Special physical training of highly qualified greco-roman style wrestlers on the basis of the development of explosive strength

Бесплатный доступ

Domestic and foreign specialists in sports wrestling attach increasing significance to development of explosive strength when training highly skilled Greco-Roman style wrestlers. The problem is that there is no consensus concerning, on the one hand, dispensing of power loadings, and with another, - applications of means and methods of development of explosive strength in a one- year training process of highly skilled wrestlers. The objective of the research is to reveal influence of intensive weight training of explosive character when performing special exercise of the wrestler on nature of bioelectric activity of muscles of highly skilled wrestlers and weightlifters. The study involved 11 wrestlers of the Olympic Reserve School of the city of Krasnodar (Masters of Sports and Masters of Sports of International Class) and 9 weightlifters of Children's and Youth Sports School named after V. N. Machuga (village Pereyaslovskaya of Krasnodar Krai) as the control group. The training technique with performance of static-dynamic exercise with weight, equal 50, 70 and 90% from the maximum pull is offered. During performance of these loadings by means of a miomonitor bioelectric activity of the quadriceps muscle of thigh and the broadest muscle of back was registered. Efficiency of application of a technique of performance of special exercise of the wrestler with weights of 50, 70 and 90% from maximum modeling physical actions in parterre is proved: the 1st phase - pull of a barbell from a platform to knees, the 2nd phase - its holding in a static pose within five seconds and the 3rd phase - top full before full straightening of a trunk and feet in a knee joint.

Еще

Explosive strength, bioelectric activity of muscles, wrestlers, weightlifters

Короткий адрес: https://sciup.org/14263955

IDR: 14263955

Текст научной статьи Special physical training of highly qualified greco-roman style wrestlers on the basis of the development of explosive strength

В настоящее время многие отечественные специалисты по спортивной борьбе придают все возрастающее значение развитию взрывной силы при подготовке высококвалифицированных борцов греко-римского стиля (Л. С. Дворкин, В. Б. Уруймагов, И. И. Иванов, 2010; В. В. Рожковец, 2007; И. И. Иванов, С. В. Новаковский А. Н. За гитов, 2009; В. Б. Уруймагов, 2009; Л. С. Дворкин, И. И. Иванов, М. Р. Хасанов, 2011 и др.). Понимание этого факта связано, во-первых, с требованиями интенсификации борцовского поединка и, во-вторых, с физиологическими особенностями проявления взрывной силы. Проблема состоит в том, что нет единого мнения в отношении, с одной стороны, дозирования силовых нагрузок, а с другой, – применения средств и методов развития взрывной силы в годичном тренировочном процессе высококвалифицированных борцов. Как известно, взрывная сила мышц является одним из важнейших факторов, определяющих функциональные возможности нервно-мышечной системы атлетов в силовых видах спорта (Aagaard, 2010; L. Norrbrand, 2008). Взрывная сила характеризует способность спортсмена к максимально быстрому проявлению мышечной силы (Н. В. Зимкин, 1969; В. Б. Коренберг, 2004; Л. С.

Дворкин, 2005 и др.). В качестве показателя взрывной силы используется градиент силы, т. е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимальной проявляемой силы ко времени ее достижения (Р. М. Гордничев, В. И. Тхоревский, 1993; В. Б. Коренберг, 2004; Ю. В. Верхошанский, 1977 и др.).

В проявлении взрывной силы большое значение имеют скоростно-сократительные свойства мышц, т. е. соотношение быстрых и медленных волокон и их композиция. По мнению ряда авторов, быстрые волокна составляют основную массу мышечных волокон у высококвалифицированных спортсменов (Н. В. Зимкин, 1969; Colliander, Tesch, 1990). Отдельно взятые мышечные волокна у испытуемых, которые занимались силовыми тренировками в течение нескольких лет, показывают более высокую сократительную способность и более высокий уровень развиваемой мышцами мощности, чем мышечные волокна нетренированных людей того же возраста (Shoepe, Stelzer, Garner, Widrick, 2003). Эти особенности сократительных свойств мышечных волокон и их лабильность к воздействию интенсивных отягощений объективно подтверждает факт возможности использования методики и технологии развития взрывной силы в тренировке не только высококвалифицированных тяжелоатлетов (Л. С. Дворкин, 2005), но и борцов греко-римского стиля (В. В. Рожковец, 2007; В. Б. Уруймагов, 2009). Результаты исследования Duchateau, Hainaut, (1984), Kaneko, Fuchimoto, Toji (1983), Aagaard, et al. (1994, 2010, 2002), Hakkinen, Newton, Gordon (1998) позволили установить, что силовая тренировка с применением интенсивных отягощений приводит к более выраженному совершенствованию приспособительных механизмов нервно-мышечной системы, вызывает более выраженный прирост максимальной силы по сравнению с силовыми тренировками с малыми отягощениями.

Цель исследования : выявить влияние интенсивных отягощений взрывного характера при выполнении специального упражнения борца на характер биоэлектрической активности мышц высококвалифицированных борцов и тяжелоатлетов.

Методика исследования. На первом этапе исследования был проведен моделирующий педагогический эксперимент. Перед его проведением всем его участникам было предложено провести контрольное тестирование по выявлению максимальных силовых возможностей при выполнении тяги штанги от помоста до полного выпрямления туловища и ног в коленном суставе. В предварительном испытании приняли участие 11 борцов школы олимпийского резерва города Краснодара (МС и МСМК) и 9 тяжелоатлетов ДЮСШ им. В. Н. Мачуги (станица Переясловская Краснодарского края) в качестве контрольной группы. В числе той и другой группы есть члены сборной команды России по греко-римской борьбе и тяжелой атлетике, чемпионы России, призеры чемпионатов Европы и мира. На втором этапе борцам была предложена методика предварительной тренировки с выполнением статико-дина- мического упражнения с отягощением, равным 50, 70 и 90% от максимальной тяги. К устройству подключался миомонитор (регистратор поверхностных электромиограмм) для регистрации биоэлектрической активности мышц (БАМ).

Во время выполнения подъёма штанги при помощи миомонитора регистрировалась биоэлектрическая активность следующих мышц: прямой пучок четырехглавой мышцы бедра левой и правой ноги, правой и левой части широчайшей мышцы спины, то есть в четырех отведениях. Планирование эксперимента заключалось в том, что в естественный характер тренировочного процесса борцов в недельном микроцикле через одно занятие включались упражнения с отягощениями, выполняемые с использованием сопряженно-последовательной методики подъема тяжестей (от 60 до 80% от максимального, при 5 подходах на занятии и 3-4 КПШ в одном подходе – 1 вариант), вариационно-прогрессивной методики (от 80 до 100% от максимального, при 5 подходах на занятии и при 1-2 КПШ в одном подходе – 2 вариант) и интегральной методики – сочетание первых двух методов.

Результаты и их обсуждение . Было установлено, что по среднему весу тела экспериментальная группа борцов и контрольной группы тяжелоатлетов достоверно друг от друга не отличались. В то же время величина внутригрупповых различий в весе тела у борцов была значительно выше, чем это имело место у тяжелоатлетов. Из таблицы видно, что средний вес тела тяжелоатлетов и борцов достоверно не отличался (Р>0,05). Однако средний показатель максимальных результатов в тяге штанги от помоста был на 40% выше у тяжелоатлетов. Так, на первом испытании максимальный результат при выполнении тяги у тяжелоатлетов составил 271 кг, а у борцов 156 кг. В группе борцов 50% веса штанги в среднем был равен 78,6 кг, в то время как в группе тяжелоатлетов – 79,1 кг (Р>0,05), соответственно 70% веса штанги был равен – 75,0 и 80,0 (Р>0,05) и 90% веса – 140,0 и 146,0 кг (Р>0,05). Как мы могли убедиться перед началом эксперимента, исходные показатели СУБ в группах борцов и тяжелоатлетов достоверно не отличались. Более того, в этих группах внутригрупповые различия показателей СУБ также существенно не отличались.

Таблица

Результаты предварительного тестирования высококвалифицированных борцов и тяжелоатлетов в тяге штанги от помоста до полного выпрямления ног и туловища

Группы

n

Вес тела, кг

Максимальный результат в тяге, кг

М±m

5

V, %

М±m

5

V, %

Борцы

11

86,6±3,5

11,5

13,3

156,3±9

29,7

19,0

Тяжелоатлеты

9

87±2,3

6,9

7,9

271±13

39

14,4

t

Р>0,05

Р<0,001

Из рисунка 1 и 2 видно, что на первой секунде выполнения упражнения, то есть в момент тяги штанги от помоста в 70% от максимального, величина БАМ прямого пучка четырехглавой мышца левой ноги составила у тяжелоатлетов 0,08, а у борцов 0,3 mv/с. Во время выполнения удержания штанги в статической позе на уровне колен с 2 по 6 с мышечного напряжения колебания БАМ четырехглавой мышцы бедра левой ноги у тяжелоатлетов было в пределах от 0,05 до 0,25 mv/с, а у борцов – от 0,27 до 0,39 mv/с. И, наконец, на 7 с выполнения СУБ в момент подрыва штанги от уровня колен, после завершения статического напряжения, БАМ четырехглавой мышцы бедра левой ноги составила у тяжелоатлетов 0,29, а у борцов – 0,3 mv/с.

Мб.л и Мб.п – четырехглавые мышцы бедра правой и левой ноги, Шмс.л и Шмс.п – широчайшая мышца спины (левая и правая часть)

Рисунок 1. Динамика биоэлектрической активности мышц (в mv) борцов при выполнении подъема штанги в 70% от максимального (1 с – момент отрыва штанги от помоста, 2-6 с – удержание штанги в режиме изометрического напряжения и 7 с – подрыв)

Мб.л и Мб.п – четырехглавые мышцы бедра правой и левой ноги, Шмс.л и Шмс.п – широчайшая мышца спины (левая и правая часть)

Рисунок 2. Динамика биоэлектрической активности мышц (в mv) тяжелоатлетов при выполнении подъема штанги в 70% от максимального (обозначения те же, что и на рис. 1)

Не совсем синхронно с левой ногой осуществлялась иннервация четырехглавой мышцы правой ноги как у тяжелоатлетов, так и у борцов. Так, во время тяги штанги от помоста на 1 с биоэлектрическая активность прямого пучка четырехглавой мышцы правой ноги у тяжелоатлетов составила 0,1 mv/с, а у борцов – 0,26 mv/с. Во время удержания штанги в статической позе на уровне колен с 2 по 6 с колебания БАМ прямого пучка четырехглавой мышцы бедра правой ноги у тяжелоатлетов были в пределах от 0,05 до 0,85 mv/с, а у борцов – от 0,25 до 0, 91 mv/с. Если у тяжелоатлетов на 1 с выполнения СУБ биоэлектрическая активность правой и левой части широчайшей мышцы спины была равна 0,11 и 0,12 mv/с, то у борцов – 0,22 и 0,35 mv/с. Более синхронная реакция нервно-мышечной системы наблюдалась в отношении полученных нами данных регистрации биоэлектрической активности широчайшей мышцы спины – её левой и правой части, как у тяжелоатлетов, так и у борцов (рис. 1, 2).

Во время удержания штанги в статической позе на уровне колен с 2 по 6 с колебания БАМ левой части широчайшей мышцы спины у тяжелоатлетов были в пределах от 0,14 до 0,24 mv/с, а левой – у борцов – от 0,22 до 0, 34 mv/с., соответственно у борцов – от 0,27 до 0,4 и от 0,27 до 0,40 mv/с. И, наконец, представляют интерес результаты регистрации БАМ во время финального выполнения СУБ – подрыве штанги до полного выпрямления ног и туловища, которое осуществлялось после удержания штанги в статической позе в течение 5 с. Подрыв происходил на 7 с выполнения СУБ.

Исследования показали, что БАМ прямого пучка четырехглавой мышцы бедра левой и правой ноги, неожиданно для нас, оказался в пределах среднего значения предыдущего уровня БАМ. Это относится как к борцам, так и к тяжелоатлетам. У тяжелоатлетов БАМ прямого пучка левой ноги составила на 7 с выполнения СУБ 0,29, а правой ноги 0,47 mv/с, соответственно у борцов – 0,3 и 0,62 mv/с.

И совсем другая картина наблюдалась при регистрации БАМ широчайшей мышцы спины. Так, у тяжелоатлетов БАМ правой части широчайшей мышцы спины на 7 с выполнения упражнения была равна 0,9 и левой части 0,86 mv/с, соответственно у борцов – 0,8 и 0,7 mv/с. Во всех случаях БАМ широчайшей мышцы спины оказалась во время подрыва выше, чем при выполнении первых двух частей СУБ (тяги до колен и статического напряжения в течение 5 с).

Выводы.

  • 1.    Нервно-мышечная система высококвалифицированных борцов адекватно по отношению к высококвалифицированным тяжелоатлетам реагирует на мышечные напряжения при подъеме штанги в 70 и 80% от максимального и выраженно отличается при подъеме штанги в 90% от максимального.

  • 2.    У высококвалифицированных тяжелоатлетов выявлено более экономное по сравнению с борцами функционирование нервно-мышечной системы во время выполнения специального упражнения, моделирующее биодинамическую структуру двигательного действия борца в партере, с отягощениями в 90% максимального.

  • 3.    Показатели взрывной силы высококвалифициро-

  • ванных тяжелоатлетов при подъеме штанги больших и максимальных весов могут быть использованы в качестве модельного уровня функционирования нервномышечной системы при подготовке высококвалифицированных борцов греко-римского стиля как в процессе специальной силовой подготовки, так и в качестве одного из критериев при отборе в сборную команду страны.
Статья научная