Специфика этнического стиля в монументальной скульптуре Кабардино-Балкарии Ж. М. Аппаева
Автор: Аппаева Жаухар Мустафаевна
Журнал: Наследие веков @heritage-magazine
Рубрика: На перекрестках культур
Статья в выпуске: 2 (18), 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена особенностям монументальной скульптуры Кабардино-Балкарии. Если в 1950-1960-х гг. кабардино-балкарские скульпторы стремились приблизиться к общесоюзной модели искусства, то в 1970-1980-х их устремления изменились и усложнились. Перед местными ваятелями встала задача создания этнического по духу искусства. Эта цель послужила мощным катализатором их творческих поисков. Со временем кабардино-балкарская монументальная скульптура обрела собственное лицо, специфические свойства, отличающие ее от других региональных школ. Отсутствие традиций изобразительного искусства заставляет местных художников присмотреться к древним видам искусства кабардинцев и балкарцев. Они специально занимаются изучением Нартского эпоса, фольклора, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, хореографии, коренных народов республики, материалов археологических раскопок - и стремятся найти изобразительный эквивалент вербальным и иным образам. Не последнюю роль в становлении фигуративного искусства нашего края сыграло и обращение к историческому прошлому, национальной тематике вообще. Были сделаны серьезные попытки отыскать культурные истоки своего народа в далеком прошлом и на их основе создать национальную модель искусства. Этнический характер придают точно найденные типажи, характеры, темперамент горцев, наконец, стилистика произведений, не оставляющая сомнений в принадлежности к определенному народу не только героев, но и авторов этих работ.
Кабардино-балкария, монументальное искусство, этнический стиль, монументальная пластика, национальная культура, идеологическое искусство, ментальность, генезис, еthnic style
Короткий адрес: https://sciup.org/170174846
IDR: 170174846
Список литературы Специфика этнического стиля в монументальной скульптуре Кабардино-Балкарии Ж. М. Аппаева
- Аппаева Ж. M. Монументальная скульптура Кабардино-Балкарии. Нальчик: Тетраграф, 2015.
- Гачев Г. Д. Неминуемое. Ускоренное развитие литературы. Москва: Художественная литература, 1989.
- Кучукова З. A. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. Нальчик, Полиграфсервис, 2005.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.