Спасательные археологические раскопки на местонахождении Рябчиков Ключ-1 под городом Канском в 2015 году
Автор: Выборнов А.В., Грачев И.А., Зольников И.Д., Картозия А.А., Марковский Г.И., Славинский В.С., Слепченко С.М., Цыбанков А.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Охранно-спасательная археология
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
В ходе спасательных археологических работ под г. Канском в Иланском р-не Красноярского края исследовано местонахождение Рябчиков Ключ-1. Оно было открыто в 2011 г. и является частью Анжевского комплекса археологических памятников. Местонахождение занимает наклонную площадку острогребневого рельефа. Его формирование связано с неотектоническими процессами. В раскопе стратиграфически выделены два основных уровня залегания археологического материала. С верхним (первым) уровнем связаны находки Средневековья - этнографической современности. Каменная индустрия в основном представлена отщепами без вторичной обработки, обломками сырья местного происхождения, простыми нуклевидными формами. Обнаружен нуклеус, связываемый с неолитическими традициями. Найдены фрагменты керамических сосудов и археологически целые сосуды. Металлические изделия в слое соотносятся с периодом этнографической современности. Второй культурно-стратиграфический уровень ассоциируется с периодом бронзы - раннего железного века. Каменная индустрия демонстрирует полную утрату навыка получения заготовок устойчивых форм в сочетании со средним или даже высоким уровнем вторичной обработки сколов. Керамическая посуда представлена фрагментами лепных сосудов в основном открытых форм, профилированных, с отогнутым венчиком, предположительно круглодонных. Наиболее показательные структуры археологического объекта - два позднесредневековых погребения (девушки и ребенка), в которых обнаружены предметы, позволяющие соотносить их создателей с позднекочевническим культурным типом. Среди элементов погребального инвентаря захоронения девушки найдены бусины из стекловидной пасты, кашенная бусина, браслет из раковин каури, ажурный бронзовый диск с фигурами драконов, фрагмент железного изделия, железный черешковый нож, хвостовые позвонки коровы. В погребении ребенка обнаружены чечевицеобразные бусины бирюзового цвета и два глиняных лепных сосуда серого цвета.
Канско-рыбинская котловина, река кан, анжевский комплекс археологических памятников, местонахождение рябчиков ключ-1, эпоха бронзы, ранний железный век, позднее средневековье, спасательные раскопки
Короткий адрес: https://sciup.org/14522304
IDR: 14522304
Текст научной статьи Спасательные археологические раскопки на местонахождении Рябчиков Ключ-1 под городом Канском в 2015 году
Местонахождение Рябчиков Ключ-1 расположено юго-восточнее г. Канска Красноярского края, на правом берегу р. Кан и включено в Ан-жевский комплекс археологических памятников. Значительная часть этого комплекса смежных памятников была исследована в ходе спасательных археологических раскопок в 2015 г. (см. статью в настоящем сборнике). Местонахождение Рябчиков Ключ-1 имеет характерные черты ландшафта, стратиграфии и культурных отложений, выделяющие его на фоне смежных памятников – стоянок Нефтепровод-1 и Нефтепровод-2, а также местонахождения Рябчиков Ключ-2.
Памятник был открыт в 2011 г. и в дальнейшем исследовался экспедицией Сибирского федерального университета под руководством Е.В. Князевой и П.В. Мандрыки. Границы объекта, согласно результатам предшествующих работ, представляют собой вытянутый четырехугольник, включающий наклонную площадку и часть склона надпойменного террасоувала от восточного склона лога безымянного ручья до склона высокой поймы. В учетной документации отмечается, что археологический материал был переотложен в результате современной антропогенной деятельности и склоновых процессов.
Раскоп расположен на геоморфологически сложной площадке с каменными россыпями, а стратиграфия показала значительное разнообразие подстилающих культурным слоям отложений. Геоморфологическая характеристика участка демонстрирует его острогребневый характер. На склонах его гряд отмечено плащеобразное скопление щебней и отломов, представленных породами палеозойского фундамента. При этом на более высоких гипсометрических уровнях скальные выходы в радиусе нескольких километров отсутствуют. Следует особо подчеркнуть, что острогребневые гряды этого геоморфологического сегмента представляют собой две пластины, кото-568
рые являются расщепленными фрагментами плосковершинной гряды (горста) соседнего геоморфологического сегмента. При этом само расщепление и сброс, по всей видимости, были обусловлены сейсмическим событием и носили быстротекущий характер, что подтверждается большим оползнем и провалом между плосковершинной грядой и острогребневыми грядами. Соответственно скопления обломочного материала представляют собой сейс-модерупций (спровоцированные землетрясением обвальные отложения). Обломки были сброшены с более высоких участков на более низкие в ходе резкого опускания блоков. О высокой вероятности такой интерпретации свидетельствует отсутствие четвертичных отложений на части поверхности островершинных гряд и близкогребневые фрагментарные выходы палеозойских пород.
В целом, на раскопе стратиграфически и содержательно выделяются два культурных горизонта, связанных с широкими хронологическими отрезками: эпоха бронзы – ранний железный век (при этом основная масса материала относится к позднейшим периодам) и Средневековье – этнографическая современность. С первым связаны находки каменных орудий и редких фрагментов керамических сосудов. К слою раннего железного века – Средневековья относится большинство фрагментов керамики и основные структуры. Во всех слоях отмечено присутствие костей животных. Наиболее крупные скопления костей связаны со вторым культурным горизонтом.
Уровень 1. Хронологически основную массу находок первого уровня можно предварительно датировать периодом Средневековья – этнографической современности. К позднему Средневековью следует отнести и обнаруженные в западной части раскопа захоронения.
Каменная индустрия в основном представлена отщепами без вторичной обработки, обломками сырья местного происхождения, простыми нук- левидными формами. Отдельно стоит отметить обнаружение конического нуклеуса для пластин и микропластин, который сильно выбивается из индустрии не только первого, но и подстилающего второго уровня. Возможно, это единственная находка, уверенно ассоциируемая с неолитическим периодом, при этом перемещенная в стратиграфически более поздние отложения. Каменные орудия представлены преимущественно скребками и ножами разных форм и степеней вторичной обработки: от покрывающей субпараллельной ретуши до мелких зубчатых краевых сколов.
Керамика представлена в основном фрагментами лепных сосудов преимущественно открытых форм различной профилировки, с прямым или отогнутым профилем венчика (см. рисунок ). В орнаментации использовались следующие элементы и мотивы: отдельные налепы с внешней стороны под срезом венчика или налепной валик, ряды вдавлений круглой палочкой под срезом венчика или сквозные отверстия, вертикальные прочерченные параллельные линии в верхней части сосуда; косые пересекающиеся прочерченные линии; наклонные ряды вдавлений, перемежающиеся с горизонтальными линиями вдавлений; косые ряды зубчатого штампа.
Металлические находки обоих уровней немногочисленны и относятся к самым поздним археологическим периодам, а также к этнографической современности: подковы и их фрагменты, кованый гвоздь, бронзовая пуговица.
Уровень 2. Хронологически основную массу находок второго уровня можно предварительно датировать периодом бронзы – раннего железного века.
Каменная индустрия представлена в первую очередь отщепами и обломками без вторичной обработки, находки пластин единичны. Это связано с попытками создания заготовок и орудий из местного сырья – твердого и хрупкого, близкого по параметрам к халцедонам. Нуклевидные формы крайне просты, преобладают одноплощадочные ядрища с ударными площадками прямыми естественными или подготовленными одним сколом. Фронт скалывания таких нуклеусов несет на себе негативы не более трех-четырех снятий, и может быть как плоским, так и сильно выпуклым. Даже более или менее оформленные ядрища по принципу скалывания постоянно тяготеют к аморфным. Все сколы с нуклевидных форм получены при помощи ударной техники. В категории орудий следует отметить изделия с бифасиальной обработкой

Местонахождение Рябчиков Ключ-1. Фрагмент керамического сосуда из первого культурного уровня, часть раскопа 13А.
(бифасы листовидной формы, вкладыш, наконечник стрелы, заготовки и фрагменты орудий). Также встречаются тщательно оформленные скребки каплевидной формы с покрывающей обработкой дорсальной поверхности и вентральной подтеской. В целом каменная индустрия демонстрирует полную утрату навыка получения заготовок устойчивых форм в сочетании со средним или даже высоким уровнем вторичной обработки сколов.
Керамика представлена фрагментами лепных сосудов в основном открытых форм, профилированных, с отогнутым венчиком, предположительно круглодонных. В орнаментации использовались следующие элементы и мотивы: наклонные вдав-ления зубчатого штампа или овальные наклонные вдавления, формирующие ряд по срезу венчика, по тулову сосуда сразу от внешней кромки венчика; горизонтальные ряды вдавлений палочкой, идущие под разным наклоном и формирующие «ёлочку»; сплошные горизонтальные ряды ногтевидных вдавлений по поверхности сосуда.
Особый интерес на раскопе местонахождения представляют позднесредневековые объекты, из которых выделяются два погребения.
Погребения располагались в линию вдоль края западного возвышения гребня. До начала раскопок на уровне современной дневной поверхности никаких следов или признаков погребений не наблюдалось. Могильные ямы были обнаружены после снятия дернового слоя (0,2 м от уровня современной дневной поверхности). Форма могильных ям подпрямоугольная; ориентированы длинной осью по линии запад – восток, вверх по течению реки. Глубина могил 0,35 и 0,55 м. В заполнении фиксировались комья плотного суглинка светло-желтого цвета, перемежающиеся гумусированной серой супесью. В кровле погребений фиксировались незначительные следы деревянных плашек и бересты, перекрывавших могильную яму поперек ее длинной оси. Могильные ямы по периметру были оформлены прямоугольным срубом или рамой из небольших жердей. На дне ям располагались кости погребенных. Останки в первой могиле принадлежат женщине 14–16 лет, во второй – ребенку 5–6 лет. В составе погребального инвентаря женщины находились белые бочкообразные бусины из стекловидной пасты, крупная кашенная бусина бежевого цвета, низка из 6 ракушек каури, ажурный литой бронзовый двусторонний диск с фигурами двух драконов, фрагмент железного изделия (сильно корродирован), железный черешковый нож. Обнаружены в сочленении два хвостовых позвонка коровы (определение С.К. Васильева). В погребении ребенка найдены 25 чечевицеобразных бусин бирюзового цвета, изготовленных из стекловидной пасты. В ногах погребенного находились два глиняных лепных сосуда серого цвета.
Описанными погребениями явно ограничивается могильная группа на изученной территории. Характер погребального инвентаря, формы и состояние погребений свидетельствуют о позднесредневековом периоде их сооружения. Прямая аналогия бронзовому диску с драконами известна в погребальных комплексах Северного Приангарья [Сенотрусова, Мандрыка, Тишкин, 2014, с. 73]. Мы предполагаем, что погребения имеют широкую датировку XIV–XVII вв. Первичная интерпретация позволяет говорить о принадлежности погребенных к местной группе поздних кочевников Канской лесостепи, археологические источники по которым крайне скупы, а этнографические ограничиваются консолидированной информацией на карте Б.О. Долгих.
Таким образом, материалы, полученные в ходе спасательных археологических работ на местонахождении Рябчиков Ключ-1, позволили сформировать корпус источников по освоению территории, которая представляет окраину археологического микрорайона (Анжевского комплекса археологических памятников). Наиболее ранние периоды заселения эпохи бронзы связаны с использованием местного сырья из консолидированных пород в сейсмодерупциях, проявляемых в скоплениях каменных изделий, которые рассматриваются как производственные площадки. Материалы раннего железного века и Средневековья содержат остатки охотничьей и скотоводческой деятельности. С поздним Средневековьем и этнографической современностью связаны погребальные и хозяйственные структуры.
Список литературы Спасательные археологические раскопки на местонахождении Рябчиков Ключ-1 под городом Канском в 2015 году
- Сенотрусова П. О., Мандрыка П.В., Тишкин А.А. Находки китайских изделий в средневековых памятниках нижнего течения Ангары//Теория и практика археологических исследований. -2014. -№ 2 (10). -С. 72-78