Специфика деятельности учреждений культуры по воспитанию психологических установок у молодежи

Бесплатный доступ

В статье рассматривается, как деятельность учреждений культуры способствует развитию, формированию психологических установок, как выстраивается система взаимопроникающих и дополняющих друг друга методов, составных элементов: от новизны - через особую занимательность и эмоциональность - к глубине содержания, затем через проблемную ситуацию - к творческой активности и самостоятельности.

Специфика деятельности учреждений культуры, воспитание психологических установок, молодежь

Короткий адрес: https://sciup.org/14489338

IDR: 14489338

Текст научной статьи Специфика деятельности учреждений культуры по воспитанию психологических установок у молодежи

Систему психологических установок для молодежи по их воспитанию можно представить спецификой деятельности учреждений культуры, которая относится, прежде всего, к социально значимой сфере и выполняет специфические функции.

Во-первых, они фиксируют определенный образ социально-культурной действительности, те «законы жизни» в данном обществе, которые служат для молодежи ориентиром в осуществляемой им оценке возможностей, в определении своих собственных мотивов и целей.

Во-вторых, они являются источником ценностей, которые либо непосредственно формулируют эти мотивы и цели, придают им осознанный характер, либо обосновывают и оправдывают их в глазах молодого человека.

Если ориентировочную функцию выполняет преимущественно познавательный ком- понент психологических установок, то в их ценностной функции существенную роль играет эмоциональный компонент: эмоциональная привлекательность, «комфортность» избираемых целей и ценностей.

Индивидуальные системы психологических установок у молодежи различаются по удельному весу в них познавательноориентационных и ценностно-эмоциональных компонентов.

У большинства молодых людей в «нормальных» жизненных ситуациях, по-видимому, преобладает ориентационный компонент этих установок; они играют, в основном, служебную роль в функционировании мотивационно-волевой сферы.

При этом ценностные и эмоциональные их компоненты особенно важны для молодых людей, активно включенных в социальнокультурную жизнь: для них избранная ими социально-культурная цель и ценность сами становятся личным мотивом.

У индифферентного и пассивного молодого человека («обывателя») ценностноэмоциональный акцент психологических установок выступает отчасти в скрытом виде: в значительной мере он трансформирован в эмоции, объектом которых является не социально-культурная деятельность, но сфера собственной деятельности такого молодого человека.

Было бы, разумеется, нелепостью утверждать, будто у молодых людей, далеких от социально-культурной жизни, она вообще не вызывает никаких эмоций, отражающих их отношение к тем или иным ценностям.

Хорошо известно, насколько сильными могут быть массовые эмоциональные реакции на определенные события у таких молодых людей. Однако в таких реакциях часто проявляются не столько психологические установки как таковые, сколько установки, ориентированные на объекты и ситуации, с которыми молодые люди имеют дело в своей собственной повседневной жизни.

Эмоциональный аспект психологических установок как таковых проявляется на массовом уровне в социально-культурных ситуациях. В таких ситуациях психологическую значимость приобретают не только непосредственные частные и социально-групповые интересы, но и социальные установки, выражающие интеграцию индивидов в общность.

У многих в такие моменты пробуждаются и актуализируются, приобретают эмоциональный характер те компоненты общей психологии, которые в обычных условиях находятся в «спящем», пассивном состоянии (1, с. 48).

Когнитивный компонент играет роль «поставщика» материала для формирования содержания ценностей, но в процессе этого формирования происходит отбор знаний, подгонка их под некий «психологический заказ». Этот «заказ на знания» представляет собой не что иное, как выражение потребностей субъектов психики.

Ценности потому и играют роль «заказчика» по отношению к знаниям, что они суть и осознанное выражение потребностей. Однако и сами ценности, чтобы выполнить свое предназначение, должны подвергнуть себя сортировке и структурированию, выделить в себе компоненты, более и менее значимые для субъекта, отбросить в осадок то, что является для него механическим заимствованием от других и не коренится в его собственных, переживаемых им потребностях.

Критерием такой сортировки и отбора являются эмоции субъекта по поводу объектов, ситуаций и событий. В некоторых современных психофизиологических концепциях подчеркивается роль эмоций как «сигнализатора» потребностей, наиболее непосредственного и непроизвольного, то есть не контролируемого сознанием их выражения в психике.

Получается, что в определенном смысле аффективные компоненты психологических установок «главнее» ценностных и когнитивных. Подобная направленность внутренних структурных связей компонентов установки, очевидно, не является единственно возможной (6, с. 243).

Она действует, прежде всего, в тех случаях, когда источником потребностей является физиологический или психологический дефицит, не зависящий от сознания субъекта.

Но бывают ситуации, в которых вполне осознанные идеологические установки глубоко интериоризированы субъектом, выражающие их ценности и знания образуют содержание его собственных потребностей. В таких случаях сами эти ценности и знания являются источником эмоционального отношения к явлениям социально-культурной жизни.

Поэтому педагогический аспект воспитания во многом означает формирование и изменение психологических установок молодого человека. Напомним, что психологическая установка имеет три компонента: знания и действия (или деятельность), эмоции.

Остановимся на эмоциях. Ведь воспитание психологических установок молодого человека сводится к изменению одной или нескольких их составляющих.

Педагогическое воздействие на психологическую установку молодого человека вклю- чает четыре стадии: привлечение внимания к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса; предъявление новой информации; убеждение.

Так как психологические установки включают рациональный и эмоциональный компоненты, то любой из них можно использовать для направленного педагогического воздействия. Воспитание, основанное на рациональном компоненте, обычно апеллирует к разуму (1, с. 48).

При использовании эмоциональной формы воздействия обычно обращаются к следующим психолого-педагогическим приемам: ссылка на авторитет, обращение к образцу.

Даже если убеждение основывается на хорошо продуманной и подобранной совокупности фактов, способ их представления может существенно повлиять на результат убеждения, один и тот же факт может быть представлен и воспринят по-разному.

Психологами было установлено, что умеренная точка зрения по обсуждаемому вопросу воспринимается как крайняя на фоне резко противоположной ей позиции, и наоборот (эффект контраста).

Молодым людям свойственно преувеличивать или преуменьшать свои расхождения во мнениях в зависимости от отношений, существующих между ними и теми людьми, которые придерживаются соответствующего мнения (эффект ассимиляции).

Использование эмоциональной формы воздействия оказывает большее влияние на развитие личности молодого человека в специфической деятельности учреждений культуры через пропагандируемые цели и ценности жизни, образы поведения, воздействие информации. А личная заинтересованность является и непременной предпосылкой формирования и становления творческого коллектива, принимающих участие в реализации культурно-досуговых программ.

Интерес в действительности является сложной категорией. Природу интереса личности можно понять только путем познания объективной системы потребностей и интересов общества, социальной роли личности и ее ценностных ориентации, в которых проявляется совокупность целей и установок личности.

Именно социальные потребности образуют основу трудовой активности личности, как и любом ином учреждении культуры, служат средством ее побуждения к высокопроизводительной общественно полезной деятельности. Здесь имеются определенные возможности для целенаправленного регулирования воспитательных воздействий.

Желательно, чтобы информирование о социальных и культурных событиях стало регулярным и взаимным. Этим систематически должны заниматься учреждения культуры. Тогда у молодых людей выработается потребность в обращении к культуре, установка на понимание, знание, запоминание прочитанного или увиденного и услышанного, хороший вкус и избирательность приятии информации. С точки зрения социально-культурной деятельности информация сегодня — это не только знания, с появлением всемирной библиотеки под названием Интернет она вышла за границы сферы культуры.

И сама информация приобретает все более и более черты и качества хорошо продаваемого, востребованного и постоянно дорожающего товара. На информационном рынке царят современные, гибкие и динамичные интернет-структуры. В конкурентной борьбе по предоставлению информационных услуг эти структуры преследуют одну цель — прибыль. Это делает их быстро приспосабливающимися к новым запросам, жесткими, восприимчивыми к новым целям.

Компьютеризация — это революция в хранении, поиске и передачи информации. Никакой Интернет не может быть конкурентом книге. У книги остается великое преимущество — ее можно читать так, как тебе нравится, а не как запрограммировали.

Социально-культурная ситуация осложняется тем, что виртуальный мир оказывает на подростков столь притягательное действие, что стремление посетить его переходит все грани разумного. Этим способом в Сети снимаются типичные проблемы подросткового возраста — проблемы встречи с этим жестоким миром и нахождения в нем своего места (2, с. 82).

По данным многих исследований, более половины молодых людей считают агрессию единственным способом решения конфликтов. Именно поэтому важнейшей социальнокультурной задачей стала гуманизация подрастающего поколения, которая напрямую связана с чтением «экологически чистых» книг. В школьную программу всегда включались лучшие произведения отечественной и мировой литературы.

Если бы не школа, то многие из них никогда бы не были прочитаны. Не случайно в составленных молодежью списках произведений классической литературы, известных им, значатся только те, что входят в школьную программу. К сожалению, главным на уроке литературы становится не понимание, не наслаждение от чтения, а усвоение информации о книге, непрочувствованной, непродуманной и часто непрочитанной.

В современной России не наблюдается никаких предпосылок к тому, чтобы классика чем-нибудь заменилась. Новых писателей серьезного масштаба не появляется. Новому большому писателю неоткуда взяться — у него нет времени писать. Литература превращается в часть индустрии развлечений. Сегодня писателя кормят «левые» заработки. Бессмысленно писать эпос для людей, которые после очередного социального взрыва не научились толком читать.

Молодежь не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в изменяющихся сложных социальных процессах, иногда пасует перед трудностями, не берет на себя ответственность, старается избежать конфликтных ситуаций (5, с. 324).

Для того чтобы понять реальные интересы и потребности нынешних молодых людей, а точнее — их потребность в социальнокультурной деятельности учреждений культуры, необходимо разобраться в особенностях молодежной аудитории как обособленного пласта общества.

Поэтому массовая культурная работа учреждения культуры предполагает четкие и глубокие знания социально-психологических особенностей той или иной группы молодых людей, исходя из задач, стоящих перед учреждением культуры.

Важно учитывать глубокое развитие эмоциональной сферы молодого человека, которое становится часто причиной умозрительного отношения подростка к проблемам окружающей жизни.

Становление личности в этом возрасте отличается противоречивостью. Иногда наблюдаются срывы, недостаточная целеустремленность, неустойчивость и незрелость в ряде моральных вопросов, явное стремление подражать моде, излишне высокомерное отношение к своим сверстникам и взрослым.

Формирование мировоззрения сопровождается активным выявлением и развитием интересов молодежи. Опосредованное влияние на мировоззрение старшеклассников через воспитание психологических установок становится важнейшим методом педагогического воздействия и стержневой проблемой специфичной деятельности учреждений культуры.

Деятельность учреждений культуры, способствующая развитию, формированию психологических установок, строится как система взаимопроникающих и дополняющих друг друга методов, составных элементов: от новизны — через особую занимательность и эмоциональность — к глубине содержания, затем через проблемную ситуацию — к творческой активности и самостоятельности.

Главная педагогическая задача учреждений культуры — привить устойчивый интерес, раскрыв глубокое содержание предмета. Это можно сделать с помощью лекций, циклов бесед, рассказов, встреч, экскурсий.

Учитывая поисковый характер формирования психологических установок старшеклассников, необходимо создавать проблемные ситуации, разбирая которые они убеждаются, что их знания в избранном вопросе не полны. Проблемная ситуация способствует развитию творческой самостоятельности и активности школьников, которая становится следующей педагогической задачей.

В.А. Сухомлинский своим педагогическим опытом доказал необходимость глубокого развития эмоциональности подрастающей личности. «У детей высоко развита способность перевоплощаться, представлять себя на месте другого человека… В этой способности — источник сопереживания. Кто научился сопереживать, тот научился уважать другого человека — щадить его чувства и переживания, беречь чужое сердце» (4, с. 32).

При этом социально-психологические особенности современных молодых людей должны корректировать психологи. Поэтому работник учреждения культуры должен знать психологию молодежи и верно реагировать на изменения в поколениях.

Главное — это педагогическое единство воспитательной деятельности учреждения культуры: целей, принципов, задач, содержания, методов, средств и форм работы.

Вот почему деятельностный подход к воспитанию психологической установки у молодежи как целостный процесс повышает эффективность воспитательной деятельности, ее качественный уровень. «…Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается», — писал А.С. Макаренко.

Организация деятельности учреждений культуры с учетом возрастных социальнопсихологических особенностей подрастающего поколения приводит к выявлению реальных перспективных линий в работе учреждений культуры «от становления готовности к развитию общественной активности подростков, оказывающей главное влияние на формирующийся характер личности, на устойчивость интересов, способствующих утверждению мировоззрения юношества» (3, с. 68).

Четкое понимание перспектив, умелое решение поставленных задач являются основой совершенствования и повышения педагогической эффективности современной работы учреждений культуры.

Поскольку большинство исследований психологических установок осуществляется в русле двух основных теоретических ориентаций — бихевиористской и когнитивистской, постольку наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.

Для того чтобы найти деятельностный подход к проблеме воспитания социальных установок у молодежи, необходимо очень четко представить себе специфическое социально-психологическое содержание деятельности учреждений культуры, которое заключается в том, что данный феномен обусловлен «как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми» (8, с. 282).

Поэтому, в отличие от социологического описания психологических установок, недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению внутреннего состояния молодого человека.

Вместе с тем, в отличие от общепсихологического подхода, также важен анализ изменившихся эмоциональных потребностей в социально-культурной ситуации ее удовлетворения в учреждениях культуры.

Психологическая установка раскрывает как бы две стороны существования личности в контексте специфики деятельности учреждений культуры: усвоение ею социального опыта и его реализация.

Теперь необходимо интегрировать эти две стороны и проанализировать реальное поведение личности в системе связей с другими молодыми людьми, принадлежащими, прежде всего, к той же самой группе. Без этого деятельностный подход к изучению личности окажется незавершенным, ибо фокус этого подхода — рассмотрение личности в условиях совместной социально-культурной деятельности и общения в учреждениях культуры.

Статья научная