Создание арбитража в советском государстве

Автор: Упоров И.В.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 9-1 (115), 2024 года.

Бесплатный доступ

После октябрьской революции 1917 г. взявшие в свои руки большевики стали переустраивать общественно-политические и социально-экономические отношения в соответствии со своими программными установками, в числе которых был такой фундаментальный принцип, как огосударствление промышленности, то есть упразднялась частная собственность на средства производства, и предприятия должны были быть государственными. В сельском хозяйстве ситуация была сложнее, поскольку много миллионов крестьян владели земельными участками, имели свои дома, но и здесь советской властью было объявлено, что земля признается общенародной собственностью, и от имени народа государство (в лице соответствующих органов) выделяет земельные участки для всех пользователей без исключения. Такой подход в экономике существенно сместил акценты во взаимоотношениях субъектов экономической деятельности, и в данном случае речь идет об экономических спорах, для разрешения которых, после введения НЭП власти пришлось создать арбитражные комиссии при ведомственных органах, которые, однако, в силу своего сугубо административного статуса и размытости полномочий они не могли эффективно решать экономические споры. И тогда в начале 1930-х г. был принято Положение о государственном арбитраже при СНК СССР. В статье рассматриваются особенности принятия этого акта, раскрывается его содержание, показывается значение для советской экономики. Отмечается, в частности, что созданный советский арбитраж стал основой арбитражных отношений в СССР на несколько десятилетий, пока в 1960 г. не было издан новый соответствующий акт.

Еще

Советская экономика, государственный арбитраж, хозяйствующие субъекты, закон, ведомственность

Короткий адрес: https://sciup.org/170207444

IDR: 170207444   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2024-9-1-188-192

Текст научной статьи Создание арбитража в советском государстве

Ликвидация действовавших в Российской империи коммерческих судов поставила перед советской властью проблему учреждения органов, которые разрешали бы экономические споры в условиях нового социалистического государства с ее плановостью и централизованностью. И тогда был создан некая эрзац-замена коммерческим судам в виде арбитражных комиссий, состав которых определялся сугубо административно и субъективно. Соответственно эффективность таких комиссий была низкой ввиду очевидного отсутствия необходимой объективности и квазису-дебного статуса [1; 2]. Такое положение тормозило экономическое развитие советской экономики, и реорганизация института арбитражных комиссий была неизбежной. Упразднение этих комиссий было осуществлено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 4 марта 1931 г. Де- ла, подлежавшие разрешению арбитражных комиссий, следовало передавать в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик. Однако до реализации указанных мер не дошло – буквально через две недели после этого было издано Постановление СНК СССР от 20 марта 1931 г., которое было посвящено реорганизации кредитной системы, в рамках которой наблюдался коренной и, в рамках советского государства, окончательный отход от элементов частнокапиталистического хозяйствования. Исходя из этого, в п. 8 указанного Постановления довольно четко указывалось, что «все споры, возникающие между хозяйственными органами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами государственного арбитража» [2].

В этом же контексте законодатель определял, что Положение о государственном арбитраже следует разработать Народному комиссариату рабочекрестьянской инспекции СССР в десятидневный срок и внести на утверждение Совета труда и обороны. А в партийном документе излагалось требование рассматривать имущественные споры, возникающие между хозяйствующими субъектами по договорам, «с максимальной быстротой». Однако по причинам, которые мы не исследуем, Положение о государственном арбитраже было разработано несколько позже и было утверждено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР 3 мая 1931 г. [3] Здесь указывалось, что для разрешения имущественных споров между организациями, учреждениями предприятиями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозрасчета, учреждается государственный арбитраж. Далее определялось, что в порядке государственного арбитража разрешаются все споры по договорам и сделкам, а также другие имущественные споры между организациями, учреждениями и предприятиями обобществленного сектора. Исходя из того, что арбитраж рассматривает «хозяйственные» споры, В.Н. Гапеев делал справедливый вывод о том, что участие граждан в качестве физических лиц в качестве истца или ответчика исключалось в этой юрисдикционной процедуре [4, с. 14]. При этом организационно Государственный арбитраж учреждался следующим образом: при СТО – для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является союзный центральный орган, а также споров между центральными органами союзных республик; при ЭС (экономических советах или совещаниях) союзных республик – для разрешения споров, где одной из сторон является центральный республиканский орган или находящийся в республике орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между областными (краевыми) органами разных областей, краев и автономных республик; при СНК автономных республик, при исполкомах краев, областей и автономных областей – для рассмотрения всех остальных споров, подлежащих госарбитражу.

После принятия этого акта в союзных республиках были приняты республиканские положения о системе арбитражных органов в целом по республике. В некоторых республиках (Азербайджанской ССР, Молдавской ССР и Туркменской ССР) такого рода положения о системе государственного арбитража не принимались, однако постановлениями, которыми учреждались в организационном плане государственные арбитражи при СНК таких союзных республик, устанавливалось, что указанные данные арбитражные органы должны действовать основе общесоюзного Положения. Собственно, и республиканские положения о госарбитраже в своей основе лишь дублировали союзный акт. Создавались также ведомственные арбитражи. Между тем практика деятельности государственного арбитража в те годы показывала, что функциональная направленность госарбитража в гораздо большей степени, чем это вытекало из закона, определялась отправлением не столько хозяйственно-процессуальной деятельностью, сколько административно-управленческой деятельностью.

В частности, центральные органы советского государственного арбитража того времени принимали участие в разработке (совместно с Верховным Судом СССР и Прокуратурой СССР) инструкции о порядке предъявления претензий по количественным недостаткам при поставке товаров, решении вопросов об изменении твердых цен на строительные работы, об изменении цены по строительным договорам при оспаривании правильности составления производственных смет, об отставании веток примыкания железнодорожного транспорта, представляющих собой тормоз в части быстрого оборота вагонов общего пользования, об ответственности хранения неоплаченных грузов, о ходе заключения договоров и разрешении преддоговорных споров, об исковой давности на оборудование, сданное на хранение, о сроках составления актов и лицах, участвующих в составлении актов, о порядке предъявления претензии к постав- щику (грузоотправителю) и подсудности таких исков, о заключении договоров на экспорт или импорт при отсутствии утвержденных правительством контингентов, об исках жилищных инспекций райсоветов к владельцам национализированных и закрепленных домовладений, о передаче дел следственно-судебным органам по фактам обнаружения недостач в процессе рассмотрения арбитражных дел и т.д. [5].

Подобное явление наблюдалось во всех союзных республиках. Нужно отметить далее, что государственный арбитраж наделялся весомыми правоохранительными полномочиями, в частности, он мог возбуждать дела по собственной инициативе в случаях, когда документально установлены нарушения заключенных договоров. В целом такой подход наглядно показывал усиление в СССР административнокомандной системы. И в этом связи В.Ф. Яковлев полагает, что государственный арбитраж был тем органом государства, который по существу разрешал экономические (хозяйственные) споры, но «это был не суд, а квазисудебный орган, поскольку он выполнял судебные функции, но при этом судом не являлся, так как был элементом укрепившейся к тому времени административно-командной системы, можно сказать, был вмонтирован в систему управленческой власти» [6, с. 144]. Еще по одной точке зрения государственный арбитраж оценивался как «придаток государственных исполнительных органов» [7, с. 7].

Заметим, что такие оценки стали появляться только после распада СССР, но, как бы ни было, такой статус арбитража существовал до принятия Конституции СССР 1977 г., где государственный арбитраж будет отделен от исполнительной власти, однако до этого в СССР было несколько противоречивых периодов развития, в которых положения госарбитража также менялось, а если иметь в виду рассматриваемый период (с начала 1930-х гг.), то шел процесс укрепления административной составляющей в деятельности арбитража. Так, в 1934 г. были изданы Правила рассмотрения и разрешения дел государ- ственным арбитражем [8], которые регулировали все стадии арбитражного процесса, в том числе подробно регламентировались вопросы возбуждения арбитражного дела, подготовки дел к слушанию, непосредственное рассмотрение дела государственным арбитром (арбитрами), вынесения решения по делу, исполнительное производство, выявление недостатков в деятельности организаций, учреждений и предприятий; надзорная деятельность Государственного арбитража при СНК СССР. Спустя некоторое время в практике деятельности органов ведомственного арбитража выявилась проблема обязательности исполнения принимаемых ими решений.

Совет народных комиссаров СССР довольно оперативно отреагировал на это, издав постановление от 14 апреля 1935 г. [9], где было признано, что по приказам ведомственных арбитражей, которым предоставлено право принудительного исполнения решений, взыскания могут быть обращены как на счета должников в банках, так и на другие принадлежащие должнику ценности. Последующее развитие советского государственного арбитража осуществлялось на основе неизменности принятых выше основополагающих актов, которые действовали до рубежа 1960 г., когда была проведена новая реформа советского арбитража. Вместе с тем такая оценка тенденции в развитии госар-битража не означает, что не принималось до этой второй реформы госарбитража иных правовых актов – они принимались, и их было немало, но они регулировали отдельные аспекты деятельности государственного арбитража. Тогда же в литературе появлялись работы, где, как и ранее, говорилось как о двойственной природе государственного арбитража [10, с. 30-31], так и о том, что государственный арбитраж является особым видом хозяйственного суда [11, с. 47], и такие подходы будет доминировать довольно долго. С учетом того, что законодательные основы деятельности государственного арбитража были сформированы еще в довоенное время, значительно более весомую роль во второй половине рассматриваемого периода (1950-е гг.) стали иметь инструктивные документы Государственного арбитража СССР, в которых, как правило, предпринимались попытки восполнить пробелы законодательства, разъяснялось действующее законодательство, уточнялись различные процессуальные аспекты, при этом распространенной формой такого рода документов были письма Государственного арбитража при СНК (СМ) СССР [12].

Принималось также немало совместных актов – Государственного арбитража и иных ведомств по отдельных вопросам хозяйственных отношений. Из заметных организационно-правовых событий в рассматриваемый период в данном контексте заслуживает внимание акция о передаче Государственного арбитража СССР в ведение Министерства юстиции СССР и обратной передаче в ведение Правительства СССР. Это произошло практически сразу после смерти Сталина. Сначала было принято постановление Совета Министров СССР «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР», согласно которому арбитраж переходило в подчинение Минюста СССР, и по этому поводу был издан соответствующий министерский приказ о создании приемочной комиссии, которая приняла дело в середине апреля

1953 г. [13] Однако через год постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1954 г. государственный арбитраж был возвращен в прежнее организационноправовое положение. По мнению Е.С. Андреевой, это было сделано ввиду того, чтобы сэкономить средства на содержание арбитража [14, с. 46].

С этим, однако, трудно согласиться, поскольку бюджетное финансирование не менялось. Мы полагаем, что это была первый (неудавшийся) шаг в указанном выше эволюционировании советского государственно арбитража в сторону собственно судебных функций, поскольку организация деятельности судебных органов находились в ведении Министерства юстиции СССР. Но тогда, вероятно, власть оказалась еще не готовой для такого рода решения. Вместе с тем к тому времени было уже очевидно, что длительное время действовавшее арбитражное законодательство на основе реформы 1931 г. уже устарело и не отвечало изменившимся общественнополитическим отношениям, и в 1960 г. в СССР было принято новое Положение о государственном арбитраже, где арбитражу представляли больше судебных полномочий.

Список литературы Создание арбитража в советском государстве

  • Захаров В.В. Создание государственных арбитражных комиссий в РСФСР // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. - 2017. - № 3. - С. 45-84.
  • Рыбкина К.В. Арбитражные комиссии в России в период до 1931 года // Алея науки. - 2022. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр8://а11еу-science.ru/domains_data/fi1es/8January2022/ARBITRAZhNYE%20KOMISSII%20V%20ROSS П%20Wo20PERЮD%20DO%201931%20GODA.pdf (дата обращения: 25.08.2024).
  • Постановление ЦИК СССР N 5 и СНК СССР N 298 от 03.05.1931 об утверждении «Положения о государственном арбитраже» // СЗ СССР. 1931. №26. Ст. 203.
  • Гапеев В.Н. Участники гражданского и арбитражного процесса (сравнительный анализ правового положения). Ростов-на-Дону: РГУ, 1988.
  • ГАРФ. Ф. 824. Оп. 1. Д. 10. Л. 3-16.
  • Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 3: Арбитражные суды: становление и развитие. -М.: Статут, 2013. - 144 с.
  • Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Судебная система: состояние и проблемы совершенствования // Арбитражные споры. - 2014. - № 1. - С. 5-24.
  • Правила рассмотрения и разрешения дел государственным арбитражем в СССР (утверждены Государственным арбитражем при СНК СССР 01.08.1934 г. // Бюллетень Государственного арбитража при Совете Народных Комиссаров СССР. - 1934. - № 18.
  • Постановление СНК СССР от 14.04.1935 N 664 «О принудительном исполнении решений ведомственного арбитража» // СЗ СССР. 1935. № 28. Ст. 228.
  • Венедиктов А.В. Договорная дисциплина в промышленности. - Л., 1935. - С. 30-31.
  • Шкундин З. Об арбитражном процессе // Советское государство и право. - 1936. -№ 3. - С. 46-49.
  • Сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР. - М.: Юрид. лит-ра, 1968.
  • ГАРФ. Ф. Р-8424. Оп. 1. Д. 565. Л. 5; Д. 568. Л. 31.
  • Андреева Е.С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 по 1993 гг. (историко-правовой аспект): дис.... канд. юрид. наук. - М., 2002.
Еще
Статья научная