Специфика концепта "семья" в русской и китайской лингвокультурах (на примере пословиц о семье)
Автор: Иванова Алена Ядмагиевна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 7, 2019 года.
Бесплатный доступ
Цель статьи состоит в выявлении сходства и различий наполнения концепта «семья» в русской и китайской культурах. Для ее достижения использованы методы ретроспекции, анкетирования, культурологического, сравнительного и лексикографического анализа. В работе представлены результаты сравнительного анализа русской и китайской языковой картины мира, произведенного на основе изучения культурно-исторических предпосылок формирования содержания концепта «семья» в обеих культурах, а также с привлечением данных эмпирического опроса современных носителей русской и китайской лингвокультур. В ходе опроса респондентам предлагалось выразить свое согласие или несогласие с пословицами их языка, имеющими отношение к семье. Выявлено, что семья занимает одно из важнейших мест в системе ценностных координат носителей обеих лингвокультур. Большинство респондентов согласны с пословицами, содержание которых сводится к тому, что человеку невозможно жить без семьи, без семьи нет счастья. Сделан вывод о том, что прежде существовавшие отличия в наполнении концепта «семья» в русской и китайской культурах сегодня несколько нивелировались. Так, если раньше лексема «семья» в русском языке использовалась для обозначения не только кровных уз, но и духовного родства и принадлежности людей к одной социальной группе, а в китайской культуре основанием для идентификации человека как «своего», члена семьи, являлась только кровная связь, то сегодня в китайском и русском языковом сознании семья определяется одинаково, как «группа (близких) родственников, живущих вместе». Отличие же состоит в том, что в китайской культуре провозглашается культ старших и исключительно важной признается сыновняя почтительность, тогда как российской культуре, напротив, свойственен культ детей.
Русская лингвокультура, китайская лингвокультура, концепт "семья", культ старших, культ детей
Короткий адрес: https://sciup.org/149133368
IDR: 149133368 | DOI: 10.24158/spp.2019.7.4
Список литературы Специфика концепта "семья" в русской и китайской лингвокультурах (на примере пословиц о семье)
- Барышникова Н.Г. Концепт «семья» в контексте обучения РКИ в Китае и России // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2018: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2018. С. 137-139
- Чжан Цинхань. Концепт «семья» в русской культуре // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 12-2. С. 138-142
- У Синьюй. Лингвокультурологическая специфика концепта «семья» в русской и китайской культурах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С. 110-115
- У Синьюй. Лингвокультурологические и лингвометодические аспекты концепта «семья» в русской и китайской культурах: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 22 с.
- Ян Фан. Концепт «семья» в русской и китайской языковых картинах мира // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 323, № 6. С. 250-255
- Матвеева М.В. Концепт «семья» и его репрезентация в русском языке: дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2007. 249 с
- Рухленко Н.Н. Концепт «семья» в жанре семейных родословных: автореф. дис. … канд. филол. наук. Белгород, 2005. 22 с
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Очерки по философии художественного творчества. 2-е изд., доп. СПб., 1999. С. 147-165
- Абрамова Н.А., Беляева Е.В., Еремкина Т.А. Китайский этнос: от традиции к современности: учебное пособие. Чита, 2006. 110 с
- Доменак Ж.-Л., Хуа Шанмин. Семейные отношения в Китае: пер. с фр. М., 1991. 215 с
- Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. 632 с
- Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2003. 928 с
- 陈明煜, 王明琦. 语言文化单位中的中俄家庭教育观比较研究 // 科教导刊 (上旬刊). 2018. № 352 (10). P. 24-25