Современный кубанский именник: интенции имянаречения

Автор: Федотова Татьяна Васильевна

Журнал: Научный вестник Южного института менеджмента @vestnik-uim

Рубрика: Проблемы лингвистики и коммуникации

Статья в выпуске: 4 (16), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются лингвистические и экстралингвистические факторы имянаречения, выявленные при анализе имен собственных молодежи Краснодарского края, родившейся в конце 20 века. Доказывается как превалирование одних факторов над другими, так и их взаимодействие, отражающее социокультурную специфику имянаречения в конкретном ономастическом пространстве.

Антропонимика, имянаречение, лингвистические, экстралингвистические факторы, стратегия

Короткий адрес: https://sciup.org/14338926

IDR: 14338926

Текст научной статьи Современный кубанский именник: интенции имянаречения

Как известно, антропонимы относятся к именованию людей и составляют значительный лексический пласт, занимая важное место в системе языка.

Антропоним живет в контексте конкретной культуры своей жизнью, подчиняясь правилам национального языка и реагируя на динамику развития социума.

Имянаречение – это непрерывный поиск соответствующей формы, которая, в первую очередь, служит для идентификации личности, а уже во вторую очередь, отражает традиции, обычаи, моду и другие факторы, учитываемые при именовании.

На современном этапе изучение всего многообразия языковых репрезентаций такой широкой референциальной сферы, как Человек, приобрело особую актуальность в связи с исследованием роли человеческого фактора в языке и распространением антропоцентризма, предусматривающего изучение научных объектов прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели. Антропоцентризм знаменует тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования и обусловливает его специфический ракурс [1, 212].

При обращении к теме имянаречения человека, антропоцентрические идеи наиболее ярко проявляются в таких областях современной лингвистики, как социолингвистика, лингвокультурология. Это, в первую очередь, связано с тем, что антропонимы, являясьчастью лексико-семантической системы, функционируют в ее рамках и в то же время являются носителями национально-культурного компонента, с точки зрения возраста имени, его происхождения, коннотативной окраски, престижности, социального статуса, популярности и мн. др. В свою очередь, в антропонимических системах различных языков отражается история и культура народа, миропонимание и ценностные ориентации. Кроме того, систематизация и анализ личных имен позволяют определить тенденции развития антропонимической системы, способствуют в некоторой степени научно обоснованному влиянию на процессы имянаречения как части языковой политики.

Однако при активном обращении к антропонимике со стороны языкознания, при обилии работ, исследующих проблемы имянаречения в синхронии и диахронии, вопрос о социологической, исторической и культурологической функциях антропонимов разработан далеко не полно.

Анализ лингвистических исследований, посвященных состоянию русского именника за последние десятилетия, позволяет сделать выводы о том, что на протяжении ХХ века в русской антропонимической системе одна тенденция сменяла другую: подчинение моде, стремление к разнообразию, возвращение традицииимянаречения по православному календарю, влияние значения имени при его выборе и т.п.

Сфера имянаречения – это та сфера, где человек соотносит себя с фундаментальными ценностями, смыслообразующими слагаемыми бытия. Человек в своем становлении, развитии осваивает социальный опыт и знание, делающие его способным жить и действовать в данном обществе; у него формируются качества, отличающие его от других; в итоге человек становится личностью [2, 429].

Цель данной статьи – выделить основные факторы в имянаречении современных молодых людей, т.е. родившихся на рубеже веков (1996-1999гг.) в Краснодарском крае; определить актуальные тенденции в имянаречении данного периода на указанной территории.

На первый взгляд, тенденции в имянаречении ребенка достаточно прозрачны: популярность имени, традиции семьи, влияние ТВ и СМИ. Однако в последние десятилетия подход к процессу имянаречения значительно усложнился. С увеличением возможности информатизации населения за счет сети Интернет появилась возможность более детально изучить как этимологию имени, так и всевозможные астрологические, эзотерические и др. признаки, способствующие, по мнению тех, кто выбирает имя, влиять на судьбу человека. Характерная черта российского менталитета – верить не столько в себя, сколько в «небесного покровителя». И в последние десятилетия социум активно культивирует особую ментальность, «общий тонус» восприятия социальной и природной реальности с опорой на знаки, с верой, что знаки помогают обрести счастье, овладеть окружающим миром. В качестве этого знака часто выступает имя, но не в лингвистическом смысле слова как соотнесенность с конкретным референтом с целью его идентификации, а чаще в экстралингвистическом как интенции, иначе говоря, мотивы и цель, согласно которым выбирается то или иное имя.

Однако нельзя утверждать, что это единственная доминирующая интенция. Анализ собранного материала позволяет констатировать тот факт, что процесс имянаречения в последние десятилетия – это результат взаимодействия всех мотивов, как лингвистических, так и экстралингвистических.

В качестве метода исследования был использован опрос студентов Кубанского государственного аграрного университета, родившихся в 1996-1999гг. (600 человек), а именно анкетирование. Основные преимущества данного метода – возможность получения информации от большого количества респондентов, то есть обеспечение массовости исследования, а также анонимность (фиксирование имени без фамилии).

Анкета включала ряд позиций.

  • 1.    Имя, год рождения, место рождения;

  • 2.    Известен ли мотив Вашего имянаречения?

  • 3.    Опишите причину присвоения Вам имени родителями (другими лицами)?

Попытаемся определить основные стратегии в имянаречении. Необходимо уточнить, что из 600 опрошенных лишь в 8 случаях отсутствует ответ по причине незнания мотива своего имянаречения. Остальные же респонденты интересовались у родителей о причине появления своего имени.

Если исходить из того, что содержанием любой стратегии служит набор правил принятия решений, интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей, то в нашем случае правилами и действиями будут выступать лингвистические и экстралингвистические факторы при имянаречении, а цель предполагается как успешное, позитивное влияние имени на судьбу человека, которое гипотетически основывается на сопоставлении с аналогичным именем у друзей, родственников, известных людей и т.п.

Прежде всего необходимо определиться с набором составляющих компонентов языковых (лингвистических) и неязыковых (экстралингви-стических) факторов.

Лингвистические факторы обусловлены уровневой организацией языка и, соответственно, фонетико-фонологическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим ярусами.

Внеязыковые, или экстралингвистические, факторы обусловлены теми реалиями и процесса- ми, в условиях которых возникает имя собственное. А имя человека – это сумма таких аспектов имядателя, как уровень образованности, культурности, его пристрастий и вкусов, его индивидуального жизненного опыта, ценностных установок.

Анализ антропонимов, функционирующих в последние десятилетия, дает право утверждать, что языковые и внеязыковые факторы практически в равной степени обусловливают процесс имянаречения (45% – 45%). Иначе говоря, личностные ценностные критерии функционируют параллельно с общественными в зависимости от того, насколько человек ориентирован в общественной системе оценок. По мнению О. Новиковой, «…оценочная деятельность связана со множеством экстралинг-вистических факторов: национально-культурными стереотипами, ситуацией в обществе, принадлежностью к определенному социальному слою. Каждый человек обладает своей специфической оценочной шкалой, которая есть результат совмещения внутренних и внешних ценностей, с помощью которой он отражает мир и находит себе место в этом мире» [2, с. 429].

Однако эта статистика относится ко всем проанализированным интенциям. Если рассматривать наиболее частотные имена, то здесь наблюдается превалирование влияния лингвистических факторов. Так, мотив «красивое, звучное» был выбран опрашиваемыми по отношению к таким именам, как Анастасия, Екатерина, Валерия, Кристина, Алина, Яна, Дмитрий, Андрей. Данная мотивация в выборе этих имен была единственным признаком. Красота имени определялась по принципу звучности, лёгкости и ясности произношения, т.е. по фоносемантическому значению. С точки зрения А.П. Журавлева, фоносемантическое значение – реакция на слово, как на набор звуков, проходящая подсознательно и переживаемая человеком в виде определенного эмоционального фона [3]. Например, Александра – имя хорошее, большое, мужественное, активное, простое, красивое, величественное, яркое, округлое, радостное, громкое, храброе, могучее»; Алина – хорошее, нежное, женственное, светлое, активное, простое, красивое, лёгкое, весёлое, яркое, радостное, громкое, храброе, доброе; Андрей – имя хорошее, мужественное, активное, красивое, величественное, яркое, радостное, громкое, храброе, могучее, подвижное; Антон – имя хорошее, большое, мужественное, активное, простое, сильное, красивое, гладкое, величественное, яркое, округлое, радостное, громкое, длинное, храброе, могучее.

Кроме того, данная мотивация приемлема и к выбору имени с позиции его благозвучности, гармонизации с отчеством. Это редкий мотив, и чаще он берется во внимание лишь в совокупности с другими мотивами. Язык всегда стремится к гармонии, и при выборе имён прослеживается такая тенденция в плане лексического значения и звучания. Чем благозвучнее имя, тем выше вероятность его распространения.

Следующим языковым фактором по частоте мотивировки имени (10%) можно считать этимологию имени. Мотив имянаречения, исходя из этимологии, функционирует в основном по отношению к общеизвестной, устоявшейся в сознании людей, значения имен: Виктор, Виктория связывают со значением «победа», Софья – «мудрая», Анастасия – «воскресшая». К отдельным именам данный мотив основывается исключительно на «прозрачности» значения имени: Владимир – «владеющий миром», Владислав – «владеющий славой», Ангелина – «ангел». Часто этимология имени извлекается не из каких-либо справочников, а соотносится с людьми, носящими то или иное имя и имеющие соответствующие черты характера. Об этом же писал П. Флоренский, отмечая, что народное представление именной типологии не лишено жизненного значения, – и характеристики имен если не служат, то во всяком случае служили в руководство поведению. Одним из памятников такого рода руководств, письменно закрепленным осколком целой культуры имен, служил «Реэстр о дамах и о прекрасных девицах», печатавшийся в свое время на русских народных картинках при соответственном изображении. В качестве примера приведем отрывок из такого руководства:

Постоянная дама Варвара.

С поволокою глаза Василиса.

Кислой квас Марья.

Веселой разговор Аграфена.

Великое ябедство Елена.

Наглая спесь Маремьяна.

Средня управа Устинья.

Толста да проста Афросинья.

Песни спеть Дарья [4, с. 73].

Однако данный мотив редко выступает единственной причиной выбора имени, чаще всего он реализуется в паре «этимология + благозвучность». К именам данного аспекта относятся такие частотные имена, как Анастасия, Виктория, Владимир, Никита. В данном случае целесообразнее говорить о таком явлении, как фоносимволика. Обращаясь к анализу имени Александр, П. Флоренский (представитель фоносимволического подхода), отмечает взаимосвязь данного личного имени с его звучанием, подчеркивая, что Александр – «имя, типичное для великих людей, гениев» [4, с. 105].

Вообще, для русского человека имя всегда было неким символом, а точнее архетипическим образом, способом проявления бессознательного. Важное свойство символа, по мнению П. Флоренского, – целесообразность, то есть он неотделим от цели – от высшей реальности, им являемой.

К экстралингвистическим факторам были отнесены следующие: популярность/мода, имя литературного героя, фильма, имя известной исторической личности, имя по святцам, имена родственников, характер по имени, судьба другого человека с аналогичным именем.

Экстралингвистическими мотивами были определены такие частотные имена, как Анна, Александра, менее употребительные – Мария, Наталья. Основной мотив – имя бабушки или прабабушки, Владимир, Алексей, Даниил – имя деда или прадеда. Это наиболее распространенный мотив – 25%.

В качестве внеязыкового фактора стоит отметить желание родителей, чтобы их ребенок был похожим по своим человеческим качествам, чертам характера на известного человека. Этот мотив слабо фиксируется в частотности функционирования имен, однако входит в состав имен с комплексными мотивами. Так, имя Владислав имеет ассоциацию с Владиславом Листьевым, имя Екатерина – с императрицей Екатериной Великой, имя Наталья у многих респондентов ассоциируется с героиней романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, имя Никита связывают с Никитой Михалковым и Никитой Хрущевым. Наибольшее разнообразие в ассоциациях имеет имя Александр: Македонский, Суворов, Невский. Выбор имени для ребёнка – событие культурное, оно касается не только будущего носителя имени, не только его семьи, но всего ономастического пространства. Имя связывает человека незримыми нитями с современниками и историческими личностями. Об этом хорошо писал известный литературовед В.Н. Турбин: «Имя, антропоним делает памятником каждого из нас, независимо от наших моральных свойств; в нём реально осуществляется увековечивание его первоносителя и, следовательно, материализуется идея преемственности поколений, связи времён. Оно же – по крайней мере, теоретически – гарантирует обладателю его вечную память потомков» [4, с. 105].

Помимо названных, разнообразие внеязыко-вых причин связано с конкретными ситуациями. Их можно обозначить как ситуативные мотивы: Вадим – по имени друга отца, который спас ему жизнь; Юлия, Евгений, Дмитрий – по именам игрушек, которые была у родителей в детстве; Денис, Елизавета – имена выбрали по вытянутому родителями жребию; Валерия, Анна – имена из сна отца или матери; Инна – имя услышано случайно в автобусе; Надежда – долго ждали рождения ребенка

(последняя надежда); Наталина – производное от имени бабушки Натальи, умершей накануне; Алиса – ребенок прореагировал именно на это имя; Виктория – были тяжелые роды («победа»); Юлия – родилась в июле; Илья, Виктор, Валентин – рожденные накануне или в праздник (День пророка Ильи, День Победы, День святого Валентина).

Выбор имени по святцам занимает самые нижние позиции (4%). Возможно, обращение к Православному церковному календарю повлияло на то, что многие имена, характерные для именника конца Х1Х в., перешли в активное употребление в наши дни: Анастасия, Александра, Ксения, Софья, Егор, Иван, Михаил, Никита и др., однако влияние православной церкви на современные процессы имянаречения имеет второстепенный характер. Выбор таких имен, как Анастасия, Александра и др. мотивирован в большей степени благозвучностью и другими фоносемантическими признаками, нежели их отношение к церковному календарю.

Отдельно стоит затронуть вопрос о той части имен, где выбор имени зависел от суммы мотивов. Как правило, языковой фактор рассматривался параллельно с внеязыковым. Комбинации таких мотивов тоже имеют свою степень частотности.

В процессе анализа были выделены следующие группы мотивов: «красивое + редкое + святцы», «редкое + святцы», «популярное + благозвучное», «имя родственника + этимология + благозвучие», «гармонирует с отчеством + имя известного человека + благозвучие» и т.п.

Таким образом, все факторы, заложенные в основу имянаречения на рубеже веков, можно представить в виде следующей классификации:

Лингвистические факторы:

  • –    фоносемантический – 35%

  • –    этимологический – 10%

Экстралингвистические факторы:

  • –    имя родственника – 25%

  • –    влияние ТВ, литературы, истории – 8%

  • –    ситуативное именование – 5%

  • –    именование по святцам -4%

  • –    популярность имени -2%

  • –    редкое имя – 1%

Совокупность факторов: 10%

  • –    благозвучное + редкое

  • –    благозвучное + редкое + святцы

  • –    ситуация + имя родственника+ этимология-– сочетание с отчеством + влияние ТВ

  • –    популярное + благозвучное

  • –    популярное + этимология

  • –    святцы + имя родственника

  • –    ситуация + этимология

  • –    традиции + имя родственника

Анализ собранного материала дает право ут- верждать, что в конце XX века процесс имянаречения на Кубани не подвергается влиянию каких-либо определенных тенденций. Лингвистические и экстралингвистические факторы в равной степени проявляют влияние на выбор имени. Такие мотивы, как подчинение моде или же, наоборот, стремление к исключительности при выборе редкого имени, которые на протяжении XX века превалировали в русской антропонимической системе, сдают свои позиции.

В любом случае все выделенные мотивы имянаречения свидетельствует о сознательной рациональной стратегии именующего, несмотря на различные ситуативные номинации, где выбор, на первый взгляд, происходит спонтанно. Однако даже в таких ситуациях, как выбор имени по жребию, по сну, по какому-либо событию, человек соотносит случившееся с определенной реальностью, сопоставляя факты в пользу выбора того или иного имени.

Таким образом, имя уступчиво, предупредительно к требованиям различных факторов формы; «оно находит в себе энергию жизни и перерабатывается приспособительно к условиям страны, народности, духа времени, наследственности, даже применяется к своеобразным оттенкам личных отношений. Ведь имя есть слово, даже сгущенное слово; и потому, как всякое слово, но в большей степени, оно есть неустанная играющая энергия духа» [4, с. 78].

Список литературы Современный кубанский именник: интенции имянаречения

  • Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа)//Язык и наука конца XX века: сб. ст. -М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. -С. 144-238.
  • Новикова О.Н. Изменение ценностных установок личности как основа динамики национального антропонимикона // Вестник Башкирского университета. -2009. -Т. 14. - №2. - С. 249.
  • Журавлёв А.П. Фонетическое значение. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. -160 с.
  • Флоренский П. Имена. -СПб, 2007.
Статья научная