Спасо-преображенский монастырь и Даурская миссия: история и современность
Автор: Митыпова Г.С.
Статья в выпуске: 2, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются этапы создания в Забайкалье Даурской православной миссии, основанной для распространения православия среди коренных народов. Географическое положение миссии обусловливало определенную активизацию деятельности монастырей в качестве организационных центров в деле создания духовных миссий в сопредельных странах Востока. Исследователь анализирует причины формирования миссии и ее долгого и успешного функционирования на территории Забайкалья, основные итоги ее деятельности. Примером возобновления Даурской духовной миссии в современных реалиях стал Спасо-Преображенский монастырь в селе Посольск. Автором показана поистине подвижническая деятельность служителей монастыря и населения села, которые вместе возрождают лучшие духовные традиции православного священства в жизни современных жителей региона.
Забайкалье, даурская миссия, миссионерская деятельность, православие, спасо-преображенский монастырь
Короткий адрес: https://sciup.org/148326979
IDR: 148326979 | DOI: 10.18101/2305-753X-2023-2-32-38
Текст научной статьи Спасо-преображенский монастырь и Даурская миссия: история и современность
Митыпова Г. С. Спасо-Преображенский монастырь и Даурская миссия: история и современность // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2023. Вып. 2. С. 32‒38.
Даурская миссия на южном побережье Байкала была основана в 1681 г. и позже, в 1821 г., переименована в Забайкальскую духовную миссию. В эти столетия идет становление монастырей, обоснование целей и расширение задач миссии, географическое положение которой обусловливало определенную активизацию деятельности монастырей в качестве организационных центров в деле создания духовных миссий в сопредельных странах Востока — Китае, Монголии, Японии, а также в США (первая половина ХVIII — начало ХIХ в.) в рамках программы миссионерской деятельности Священного синода. В жизни современного общества деятельность направлена на переход с проповеди «внешней» на «внутреннюю», в задачу которой входят утверждение и укрепление православной церкви в регионе.
Даурская миссия смогла просуществовать на протяжении столетий благодаря упорству православной братии, а также тому обстоятельству, что в основном это были высокообразованные по тем временам люди, которые с уважением относились к народу, сознавая высокую моральную ответственность за тех, кому они проповедовали христианское учение. Смысл и цели их духовной, пастырской деятельности понимались в достаточно проработанном гуманистическом аспекте.
Источниковой базой для определения бытования православной миссии за Байкалом является в первую очередь указ царя Федора Алексеевича, подписанный 22 февраля 1680 г. о посылке за оз. Байкал, на р. Селенгу, духовной миссии с поручением построить на р. Селенге в качестве миссионерского центра монастырь. Из исторических источников известно, что первая миссия состояла из 12 человек братии под начальством игумена Феодосия с наказом и правилами от архимандрита Павла, митрополита Сибирского и Тобольского, где говорилось: «... приехав в Даурье, Селенгинск и другие города и остроги, приглашать всяких иноверцев к истинной христианской вере православной...»1.
Для понимания возникновения и устройства Даурской духовной миссии на территории современной Бурятии рассмотрим само название «Даурская». Какие исторические события предшествовали по выбору названия православной миссии в ХVII в.?
По данным этнографа, фольклориста В. В. Птицына (1885‒1888), «с древности это страна называлась Даурией по имени коренных ее обитателей бурят, называемых и поныне даурами своими соседями, тунгусами и орочонами. От русских она получила официальное название Забайкалье… Вообще же Даурия … одна из самых любопытных и замечательных мест Азии» [5, с. 306].
Современным исследователем Б. Д. Цыбеновым изучены происхождение, расселение, военные столкновения и миграция дауров. Полевые исследования проведены за последние десятилетия в г. Хулун-Буир, г Нирги даурского автономного хошуна Морин-Дава Хулун-Буирского аймака и населенных пунктах Автономного района Внутренней Монголии КНР (АРВМ КНР), проведена историческая реконструкция событий, касающихся родов и племен дауров в ХVII в. Основные выводы исследователя:
-
• Изучение местообитания дауров в ХVII в. выявляет обширную территорию — от восточной части современной Республики Бурятия до границы Амурской области с Хабаровским краем, от южной части Республики Саха (Якутия) до приамурских районов провинции Хэйлунцзян.
-
• В истории дауров ХVII век ознаменовался большими потрясениями, навсегда изменившими привычный уклад жизни даурского общества.
-
• В ХVII в. дауры осознавали себя народностью с единой территорией, языком и культурой. Этноним даур , согласно русским источникам, к тому времени уже являлся общим самоназванием большинства родов, вошедших в состав народности. Этнический состав дауров в основном был сформирован. В русских донесениях они отмечены как «многие конные люди», что свидетельствует об их многочисленности и развитом коневодстве [7, с. 138].
Сегодня название Даурия широко распространено на современной территории Бурятии и Забайкальского края, представляя собой направление исторической топонимики. Так, в 2017 г. высокий статус объекта (участка) Всемирного наследия ЮНЕСКО получила российско-монгольская территория «Ландшафты Даурии», в состав которой входят Даурский заповедник (Забайкальский край), его охранная зона и часть заказника федерального значения «Долина дзерена» со стороны Российской Федерации и строго охраняемая природная территория «Монгол Дагуур» с заказником «Угтам» со стороны Монголии. Создание трансграничного участка всемирного наследия подчеркивает важность для планеты экологического региона «Даурская степь», а также учитывает многолетний опыт эффективного его сохранения международным российско-монгольско-китайским заповедником «Даурия»1.
Отдавая дань памяти истории формирования Первой даурской миссии на берегах Байкала еще в ХVII в., духовенство монастыря, наместники Селенгин-ско-Троицкого и Посольского монастырей выдвинули идею об организации в 2011 г. международной конференции, посвященной 330-летию миссии. Это неслучайно, если обратиться к вопросам исторической памяти, то такие социальные структуры, как семья и религия, по мнению Хальбвакса, могут функционировать только благодаря механизму коллективной памяти. Жизнь семьи содержит в себе события, само существование семьи как целостности возможно только благодаря наличию у этой социальной структуры памяти, разделяемой членами семьи. Так, понятие родственного отношения тесно связано с личностным образом нашего родственника. «У каждой семьи есть своя история, а каждый из ее членов обладает в глазах остальных своим неповторимым лицом». Оригинальное объяснение в свете своей концепции дает Хальбвакс сущности религии. Каждая религия есть в некотором смысле «пережиток прошлого». Она представляет собой не что иное, как поминовение священных событий или персонажей, которые давно уже завершились или исчезли. Однако в религиозном коллективе постоянно поддерживается память об этих событиях, выражающаяся в обрядах и ритуалах [7, c. 127].
Таким образом, название «Даурия», которое получила первая православная миссия на берегу Байкала в истории Свято-Троицкого Селенгинского и Посоль- ского Спасо-Преображенского монастырей, сохранилось до настоящего времени в истории.
Изначально исследование истории миссии в Забайкалье принадлежит представителям православного духовенства. Так, в очерке протоиерея Александра Никольского указано местоположение миссии: «Забайкальская Духовная миссия действует в Забайкальской области или иначе, по старинному ее наименованию, в Даурии. Область эта лежит в Восточной Сибири, к юго-востоку от Байкала, между этим озером и Китайскою границею в четыреста верст ширины и до тысячи верст длины» [1]. Также в работе дана обширная географическая, историкоэтнографическая характеристика региона с фотоиллюстрациями о бурятах и тунгусах края, об истории самой миссии, устройстве миссионерских станов. Необходимо отметить труд Мелетия, епископа Рязанского и Зарайского «Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях».
Современный исследователь Н. Н. Корниенко актуализирует понимание событий, связанных с крещением князя Гантимурова, начальствовавшего над 14 тунгусскими родами, во главе которых он перешел из Китая в подданство России. Гантимур, по своему происхождению даур, был влиятельным чиновником Цинского правительства в Маньчжурии, родственником китайского императора. В 1684 г. вскоре по прибытию за Байкал Даурской духовной миссии Гантимур принимает крещение в Нерчинске с именем Петр. Вместе с ним крестился один из его 13 сыновей, получивший в крещении имя Павел [2].
Есть сведения о действиях одного из землепроходцев казачьего отряда Пояркова, что отряд на берегах Зеи встретили селения с просторными домами крепкой стройки, с окнами, затянутыми промасленной бумагой. У дауров имелись запасы хлеба, бобовых и других продуктов, много скота и домашней птицы. Дауры носили одежду из шелковых и хлопчатобумажных тканей. Шелк, ситцы и металлические изделия они получали из Китая в обмен на пушнину. Пушниной платили дань маньчжурам. Поярков требовал от дауров ясак русскому царю, захватывал аманатами (заложниками) знатных людей, держал в цепях, обращался с ними жестоко [4].
Анализ исторических сведений периода формирования межгосударственных отношений Китая и России в ХVII в., в том числе подписание Нерчинского и Бу-ринского договоров о границах, показывает, что часть дауров перекочевала на территории, находящиеся под юрисдикцией маньчжурской династии, часть осталась на своих породных землях.
Перейдем к собственно Даурской духовной миссии. Здесь, по мнению В. Кузнецова, основным принципом отношений церковных и светских властей в XVII в. был принцип симфонии, подразумевающий согласование интересов Русской православной церкви и государства [3]. Православная церковь, отправляя с миссионерской целью монахов, снабженных церковной утварью, к 1681 г. уже была знакома с ситуацией в крае и, вероятно, владела материалами, отчетами и рапортами казачьих атаманов о природе, климате, населении, верованиях, образе жизни, хозяйстве и культуре народов данного региона — бурят, значительно превалировавших по численности в сравнении с тунгусами, а также отдельных групп монголов и дауров.
Примером возобновления Даурской духовной миссии в современных реалиях стал Спасо-Преображенский монастырь в селе Посольск. Новая духовная жизнь в Посольской обители началась в 1995 г. с приходом иерея Виктора Смольникова. Был зарегистрирован Никольский приход, который находился в здании Никольской церкви.
Монастырь был утвержден Священным синодом 19 апреля 2000 г. Первый монах во вновь обретенной обители был пострижен 8 августа 2000 г.: иерей Илья Кизарев после пострига стал иеромонахом Иннокентием. Имя ему дали в честь первосвятителя земли сибирской Иннокентия Иркутского. Но ввиду нехватки священнослужителей иеромонах Иннокентий был переведен на приход в село Усть-Баргузин. И обитель опять на долгое время осталась без монахов и священнослужителей.
В 2001 г. правящим архиереем Читинским и Забайкальским Евстафием были пострижены послушники Алексей Кривенко и Игорь Ермолаев. Алексей стал монахом Николаем, а Игорь — монахом Алексием. Имена были даны в честь царственных мучеников: послушнику Алексею было дано имя в честь царя-мученика Николая II, Игорю — цесаревича Алексея. На следующий день монах Николай был рукоположен в иеродиакона, затем — в иеромонаха. Монах Алексей был рукоположен в иеродиакона. Как и положено по православной традиции, вновь рукоположенные начали служить сорокоуст.
С появлением ктитора Виктора Ивановича Сухарева началось возрождение обители, почти полностью разрушенной в годы безбожной власти. Для богослужений и жилья было пригодно только одно здание — храм в честь Святителя Николая. Вновь прибывшая братия справляла богослужения и жила в этом храме постройки 1812 г. В упадке находилась не только обитель, но и село, окружающее ее. Многие дома были заколочены, очень часто можно было увидеть на улице нетрезвых сельчан.
Во время посещения митрополитом Кириллом Посольской обители (2004) был снят фильм «Один день из жизни села Посольск», где была отражена жизнь села того периода. Через 4 года был снят второй фильм «Один день из жизни Посольского монастыря», в котором видны были разительные перемены, произошедшие за это короткое время: практически восстановлен СпасоПреображенский собор, а также большая часть каменной ограды монастыря, построен келейный корпус. Возрождалась не только обитель, но и село также стремилось соответствовать своей святыне. В настоящее время почти нет заколоченных домов, не встречаются нетрезвые сельчане, улицы стали чище.
Современные монастыри на южном побережье Байкала и в долине р. Селенги рассматриваем как культурообразующие центры в жизни современного обще- ства, как центры паломничества, как объекты туристического познания православной традиции. Что касается приходской жизни, то идет активный процесс формирования и развития жителей сел и деревень. Когда мы соприкасаемся с деятельностью монастырей городов Байкальской Азии, приходит понимание того, что духовная жизнь и труд — вековая традиция.
Современными продолжателями традиций Даурской духовной миссии можно по праву назвать настоятеля Спасо-Преображенского Посольского монастыря игумена Николая (Кривенко), монашескую братию, трудников, прихожан, жителей сел, деревень, городов Бурятии. Это настоящие подвижники, которые каждодневным трудом вместе с народом возрождают лучшие традиции православного священства в жизни современных жителей региона.
Список литературы Спасо-преображенский монастырь и Даурская миссия: история и современность
- Протоиерей А. Никольский. Забайкальская духовная миссия (1681-1903): очерк из истории православной миссии в Восточной Сибири. Москва: Печатня А. И. Снегиревой, 1904. 98 с. Текст: непосредственный.
- Корниенко Н. Н. Даурская духовная миссия: начальные страницы истории // Церковь, государство и общество: исторические политико-правовые и идеологические аспекты взаимодействия: материалы международной научно-практической конференции (Иркутск, 27 марта 2020 г.) / научные редакторы И. А. Арзуманов, С. А. Комаров, А. Е. Смирнов. Москва; Иркутск: Изд-во МАТГиП, 2020. С. 247-254. Текст: непосредственный.
- Кузнецов В. Архимандрит Мисаил и его роль в устройстве Забайкальской духовной миссии // Православие в Азиатско-Тихоокеанском регионе: материалы международной научно-практической конференции (Улан-Удэ, 29-30 января 2015 г.) / научный редактор Г. С. Митыпова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. С. 288-299. Текст: непосредственный.
- Магидович В. И., Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. Эпоха великих открытий. Москва: Центрполиграф, 2003. 640 с. Текст: непосредственный.
- Птицын В. В. Селенгинская Даурия. Очерк Забайкальского края. Санкт-Петербург: Экон. типо-лит., 1896. 306 с. Текст: непосредственный.
- Сабанчеев Р. Ю. Память как культурно-исторический феномен в работах Мориса Хальвбакса // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 2. C. 127-132. Текст: непосредственный.
- Цыбенов Б. Д Из истории даурского народа в XVII в. // Власть. 2017. Т. 25, № 2. С. 137-142. Текст: непосредственный.