Специфика информационных правоотношений на современном этапе развития информационного общества
Автор: Чеботарева А.А.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Актуальные вопросы права
Статья в выпуске: 1 (38), 2015 года.
Бесплатный доступ
Автор проводит теоретико-правовое исследование информационных правоотношений, их особен- ностей, дает характеристику каждого из элементов структуры - субъектного состава, объекта, по поводу которого складываются информационные правоотношения, и их содержания. Рассматривается вопрос подходов к классификации информационных отношений. Особое внимание уделяется вопросу метода правового регулирования современных информационных правоотношений.
Информационное общество, электронное государство, информационные правоотношения, виды информационных отношений, содержание информационных отношений, информационные права и свободы
Короткий адрес: https://sciup.org/14119747
IDR: 14119747
Текст научной статьи Специфика информационных правоотношений на современном этапе развития информационного общества
Д ля сегодняшнего этапа развития информационного общества, электронного государства характерно активное развитие информационного законодательства, стремящегося дать адекватное правовое регулирование отношениям, возникающим, изменяющимся, получающим новое развитие в современной информационной среде.
В результате воздействия информационно-правовых норм на складывающиеся отношения в информационной сфере последние приобретают форму правоотношений, то есть общественных отношений, урегулированных нормами права.
Информационные правоотношения можно определить как общественные отношения, урегулированные нормами информационного права, возникающие в процессе поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, а также связанные с ними отношения. При этом отношения, входящие в предмет информационного права, взаимосвязаны между собой и образуют определенную систему.
Эти отношения, безусловно, имеют определенную специфику и выделяются в качестве самостоятельных под влиянием целого ряда факторов. Так, А.Б. Венгеров в своих работах отмечал (при этом им же впервые применен термин «информационное отношение»), что «информация всегда была неотъемлемым условием существования человеческого общества. Однако в традиционных системах управления «человек – человек» эти отношения находились и находятся как бы в связанном виде, переплетены с собственно управленческими отношениями. Только на этапе автоматизации они выделяются в относительно самостоятельный вид».
Прежде всего информационное право как отдельная отрасль права регулирует однородную группу общественных отношений. Особенность данных отношений можно подчеркнуть следующими признаками.
-
1) Такие отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере при обращении к информации.
-
2) Складываются по поводу обладающих определенной спецификой объектов, к которым относятся информация, информационные объекты, информационные технологии. И такие объекты в силу их особенностей невозможно поставить в один ряд с другими объектами правового регулирования.
Информационные правоотношения имеют характерное внутреннее строение (структуру). Структура показывает, из каких элементов состоит правоотношение и как эти элементы взаимосвязаны друг с другом. Правоотношение (в том числе и информационное) состоит из трех элементов: объект, субъект, содержание.
Важнейший элемент правоотношения – субъекты. Субъектами информационного права выступают участники (стороны) регулируемых нормами информационного права общественных отношений. К ним относятся: человек, физическое лицо (включая граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан), общество, юридическое лицо, государство, орган государственной власти, орган местного самоуправления.
Субъект информационного правоотношения должен обладать информационной правосубъектностью. Понятие «информационная правосубъектность» включает в себя понятие «информационная правоспособность» и «информационная дееспособность».
Информационная правоспособность рассматривается как проявление общей правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая государством возможность или способность данного субъекта вступать в правовые отношения. В этом случае субъект приобретает юридические права, обязанности, а также обязанность нести ответ-ственностьза реализациютаких прав и обязанностей. Втаком понимании правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием этого субъекта.
Предпосылкой для возникновения информационных правоотношений является информационная правоспособность, которая выражается в определяемой информационноправовыми нормами возможности данного субъекта приобретать информационные права и обязанности (права и обязанности в информационной сфере) и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию. Каждый, кто нормами информационного права наделен правами и обязанностями в информационной сфере, может рассматриваться в качестве субъекта информационного права.
Однако субъект информационного права может стать субъектом информационных правоотношений тогда, когда он обладает вторым элементом информационной правосубъектно- сти – информационной дееспособностью. Информационная дееспособность подразумевает способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия в информационной сфере. В нашем случае речь идет о практической способности субъекта реализовать свою информационную правоспособность в условиях конкретных информационных правоотношений.
При этом «гражданин, физическое лицо, вне зависимости от его трудовых и иных аналогичных контактов, всегда является членом социального коллектива, единицей в геополитических, административно-территориальных, культурологических, духовных структурах, деятельность которых регулируется либо морально-нравственными нормами, либо нормами законодательства. И все они связаны с информационным фоном потребностей этого лица в информации и являются активными приемниками информации, идущей от гражданина. Чем определеннее развиты различные институты демократии, тем прочнее связи гражданина с государством, государственной организацией»1.
Рассматриваемая область общественных отношений, то есть отношений, складывающихся в процессе реализации электронным государством своих функций, безусловно, обладает определенной спецификой, при этом упоминаемые И.Л. Бачило связи гражданина с этим государством становятся еще более тесными – с одной стороны, и более прозрачными и открытыми – с другой.
Объект правоотношения представляет собой то, на что воздействуют правоотношения. Это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения. К примеру, объектом информационных правоотношений будут выступать государственные и муниципальные услуги в электронном виде.
Содержание как третий элемент правоотношений образует юридические права и обязанности участников (субъектов) информационных правоотношений. В нашем примере – это права и обязанности получателей услуг (заявителей) и тех, кто их предоставляет (федеральный орган исполнительной власти, орган государственного внебюджетного фонда, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления).
Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Их можно подразделить на события и действия.
События – это юридические факты, которые не связаны с волей людей (стихийные бедствия, смерть человека, достижение совершеннолетия и т.д.). В качестве примера события можно привести ситуацию аппаратного или программного сбоя.
Действия – это юридические факты, наступление которых связано с волей и сознанием участников правоотношений (в свою очередь подразделяются на правомерные и неправомерные). Правомерным действием, к примеру, будет являться соответствующее нормам закона предоставление (получение) государственной (муниципальной) услуги в электронном виде. Примером неправомерного действия будет уголовно наказуемое деяние – неправомерный доступ к компьютерной информации.
Обращаясь к классификации информационных правоотношений, остановимся на некоторых из возможных критериев. Безусловно, современные информационные правоотно шения отличаются своим р азнообразием по характеру, содержанию и направленности.
Так, по первому критерию – характеру взаимоотношений между субъектами, обязанным и управомоченным лицом (важнейший аспект при этом – степень ограничения (отчуждаемости) информационного права) – информационные правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные.
Абсолютное информационное правоотношение – это, например, отношение, связанное с реализацией гарантированного Конституцией РФ права на свободу мысли и слова.
Пример относительного информационного правоотношения – отношение, связанное с использованием информации, в том числе распространением ее, по своему усмотрению, передачей информации другим лицам по договору или на ином установленном законом основании, осуществлением иных действий с информацией или разрешением осуществления таких действий обладателем информации. Данное правоотношение, безусловно, является относительным, поскольку законодатель обязан ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
По критерию функций права информационные правоотношения делятся на регулятивные, возникающие при реализации информационных прав и обязанностей, установленных нормами информационного права, и охранительные, которые возникают при условии нарушения прав и невыполнения обязанностей, когда участники правоотношения нуждаются в правовых способах защиты со стороны государства. Регулятивным, к примеру, будет правоотношение, складывающееся в рамках реализации права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а охранительным – правоотношение, связанное с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами,юридическими лицами,физическими лицами,с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.
Также информационные правоотношения дифференцируются на материальные, складывающиеся в рамках реализации информационных прав и обязанностей, регулируемые, соответственно, материальными нормами информационного права, и процессуальные (процедурные), которые, в свою очередь, регламентируют процедуру, правила реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений. Так, материальное правоотношение – отношение, связанное с защитой персональных данных в рамках действующего российского законодательства, а процессуальные – это правоотношения, связанные с реализацией права уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию; осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий; требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных дан-ных;обращаться в судс исковымизаявлениями взащиту прав субъектов персональныхданных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде и т.п.
В зависимости от предмета информационного права, то есть в зависимости от своего содержания, информационные правоотношения можно подразделить на:
– отношения, непосредственно связанные с производством, поиском, получением преобразованием, передачей, распространением и потреблением информации; и это, безусловно, одна из основных, базовых групп информационных отношений;
– правоотношения в области обеспечения информационной безопасности, к примеру, в рамках актуальных на современном этапе развития информационного общества правоотношений, связанных с реализацией так называемого «антипиратского закона»;
– правоотношения в области формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг (например, правоотношения, складывающиеся по поводу предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде) и т.д.
Сформированных подходов к классификации информационных правоотношений сегодня немало. Так, А.А. Стрельцов в зависимости от характера взаимодействия субъектов в информационной сфере выделяет следующие группы информационных отношений:
-
– товарно-денежные, в которых информация в форме сообщений выступает в качестве товара, услуги или объекта прав интеллектуальной собственности;
-
– духовные, в которых информация в форме сведений воздействует на психическое состояние субъектов, формирование их мировоззрения;
-
– в области социального и государственного управления, где сведения и сообщения выступают в качестве легитимного воздействия на управляемых субъектов для обеспечения их требуемого поведения;
-
– в области управления техническими и технологическими системами, в которых информация в форме сообщений, обеспечивающих согласованное функционирование этих систем, выступает в качестве объекта отношений между владельцами систем и персоналом, обслуживающим эти системы;
-
– связанные с повседневным общением между людьми, где информация в форме сведений выступает в качестве обеспечения адаптации индивидов к условиям окружающей действительности, а в форме сообщений – в качестве обмена сведениями2.
Специфика складывающихся современных информационных правоотношений – в неоднозначном подходе к их правовому регулированию. Речь идет как об императивном характере регулирования этих отношений, так и о диспозитивности. Анализ информационных правоотношений на современном этапе развития информационного общества позволяет сделать вывод об усилении диспозитивного начала правового регулирования, что, в свою очередь, доказывает все большее «отпочковывание» информационного права от административного права, окончательное формирование информационного права как самостоятельной отрасли права. Несмотря на исторически сложившееся представление о преимущественно императивном характере регулирования информационных отношений, сегодня, учитываяспецифику складывающихся отношений, прежде всего интернет-отношений,за основу должно быть принято диспозитивное регулирование, что с точки зрения юридической техники должно найти отражение в формулировках правовых норм. Так, среди информационно-правовых норм лидирующее положение должны занять нормы управомочивающие (правоустановительные), а не обязывающие или запрещающие. К примеру, анализ Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» позволяет прийти к выводу о том, что именно нормы, предоставляющие субъекту право на совершение тех или иных действий, превалируют в нем.
Список литературы Специфика информационных правоотношений на современном этапе развития информационного общества
- Бачило И.Л. Информационное право: Учебник. М.: Юрайт, 2011. С. 61.
- Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. Теоретические проблемы: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1975.
- Стрельцов А.А. Содержание информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. М., 2006. С. 28-37.
- Чеботарева А.А. Информационное право: Учеб. пособие. М., 2014.