Спасательные археологические раскопки под городом Канском в 2015 году
Автор: Выборнов А.В., Славинский В.С., Цыбанков А.А., Грачев И.А., Гревцов Ю.А., Журавков С.П., Лысенко Д.Н., Макаров Н.П., Марковский Г.И., Матвеев В.Е., Стасюк И.В., Томилова Е.А., Фокин С.М.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Охранно-спасательная археология
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
В 2015 г. проведены спасательные археологические раскопки в рамках выполнения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия при строительстве автодороги у г. Канска, Красноярский край. Три изученных археологических объекта расположены на правом берегу р. Кан, выше по течению и юго-восточнее г. Канска и включаются в Анжевский комплекс памятников. Геолого-структурный контроль и неотектоника предопределили специфику формирования четвертичных отложений района. Археологические материалы из раскопок стоянок Нефтепровод-1 и Нефтепровод-2 принципиально распределяются по трем основным культурно-стратиграфическим уровням. Первый уровень связан с периодом раннего железного века - Средневековья. К этому времени относятся отдельные погребения, деревянная конструкция, металлические изделия (в т.ч. зеркало), каменные артефакты и фрагменты керамических сосудов. Второй уровень определяется периодом неолита - палеометалла и отличается серией погребений, разнообразными находками металлических и костяных артефактов, фрагментов керамических сосудов. Большая часть погребений выполнена по обряду трупоположения: умершие захоронены вытянуто, головой на восток (вверх по течению реки). Часть скелетов в неполном и нарушенном анатомическом состоянии. В составе погребального инвентаря - металлические и каменные орудия, бронзовые украшения. В числе находок из слоя - бронзовые кельты, антропоморфная фигурка, коленчатый кинжал карасукского облика. Третий уровень, содержащий исключительно каменные артефакты и кости животных, вероятно, связан с отложениями позднего плейстоцена - раннего голоцена. Аналоги материалов находятся на территории Среднего Енисея, Северного Приангарья и Прибайкалья. Результаты раскопок существенно дополняют известные построения по археологии Канско-Рыбинской котловины.
Канско-рыбинская котловина, река кан, анжевский комплекс археологических памятников, неолит, эпоха бронзы, ранний железный век, средневековье, спасательные раскопки
Короткий адрес: https://sciup.org/14522305
IDR: 14522305
Текст научной статьи Спасательные археологические раскопки под городом Канском в 2015 году
В полевой сезон 2015 г. Канским археологическим отрядом ИАЭТ СО РАН проведены спасательные археологические раскопки на территории, подлежащей освоению при строительстве обхода г. Канска автодороги М-53 «Байкал». В истории исследования и выделения границ изучаемых объектов имеются расхождении в их наименовании и локализации. В учетной документации памятники обозначены как «Анжевка. Стоянка Нефтепровод-2 (Новосмоленка-2)», «Анжевка. Стоянка Нефтепровод-1 (Смоленка)», «Карапсель. Местонахождение Рябчиков Ключ-1». Археологические объекты расположены на правом берегу р. Кан в административных пределах Иланского муниципального р-на Красноярского края.
Первые документированные археологические исследования в этой местности связаны с работой Н.А. Савельева в составе Канского отряда Комплексной археологической экспедиции Иркутского университета в 1972 г. Позднее, в 1989 г., памятники паспортизировались Л.Ю. Блейнисом. В 2011– 2015 гг. на археологических объектах южнее урочища Рябчиков Ключ проводились исследования Сибирского федерального университета под управлением Е.В. Князевой и П.В. Мандрыки. Ими были открыты местонахождения Рябчиков Ключ-1 и Рябчиков Ключ-2, погребения на стоянке Нефтепровод-2, предложена схема границ памятников и характеристики культурного слоя, обоснован проект сохранения объектов культурного наследия при строительстве автодороги и мостового перехода через р. Кан. В полевом сезоне 2015 г. были организованы раскопки на трех археологических объектах, на площади более 25 тыс. м2, получены материалы по археологии от эпохи палеолита до этнографической современности.
Согласно геоморфологическому районированию территории по материалам геологической съемки, рельеф исследуемого района подразделяется на два типа: эрозионно-аккумулятивный 572
и структурно-денудационный. К эрозионно-аккумулятивному типу относится южная часть местности, на которой располагается долинно-террасовый комплекс р. Кан. Структурно-денудационный тип рельефа занимает правый борт долины р. Кан, приподнятый и разбитый на неотектонически дифференцированные по разным гипсометрическим уровням блоки. Стоянки Нефтепровод-1 и Нефтепровод-2 занимают поверхности полого-волнисто-равнинного и грядово-оползневого сегментов рельефа, местонахождение Рябчиков Ключ-1 – остро-гребенчатый расчлененный. Это несколько площадок первого и второго террасоувалов от уреза р. Кан, отличающихся гипсометрически, видами и порядком рыхлых отложений и коренных пород. Основное распространение археологического материала, связанное со стоянками Нефтепровод-1 и Нефтепровод-2, заключается между двумя ручьями в глубоких логах. Местонахождение Рябчиков Ключ-1 располагается восточнее, на полого наклоненной гряде надпойменного террасоувала.
Раскопы стоянок Нефтепровод-1 и Нефтепровод-2 имеют общую границу и представляют относительно единый комплекс источников. Обзор полевых исследований местонахождения Рябчиков Ключ-1 представлен в отдельной статье сборника.
На раскопе стоянок Нефтепровод-1 и Нефтепровод-2 стратиграфически и содержательно выделяются три культурных уровня, связанных с широкими хронологическими отрезками: поздний плейстоцен – ранний голоцен, неолит – эпоха бронзы и ранний железный век – Средневековье. С первым связано обнаружение каменных изделий с характерным известковым налетом и отличающихся плас-тинчато-отщеповой технологией сколов. Со вторым связаны находки каменных орудий и фрагментов керамических сосудов. К уровню раннего железного века – Средневековья относятся фрагменты керамики и металлические предметы. Во всех слоях отмечено присутствие костей животных.
Уровень 1. Хронологически основную массу находок первого уровня можно предварительно датировать периодом раннего железного века – Средневековья. К этому времени относятся отдельные захоронения и деревянные конструкции. Наиболее яркой находкой, определенно датируемой эпохой Средневековья, является зеркало, имеющее аналоги на территории Минусинской котловины X–XIII вв.
Каменная индустрия в основном представлена отщепами без вторичной обработки, обломками сырья местного происхождения, простыми нукле-видными формами. Каменные орудия представлены преимущественно скребками и ножами разных форм, нередко выполненными в бифасиальной манере обработки. Они целиком и полностью подчинены форме заготовок, стандартизация которых в данный период сходит на нет, а качество падает.
Керамика представлена фрагментами лепных сосудов в основном открытых форм различной профилировки, с прямым или отогнутым профилем венчика. В орнаментации использовались следующие элементы и мотивы: налепы и налепной валик с внешней стороны под срезом венчика, наклонные ряды вдавлений круглой палочкой, вертикальные и наклонные прочерченные линии в верхней части сосуда; ряды насечек по срезу венчика и по внешней стороне сосуда, ряды «жемчужин» в верхней части сосуда, насечки орнаментиром с неровным концом по всей поверхности, ряды протащенной зубчатой лопатки, лопаточки с прямым краем или палочки с круглым концом. Зачастую орнаментировалась лишь верхняя треть сосуда или только венчик. Тесто фрагментов керамических сосудов из первого уровня содержит большое количество включений: песок, дресву, шамот. Сосуды сильно различаются по плотности теста.
Уровень 2. Хронологически основную массу находок второго уровня можно предварительно датировать периодом неолита – бронзового века. К финалу этого периода относится большая часть погребений, сосредоточенных в двух локациях на площадке первого и бровке второго террасо-увалов. Основная группа погребений выполнена по обряду трупоположения: умершие были захоронены вытянуто на спине, головой на восток (вверх по течению реки). Некоторые захоронения маркируются однослойными каменными выкладками. В отдельных погребениях зафиксированы металлические и костяные орудия и украшения, каменные орудия. В части погребений скелеты в нарушенном и неполном анатомическом состоянии.
К периоду поздней бронзы – времени создания большей части погребений – относятся находки изделий, из которых выделяются бронзовые ко- ленчатые кинжалы, бронзовые кельты, костяная мотыга, бронзовая антропоморфная фигурка и голова лося, выполненная на сланцевой пластинке (см. рисунок).
Каменная индустрия представлена в первую очередь отщепами и пластинами без вторичной обработки. На этом уровне залегания археологического материала фиксируется максимальное разнообразие сырья. Нуклевидные формы различны – от традиционных одноплощадочных монофронтальных нуклеусов до призматических и торцовых. Целевыми заготовками выступали отщепы разных пропорций, пластины и микропластины. Каменные орудия многочисленны и разнообразны: скребки, ножи, скребла, проколки, ретушированные отщепы и пластины, выемчатые орудия. Шлифованные орудия представлены теслами с узким рабочим краем, а также фрагментами лощил-выпрямителей. Следует отметить большое число изделий, в основе которых лежит двусторонняя обработка: бифасы различных форм и размеров, вкладыши, долотовидные орудия, наконечники стрелы и дротиков, ножи, скребки. Многие из них были оставлены на стадии изготовления в результате поломки или дефекта сырья, некоторые представлены фрагментами готовых орудий, сломанных в процессе использования. Так или иначе, но бифасиальные орудия и заготовки являются отличительным признаком рассматриваемой каменной индустрии. В процессе изготовления бифасиальных изделий оставалось большое количество мелких отщепов и осколков, концентрации которых часто фиксируются в границах второго уровня.
Керамика представлена фрагментами лепных сосудов в основном закрытых форм, слабо профи-

Стоянка Нефтепровод-1. Каменное изображение лося из второго условного уровня, № 477.
лированных, с прямым профилем венчика. В орнаментации использовались следующие элементы и мотивы: наклонные оттиски лопаточки с круглым гладким или зубчатым концом, формирующие ряды по внутренней кромке венчика, по срезу венчика и сразу под его внешней кромкой; ряды вдавлений круглой палочкой в верхней части сосуда; ряды оттисков уголка плоской лопаточки по всей поверхности сосуда; наклонные ряды гребенчатого штампа; прямые или зигзагообразные линии, выполненные отступающей протащенной палочкой или узкой лопаточкой; оттиски палочки с круглым концом, поставленной под углом, или орнаментира с неровным краем, покрывающие всю поверхность сосуда; текстильные оттиски. Отличительным признаком керамической посуды из второго уровня является почти полное отсутствие в тесте сосудов включений, особенно крупных фракций.
Уровень 3. Хронологически находки из третьего уровня предварительно можно датировать позднеплейстоценовым – раннеголоценовым периодом. Анализу материалов этого культурного слоя посвящена отдельная статья в сборнике.
Результаты планиграфических, стратиграфических исследований памятника, а также анализа предметного комплекса подтверждают предположение о постоянном и активном заселении территории террасоувалов на правом берегу Кана в районе небольших ручьев (Рябчиков Ключ и безымянные) в период неолита – Средневековья. Зафиксированы погребальные объекты, металлургическое производство, стояночные комплексы, следы разделки туш животных. Материалы Ан-жевского комплекса археологических памятников свидетельствуют о связях населения Канско-Рыбинской котловины с Прибайкальской Сибирью, Приангарьем, Средним Енисеем и являются важ- ным дополнением к известным теоретическим конструкциям по археологии региона [Тимощенко, Савельев, 2013; Бочарова, Тимощенко, Савельев, 2014; Тимощенко, 2014].
Список литературы Спасательные археологические раскопки под городом Канском в 2015 году
- Бочарова Е.Н., Тимощенко А.А., Савельев Н.А. Переход от мезолита к неолиту: хронологические границы и степень культурной преемственности (по материалам многослойного местонахождения Казачка I)//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. -2014. -Т. 13, вып. 5: Археология и этнография. -С. 125-134
- Тимощенко А.А. Хронология и периодизация каменного века Канско-Рыбинской котловины//Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер.: Геоархеология. Этнология. Антропология. -2014. -Т. 10. -С. 27-49
- Тимощенко А.А., Савельев Н.А. Бронзовый век Канско-Рыбинской котловины (современное состояние проблемы)//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. -2013. -Т. 12, вып. 5: Археология и этнография. -С. 19-27