Специфика гетерогенности жанра "банкетная речь" в англоязычном ритуальном дискурсе

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению гетерогенности речевого жанра «банкетная речь» в англоязычном ритуальном дискурсе. С опорой на когнитивно-дискурсивный подход к определению речевого жанра автор понимает высказывание как простое или сложноорганизованное коммуникативное действие, имеющее конкретную цель и реализуемое посредством речевого акта или цепочки речевых актов, выбор которых обусловлен стратегиями и тактиками типового сценария отдельного речевого жанра. Для сценария речевого жанра характерна гетерогенность, которая проявляется в возможности композиционной и стилевой вариативности. На материале корпуса официальных банкетных речей, произнесенных на заключительном банкете в честь окончания Олимпийских игр в Лондоне в 1908 г., были определены облигаторные и вариативные черты банкетной речи как жанра ритуального дискурса. Установлено, что к облигаторным конституентам изучаемого жанра относятся обращение к участникам банкета, тематическое введение, обозначающее цель данного ритуального мероприятия, оценка события, ставшего его причиной, заключительное обращение к участникам. Каждой части жанра «банкетная речь» соответствует свой речевой акт или их совокупность (РА социальный вокатив, благодарность, комплимент, похвала). Гетерогенность жанра банкетной речи проявляется в вариативности композиции, риторических и жанрово-стилистических приемов реализации жанра «банкетная речь», а также в возможном использовании речевого жанра «тост» в ее заключительной части.

Еще

Речевой жанр, банкетная речь, гетерогенность, речевой акт, композиция, стилистический прием

Короткий адрес: https://sciup.org/14970323

IDR: 14970323   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2017.3.16

Список литературы Специфика гетерогенности жанра "банкетная речь" в англоязычном ритуальном дискурсе

  • Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров/М. М. Бахтин//Собрание сочинений: в 5 т. -М.: Русские словари, 1996. -Т. 5. -С. 159-206.
  • Брандес, М. П. Стилистика немецкого языка/М. П. Брандес. -М.: Прогресс -Традиция, 2004. -416 с.
  • Дементьев, В. В. Теория речевых жанров/В. В. Дементьев. -М.: Знак, 2010. -600 с.
  • Демьянков, В. З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория/В. З. Демьянков//Язык и структура представления знаний. -М.: РАН, 1992. -С. 37-68.
  • Ильинова, Е. Ю. Когнитивный аспект жанрового пространства текста/Е. Ю. Ильинова//Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». -2006. -№ 6. -С. 9-17.
  • Ильинова, Е. Ю. Традиции текстовой культуры сквозь призму литературного жанра/Е. Ю. Ильинова//Россия лингвистическая: научные направления и школы Волгограда: коллектив. моногр. -Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. -С. 212-236.
  • Карасик, В. И. Постулаты коммуникативной лингвистики/В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин//Языковые ключи/В. И. Карасик. -Волгоград: Парадигма, 2007. -С. 333-338.
  • Карасик, В. И. Язык социального статуса/В. И. Карасик. -М.: Ин-т языкознания РАН: Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. -330 с.
  • Эмер, Ю. А. Фольклорный жанр (к проблеме лингвокогнитивного моделирования)/Ю. А. Эмер//Вопросы когнитивной лингвистики. -2009. -№ 2. -С. 107-116.
  • Schmidt, S. J. Towards a Constructive Theory of Media Genre/S. J. Schmidt//Poetics. -1986. -№ 16. -Р. 374-385.
  • Williamson, R. Jr. Pesher: A Cognitive Model of the Genre/R. Jr. Williamson//Dead Sea Discoveries. Brill Academic Publishers. -2010. -№ 17. -P. 336-360. -Electronic text data. -Mode of access: http://82.179.249.32:2080/eds/pdfviewer/pdfviewer?sid=de769fe1-33cd-4336-86aad450482c3bc9%40sessionmgr15&vid=1&hid=1. -Title from screen.
Еще
Статья научная