию коррупции на территории Забайкальского края.
В течение 2011 г. исполнительными органами государ ственной власти Забайкальского края была проведена экспертиза 2 195 нормативно-правовых актов и их проектов. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы кор-рупциогенные факторы выявлены в 1,6% действующих нормативных правовых актах и их проектах, большинство из которых было устранено в рабочем порядке. Органами местного самоуправления осу- ществлена антикоррупционная экспертиза свыше 8 000 нормативно-правовых актов (с проектами). Выявлено 66 кор-рупциогенных факторов. По информации органов местного самоуправления, случаи неустранения коррупциогенных факторов не выявлены.
Получила развитие работа по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид, что позволило исключить непосредственное взаимодействие должностных лиц и граждан в процессе предоставления и получения услуг и оказало существенное воздействие на сокращение коррупционных рисков в этой сфере деятельности. В рамках государственного контракта переведены в электронный вид (5-й этап перехода на предоставление услуг в электронном виде) 19 первоочередных услуг (1-й этап реализации государственного контракта) и интегрированы 4 информационные системы. Таким образом, гражданин, зарегистрировавшийся на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www. , может в электронном виде подать заявку на получение этих услуг.
Выявлена недостаточная координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с правоохранительными органами края по противодействию коррупции. Более того, несмотря на наличие определенной системы механизмов обратной связи вышеуказанных органов с населением Забайкальского края, эффективность ее применения для профилактики и борьбы с коррупцией остается невысокой.
При этом на уровень коррупции продолжают существенно влиять незавершенность структурной перестройки экономики и административной реформы. Значительная часть совершаемых коррупционных правонарушений связана с незаконным присвоением общественных ресурсов и бюджетных средств, особенно в ходе осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
В 2011 г. на территории Забайкальского края повысилось участие институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. У Общественной палаты Забайкальского края появились практики гражданского контроля в сферах ЖКХ, здравоохранения, при защите прав военнослужащих, реализации прав граждан при переходе государственной границы МАПП «Забайкальск» и в других социально значимых сферах.
В декабре 2011 г. по инициативе админи -страции губернатора Забайкальского края, межведомственного Координационного совета по противодействию коррупции и Общественной палаты Забайкальского края проведен круглый стол на тему: «Коррупция: болевые точки, пути пре -одоления». Приняты соответствующие рекомендации, которые размещены на официальном портале Забайкальского края, а также направлены в исполни тельные органы государственной власти Забайкальского края для использования в практической деятельности.
В течение 2011 г. Управлением по внутренней политике Губернатора Забайкальского края проведены 7 инфор-мационных встреч с руководителями общественных объединений с участием членов правительства Забайкальского края и руководителей исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и ряд других мероприятий с участием общественности.
Ведущее место по силе влияния на процессы социально - экономического и общественно политического развития Забайкальского края занимают регио нальные отделения политических пар тий. Показателем возрастающего уровня социальной активности населения края, складывающейся системы эффективного взаимодействия органов власти и структур гражданского общества является граждан ский форум «Забайкальцы — Забайкалью», который проводится с 2002 г. при под держке губернатора Забайкальского края. По итогам работы 2011 г. из 13 активных общественных правозащитных объедине ний, зарегистрированных на территории Забайкальского края, в т.ч. в сфере проти водействия коррупции, можно отметить забайкальское отделение Общественной комиссии по борьбе с коррупцией.
Коррупция представляет собой одну из основных угроз национальной безопасно сти, а консолидация усилий, направлен ных на борьбу с нею, является одной из мер обеспечения национальной безопасности. Формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции представляется значительным элементом его самоорганизации. Выработка меха низма саморегуляции российского обще ства предполагает активную деятельность антикоррупционной направленности как государственных структур, так и специа лизированных институтов гражданского общества, поскольку «гражданский сек тор охватывает гораздо более широкий спектр правоотношений, нежели государ ственный, и поэтому обладает большим потенциалом в решении проблем про тивостояния коррупции»1. Для России, обладающей огромной территорией и самыми различными регионами, именно проблема формирования и развития анти коррупционных подсистем, включенных, с учетом специфики регионов, в обще российскую антикоррупционную систему, является важнейшей задачей2.