Спасательные работы на территории Иркутского острога
Автор: Бердникова Н.Е., Воробьева Г.А., Бердников И.М., Пержакова А.С.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XIV, 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521417
IDR: 14521417
Текст статьи Спасательные работы на территории Иркутского острога
В 2007-2008 гг. продолжены исследования на территории Иркутского острога у здания памятника истории и культуры XVIII века во имя Спаса Нерукотворного образа (Спасская церковь). Первый этап работ в виде рекогносцировочных раскопок небольших участков у здания церкви проходил в октябре 2007 г. [Бердникова, Воробьева, 2007]. По результатам этих работ принято решение о срочном проведении спасательных археологических раскопок по периметру здания церкви для того, чтобы открыть подходы к фундаменту церковного здания.
Спасательные раскопки проводились в декабре 2007 г. – марте 2008 г. [Бердникова, 2008]. Они имели экстраординарный характер, поскольку впервые в истории иркутской археологии раскопки на больших площадях проводились в зимних условиях. Исследованы территории вдоль восточного, южного и северного фасадов основного здания Спасской церкви. Участки вокруг колокольни остались не вскрытыми из-за технологически сложных проблем укрепления фундамента этой части церкви.
Спасская церковь является одним из первых каменных зданий Иркутска, и располагалась на территории Иркутского острога. Последний находился на правом берегу р.Ангары недалеко от места впадения ее правого притока р.Ушаковки и напротив впадения в Ангару ее левого притока р.Иркута. Считается, что первый острог построен в 1661 г., хотя время и место основания Иркутска до сих пор является дискуссионным [Иркутская…, 1911].
После 1661 г. Иркутский острог перестраивался в 1669 г. и 1693 г., изменялись его размеры [Бубис, 2001]. В настоящее время границы территории последнего Иркутского острога маркируются только с южной стороны Спасской церковью, которая была встроена в южную стену острога. Годы ее постройки – 1706-1710 гг. В 1758 г. к западной стене церкви пристроена колокольня.
Первые археологические работы на территории Иркутского острога проведены А.М. Станиловским в 1902 г. [Станиловский, 1912]; следующие раскопки - в 1928 г. С.Н.Лаптевым [Манассеин, 1936; Лаптев, 2001]. В 1967 г. в связи с началом реставрационных работ велись ограниченные раскопки по периметру здания Спасской церкви (А.М.Георгиевский, Н.А.Савельев, В.В.Свинин и др.). Но раскопки были прекращены, а в ходе реставрацион- ных работ культурные отложения вокруг здания Спасской церкви сняты бульдозером на глубину 1-1,5 м. В 1986 г. В.И.Смотровой собрана археологическая коллекция из траншей под коммуникации, которые прокладывались у здания Спасской церкви [Добрынина, 2008].
В процессе проведения спасательных работ 2007-2008 гг. вдоль здания Спасской церкви вскрыто 330 кв. м. Исследованы захоронения, остатки разнообразных конструкций, как могильных, так и связанных с функционированием церковного здания и острога. Работы носили междисциплинарный характер. Исследования отложений проведены доцентом кафедры почвоведения Иркутского государственного университета к.б.н., Г.А.Воробьевой, дендрохронологические исследования и определение пород деревянных конструкций – зав. лабораторией биоиндикации растений СИФИБР СО РАН, д.б.н. В.И.Ворониным. Изучением антропологической коллекции занимались сотрудники Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН к.и.н. Н.А.Суворова и Н.В.Харламова. Консервацию изделий из органических материалов (кожа, ткани, кружева) и металла проводил с.н.с. Иркутского государственного университета, к.х.н. В.А.Хуторянский.
Строение отложений. В результате изучения строения отложений установлено, что острог и Спасская церковь построены на I надпойменной террасе Ангары. Высота ее во время строительства церкви составляла 6 м над урезом Ангары. В строении террасы вскрываются следующие отложения (снизу): 1) русловая фация аллювия - галечник с крупнопесчаным заполнителем; 2) пойменная фация аллювия - супесчаные слабогумусированные слои (погребенные пойменные почвы) и разделяющие их песчаные прослойки (sr 3-4). От кровли пойменного аллювия заложены криогенные клинья предположительно позднедриасового возраста (11 тыс. л.н.); 3) делювиальные суглинки голоценового возраста, проработанные почвообразованием; в их строении выделяются горизонты лугово-черноземной исходной почвы: темно окрашенный гумусовый горизонт А, мощностью около 30 см, и срединная часть почвенного профиля (горизонт В). В позд-несартанских отложениях найден призматический микронуклеус и кремневый скол. Из почвенного горизонта В заложена яма, в заполнении которой зафиксирована проксимальная часть призматической пластины.
Конструкции. У юго-западного угла колокольни обнаружена конструкция, связанная с фундаментом колокольни. Она состоит в видимой части из 2 бревен. Одно из них лиственничное, диаметром 70 см, располагалось перпендикулярно зданию колокольни и выступало из-под него на расстоянии 2 м. Под ним виден конец лежни из бревна диаметром 25 см. Большое бревно наклонено в сторону здания. Засыпана эта конструкция битым кирпичом, залитым известковым раствором.
На южной же стороне найдены остатки деревянных столбов галереи 1769 г.; вертикальные кирпичные кладки не ясного функционального назначения. В составе этих кладок находились кирпичи с клеймами. У север- ного фасада вскрыты остатки фундамента северного придела, построенного в 1777 – 1784 гг.
Несколько неожиданной находкой явились остатки основания каменной стены у восточного фасада. Эта стена располагалась на месте деревянной острожной стены острога постройки 1693 г. По летописным сведениям, в 1716 г. в Иркутске был большой пожар, в результате которого сгорели многие деревянные постройки острога, в том числе и здание более ранней деревянной Спасской церкви, и часть острожной стены с башнями [Акулич и др., 2008]. О том, как восстанавливалась острожная стена, в письменных источниках имеется только одно упоминание, что в 1717 г. «начато в Иркутске строительство каменной городской стены» [Леви и др., 2003]. Таким образом, археологическими работами достоверно установлено, что после 1716 г. острожная деревянная стена была заменена на каменную. Часть стены после изучения законсервирована.
Погребения. В раскопах вскрыто 356 захоронений. Основой массив погребений располагался вдоль восточной и южной стен церкви. На северной стороне они немногочисленны. Погребения выполнены по православному христианскому обряду: в вытянутом положении на спине. Отмечается разнообразие в положении рук погребенных. Могилы ориентированы по линии запад-восток, погребенные - головой на запад, ногами на восток, в основном, в соответствии с ориентировкой здания церкви.
Ямы грунтовые, в плане проявлялись только в нижней своей части. В двух случаях в засыпке могильной ямы отмечались кости животных. Захоронения производились в дощатых гробах и колодах. Последние более характерны для детских захоронений. Более половины погребенных – новорожденные и недоношенные дети. Погребения, как правило, располагались ярусами.
Каменная стена, вскрытая на восточной стороне, как бы разделила приходское кладбище на две части: одна часть располагалась перед стеной внутри границ острога, вторая часть – за стеной, как бы вне городской черты.
Захоронения, располагавшиеся на восточной стороне перед стеной, образовывали четко обозначенные небольшие группы; глубина залегания могил - до 1,5 м, отмечается вариативность ориентации погребений относительно здания церкви и между собой. Здесь же вскрыто погребение в так называемом «склепе» из кирпича. В нем находились останки мужчины в сохранившемся частично двубортном сюртуке или мундире с позолоченными пуговицами. Особенности погребального сооружения позволяют предположить его достаточно высокий социальный статус, что подтверждается и антропологически. На этом же участке вскрыто коллективное захоронение, в котором кости уложены с нарушенным анатомическим порядком. Встречено и погребение, в котором находилась только крышка гроба и часть его стенок. Дно гроба и костяк, кроме двух фаланг пальцев руки, отсутствовали.
У южной стены и на территории у восточного фасада за стеной плотность погребений увеличивается по сравнению с участком у восточного фасада в пределах острога. Глубина могил, как правило, здесь около 1 м. Отмечаются коллективные захоронения, в основном женщины с детьми. Встречено два погребения, в которых умершие ориентированы по линии север-юг, головой перпендикулярно зданию церкви.
Во многих захоронениях, включая и детские, найдены православные нательные кресты. Общее количество их составило около 230 единиц от простых медных, бронзовых, оловянных до сложнокомпозиционных, серебряных, золотых, покрытых разноцветной эмалью. Встречен и уникальный деревянный крест.
В двух погребениях рядом с умершими найдены фрагменты китайской фарфоровой и стеклянной посуды. Сохранились кожаная обувь, иногда с металлическими пряжками; головные уборы с золотым шитьем, кружевные металлизированные повязки, пояса, тесьма, пуговицы, медные монеты, серьги, подвески, кольца, заколки, булавки. В двух погребениях на крышке гроба металлизированной лентой выложен крест.
Приходское кладбище у здания Спасской церкви функционировало непродолжительное время. Известно, что до 1739 г. Спасская церковь являлась соборной. И лишь после 1739 г. она была определена как приходская [Мартос, 1827]. А в 1762 г. вышел официальный указ о запрете совершать погребения у здания Спасской церкви, хотя до начала ХХ в. отдельные захоронения осуществлялись. Таким образом, основная часть захоронений совершена в интервале около 25-30 лет. Это подтверждается и сопутствующим инвентарем: монетами чеканки 1735-1748 гг., фарфоровой китайской чашечкой, изготовленной во время правления императора Юн Чжена (1722-1735 гг.).
Выделяется группа более ранних захоронений, которые располагались у восточной алтарной части церкви в переделах территории острога. Они отличаются от остальных ориентацией и глубиной могильных ям. Не исключено, что захоронения принадлежат кладбищу старой деревянной Спасской церкви, здание которой находилось неподалеку. Ориентировочно эти погребения можно датировать концом XVII – первой третью (?) XVIII вв. К этой же группе можно отнести несколько детских захоронений у северного фасада.
В результате проведенных работ накоплен огромный фактический материал по южной части территории острожного Иркутска. Выявлены особенности острожных конструкций на исследованном участке. Раскрыты неизвестные ранее конструкции как существующих, так и утраченных зданий и сооружений Спасской церкви. Получены материалы по сибирскому православному христианскому обряду первой половины XVIII в. Собранная коллекция антропологического материала, сопровождающего погребального инвентаря уникальна и представительна.