Специфика понимания традиционной культуры Китая: взгляд из КНР и России

Автор: Ян Цун

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 6, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье освещаются представления китайских и российских исследователей о традиционной культуре Поднебесной. Приводится краткий обзор литературы, выделяются ключевые сходства и различия взглядов представителей разных национальных школ. Выявляется, что китайских и российских исследователей сближает признание значимости трех основных философских учений, высокой степени преемственности ценностей и традиций в Китае. Различия представлений обнаруживаются в определении ядра традиционной национальной культуры, характера ее развития и ключевых областей исследования. Китайские ученые часто акцентируют внимание на конфуцианстве, тогда как российские исследователи рассматривают традиционную китайскую культуру в рамках взаимодействия конфуцианства, даосизма и буддизма. В научном сообществе КНР принято восприятие традиционной национальной культуры как непрерывной, в то время как российские ученые изучают ее через призму цикличности и линейности. Китайские исследователи сосредоточены на нематериальном наследии, российские – напротив, большое внимание уделяют элементам культуры, имеющим физическое выражение.

Еще

Китайская культура, традиционная культура, синология, конфуцианство, даосизм, буддизм, материальное наследие, духовное наследие, три учения, китайская философия

Короткий адрес: https://sciup.org/149148220

IDR: 149148220   |   DOI: 10.24158/fik.2025.6.34

Текст научной статьи Специфика понимания традиционной культуры Китая: взгляд из КНР и России

Введение . Традиционной китайской культуре посвящены многочисленные исследования как китайских, так и российских исследователей, рассматривающих ее различные аспекты. При этом вопросу сопоставления понимания традиционной китайской культуры представителями двух национальных школ не уделяется отдельного внимания.

Актуальность настоящего исследования обусловлена значимостью выявления принципиальных положений национальных школ для получения более полного образа традиционной китайской культуры.

Объектом исследования является китайская традиционная культура.

В качестве предмета изучения выступает понимание китайской традиционной культуры исследователями КНР и России.

Цель работы заключается в выявлении сходств и различий в восприятии и трактовке традиционной китайской культуры представителями научного сообщества двух стран.

В работе был использован библиографический метод изучения научной и научно-философской литературы, посвященной вопросу традиционной китайской культуры, а также сравнительный анализ представлений исследователей и философов КНР и России о данном феномене.

Традиционная китайская культура в национальной научно-философской парадигме КНР . Зарождение культурной истории Китая принято датировать III-II вв. до н. э., временем правления пяти императоров (Шао-хао, Чжуань-сюй, Ку, Яо, Шунь). Заложенные в этот период основы духовного развития были восприняты династиями Чжоу, Цинь и Хань. С течением времени китайская культура подвергалась изменениям, но сформировавшаяся в древности основа продолжает функционировать и в сегодняшнем мире. Традиционная культура Китая, как считают Лю Цзунлин и Хэ Юйтин, обладает выдающейся преемственностью, наделена «геном непрерывности» (Лю Цзунлин, Хэ Юйтин, 2024: 2). Цзя Хуэйминь объясняет «исключительность и непрерывность» традиционной культуры географическим положением Китая (Цзя, 2015: 202).

Существует большое количество определений понятия культуры. Она часто рассматривается в качестве совокупности духовных и материальных элементов. При этом фокус внимания большинства китайских исследователей направлен на нематериальное наследие традиционной культуры, а именно на философию, космологию, символику. Данное обстоятельство связано с тем, что духовно-ценностное ядро китайской культуры оказало существенное влияние на формирование китайской картины мира.

В основе лежат три учения: конфуцианство, даосизм и буддизм. Их взаимодействие получило общее название «сань цзяо» ( 三教 ). Они «сочетались и обогащали друг друга в процессе внутренних конфликтов» (Лоу Юйле, 2023: 213). Так, конфуцианская мысль подвергалась синтезу с гносеологическими и онтологическими концепциями даосизма и буддизма. И именно конфуцианство считается фундаментом китайской традиционной культуры, источником этических норм и идеала благородного мужа.

Подходы китайских исследователей и философов к национальной культуре можно условно разделить на неоконфуцианские, постконфуцианские, марксистские и вестернизованные.

Неоконфуцианство ‒ направление философии, в широком смысле представляющее собой совокупность конфуцианских текстов и комментариев к ним, в противовес даосизму и буддизму имеющих реалистичный и практичный характер. Акцентируя внимание на том, что именно философия определяет специфику той или иной культуры, Моу Цзунсань отмечал, что китайская философия исходит из позиций субъективизма и морали, которая имманентно присуща человеку. Путь развития китайской культуры рассматривался как конфуцианский, постулируемые нормы и идеалы направлены на регулирование обыденной жизни человека и закреплены в национальной картине мира (Моу Цзунсань, 1997: 26–28). Тан Цзюньи утверждал, что конфуцианский сверхгуманизм определяет перспективу развития и сохранения наследия китайской культуры. В нем человек находится и действует в реальном мире, но исходит из природных знаний, совести, интуитивно понимая границы дозволенного (Тан Цзюньи, 2002: 120). Придерживающиеся позиций неоконфуцианства исследователи китайской традиционной культуры в целом выступали ее апологетами, обнаруживая явные признаки соответствующей этики.

Постконфуцианство представляет собой направление культурологической и философской мысли, основанное на синтезе конфуцианских идей с концепциями западной цивилизации. Фэн Ю-Лань рассматривал китайскую культуру в виде совокупности истории, искусства, философии. Сравнивая ее с западной, ученый делал вывод, что она должна идти по пути модернизации, а не вестернизации. Подчеркивалась значимая роль метода логического анализа, сформировавшегося в европейской традиции. Взаимодействие западной логики и китайской метафизики способно привести к трансформации национального менталитета (Фэн Ю-Лань, 1998: 349).

Хэ Линь рассматривал культуру как «непосредственный продукт деятельности самосознания духа». Внося в китайскую традиционную культуру элемент рационального постижения действительности, ученый не умалял значимости нравственности (Хэ Линь, 1940).

Приверженцы постконфуцианства признавали многочисленные достоинства китайской культуры и ее богатое наследие, но выступали за модернизацию посредством обращения к методам логико-аналитического познания в противовес традиционным бинарным оппозициям.

Ряд исследователей и философов 20-х гг. XX в. при сравнении китайской культуры с западной в отличие от постконфуцианцев определяли для нее путь вестернизации. Исследователь творчества Ху Ши В.А. Киселев отмечал, что философ критиковал ограниченность китайской мысли и отсутствие выбора, в соответствии с которым история традиционной философии Поднебесной представляется исключительно как история конфуцианства. Мыслитель считал западную цивилизацию более гуманной по отношению к человеку, поскольку ее постоянное развитие предоставляло широкие возможности для реализации способностей людей. Материальное (западная культура) должно сопровождать духовное (восточная культура) (Киселев, 2015: 177).

Философ Янь Фу также критиковал традиционные китайские этико-философские учения. Согласно репрезентации его взглядов, представленной П.А. Лапиным, мыслитель, в сущности, он выступал за массовое просвещение, обращаясь к опыту западных стран. При этом в конце жизни Янь Фу стал возвращаться к идеям конфуцианства (Лапин, 2019: 13).

Работы Ли Дачжао, одного из основателей Коммунистической партии Китая, оказали значительное влияние на развитие китайской культуры и социальных ценностей. В соответствии с марксистской идеологией философом провозглашалась идея становления нового Китая. Несмотря на критику в адрес традиционной культуры, Ли Дачжао все же выступал за взаимный обмен западным деятельным отношением к миру и восточной созерцательностью (Ли Дачжао, 2006: 311).

Данный подход занимает промежуточное положение между сохранением конфуцианских догм в неоконфуцианстве, трансформацией основ конфуцианства на основе западной мысли в постконфуцианстве и отказом от китайской самобытности в рамках вестернизации.

Традиционная китайская культура в разрезе китайской научно-философской парадигмы рассматривается как непрерывная, устойчивая, жизнестойкая культура, которая способна ассимилировать отдельные идеи различных духовно-философских учений и элементы других культур. Конфуцианская мысль составляет основу национальной философии, она продолжала свое существование даже в периоды кризиса китайской культуры.

Взгляд российских исследователей на традиционную китайскую культуру . Традиционную культуру российские исследователи рассматривают с позиции линейной (марксистской) и циклической (шпенглеровской) парадигм. В контексте первой традиционная культура ‒ это явление родового общества, «рудимент», изживший себя в процессе эволюционистского культурного развития. Вторая – представляет собой систему возвращающихся знаний, представлений и верований, связанных с социокультурными динамическими процессами (Мартысюк, 2018: 19).

Для китайской культуры особенно характерна передача ценностно-смысловых структур из поколения в поколение, следование традиционным формам поведения. По мнению М.С. Трофимова, для современного Китая традиционные ценности и обычаи ‒ безусловны, а национальная культура играет чрезвычайно важную роль, так как прошлое всегда составляет основу настоящего (Трофимов, 2023: 12).

Российские исследователи рассматривают традиционную культуру Китая не только как совокупность материальных артефактов и духовных ценностей, но и как источник вдохновения для современного этапа развития страны. Несмотря на экспансию западной культуры на восток, китайской культуре удалось сохранить свою уникальность. Веками существовавшие традиции, взаимодействующие идеи трех религиозно-философских школ и другие элементы традиционной культуры Китая представлены в современной национальной картине мира, влияют на разные стороны жизни общества Поднебесной.

Авторитетные российские исследователи, такие как М.Е. Кравцова1 и В.В. Малявин, как и ученые КНР, пишут о феномене трех учений, определяющих ценностные основания китайской культуры, и понимают его как религиозный синкретизм конфуцианства, даосизма и буддизма (Малявин, 2000).

Однако поскольку конфуцианство является светским учением о моральных добродетелях государственного мужа и гражданина, то на наш взгляд, точнее будет говорить о дополнительности трех ценностно-мировоззренческих оснований в единую картину мира носителя традиционной китайской культуры, где конфуцианство отвечает за общественную деятельность человека, даосизм – за его частную жизнь и взаимодействие с природой, а буддизм в его специфической китайской версии – за ритуалы перехода, и прежде всего, ритуалы, связанные со смертью человека и его духовными трансформациями. Эту мысль подтверждают статьи многих современных исследователей традиционной культуры Китая и ее мировоззренческих оснований (Лоу Юйле, 2023; Епишина, Снетова, 2018; Трофимов, 2023 и др.).

Даосизм ‒ традиционное китайское учение о Дао, представляющее путь становления вещного мира и его бытийственность. Н.М. Галкина, осмысляя роль традиций даосизма в развитии китайской культуры, отмечает два аспекта: популяризацию «древних верований и мифологем», закрепляющих за ними универсальный характер; формирование «модели восприятия дикой природы», интегрировавшей даосско-религиозные, даосско-философские, натурфилософские и эстетические представления об окружающей действительности (Галкина, 2009: 61).

  • В. В. Дырда и С.В. Постников указывают, что даосизм отражен в современной китайской картине мира. Исследователи называют это учение «подлинным фокусом китайской культуры», так как он обеспечивал преемственность между элитарными идеями Дао и простонародными верованиями, сформировавшимися под влиянием образа жизни (Дырда, Постников, 2007: 196).

Даосизм внес вклад в формирование мистического мироощущения китайцев, в том числе в форме фэншуй (Епишина, Снетова, 2018: 54). Он оказал сильное влияние на китайское мировоззрение. Именно с данным учением часто связывается традиционность китайской культуры. Дао воспринимается как поддерживаемая совокупностью принципов ось, способная противодействовать вестернизации и глобализации.

Буддийское учение на территории Китая приобрело ряд отличительных характеристик (чань). Заложенные в чань-буддизме идеи значимости самосовершенствования отразились в китайском мировоззрении (Алексеев-Апраксин, Ли, 2021: 89). Чань-буддизм органично вписался в созерцательную национальную традицию. Во многом данное учение сказалось и на «ритуальности мировосприятия», что воплощается в традициях поведения, незыблемых представлениях о норме и этикете (Громова, 2017: 30). В китайской культуре будущее рассматривается как предопределенное, но человек обладает возможностью его изменения (Спиридонова, 2024: 108).

Существенно влияние буддизма и на развитие китайской архитектуры: храмовая архитектура Китая определена национальными верованиями, культами и художественными традициями. Кроме того, буддийские идеи воплощаются в живописи, поэзии и каллиграфии (Маниковская, Герасимова, 2021: 117).

В целом, буддизм представлен в материальной культуре и в китайской картине мира. Последнее наиболее ярко воплощается в двух, казалось бы, противоположных началах ‒ созерцательности и активно-деятельностном отношении к жизни.

Конфуцианство представляет собой философское учение, главной категорией которого является гуманность. Оно всегда подчеркивало роль человека как части общества, обусловливая формирование коллективности мышления. Как указывает А.К. Хабдаева, важным постулатом выступала ценность человеческой жизни, в которой на первый план выдвигался именно социальный элемент (Хабдаева, 2013: 143).

Представленный в конфуцианстве идеал благородного мужа способствовал сохранению китайского искусства (Маниковская, 2021: 117). Примером проявления данного обстоятельства служит распространенность символических образов, продвигающих сформулированные в рамках конфуцианства ценности, в сюжетах Пекинской оперы (Юдина, Соловьева, 2023: 108).

Конфуцианство стало основой не только для социокультурной жизни, но и для новой политической и идеологической парадигмы: «адаптация “капиталистических” или “социалистических” ценностей уже в новейшей истории Китая происходит на основе традиций конфуцианства» (Федосова, Моисеева, 2021: 213).

Таким образом, принципы данного основополагающего философского учения проявляются в общественной, семейной, бытовой и других аспектах жизни в современном Китае. Конфуцианское учение довольно ярко и полно описывает культуру Китая, отражает ее гармонию, следование морально-этическим нормам и сформировавшимся принципам.

В российской науке традиционную китайскую культуру, таким образом, рассматривают через призму трех философских концепций, организующих социальную, политическую и культурную жизнь нации (даосизм, чань-буддизм, конфуцианство), а также с точки зрения их влияния на современный вариант традиционной китайской культуры. То есть в настоящее время последняя в качестве архетипического ядра так или иначе сохраняет позиции выработанных еще в Древнем Китае постулатов даосизма, буддизма и конфуцианства.

Сопоставление представлений китайских и российских исследователей о традиционной китайской культуре . В представлениях китайских и российских исследователей о традиционной китайской культуре обнаруживаются схожие пункты:

  • 1.    Ученые обеих стран признают, что традиционная культура Китая формировалась под влиянием трех основных философских учений: даосизма, буддизма и конфуцианства, которые оказали значительное влияние на духовную, социальную и политическую жизнь страны.

  • 2.    Обе национальные школы согласны с тем, что традиционная культура Китая обладает высокой степенью преемственности. Она способна адаптироваться к изменениям, сохраняя при этом основные ценности и традиции.

Различия во взглядах представителей научного сообщества КНР и России на традиционную китайскую культуру состоят в следующем:

  • 1.    Китайские ученые чаще акцентируют внимание на конфуцианстве как ядре традиционной культуры, воспринимая его как основу этики, социальной структуры и духовной жизни страны. Российские исследователи рассматривают традиционную культуру Китая через призму трех основных философских учений: даосизма, буддизма и конфуцианства, не выделяя конфуцианство в качестве доминирующей силы.

  • 2.    Китайские ученые определяют традиционную культуру как непрерывный процесс, подчеркивая ее преемственность и жизнеспособность. Российские исследователи, напротив, склонны анализировать культуру через призму цикличности и линейности, рассматривая ее как систему, которая может подвергаться изменениям и модернизации.

  • 3.    Представители научного сообщества Поднебесной больше внимания уделяют нематериальному наследию (философские учения, ритуалы, духовные ценности); русские ученые также обращаются к его изучению, анализируя воздействие духовной культуры на материальную (архитектура, искусство, ремесла).

Заключение . В ходе исследования было выявлено, что китайских и российских ученых по вопросу традиционной китайской культуры сближает признание значимости для нее трех основных философских учений (конфуцианства, буддизма, даосизма), а также высокой степени преемственности национальных ценностей и традиций.

Различия взглядов обнаруживаются в определении ядра традиционной культуры Поднебесной, характера ее развития и ключевых областей исследования. Так, китайские исследователи признают влияние других учений на конфуцианскую мысль, но располагают последнюю все же в центре традиционной китайской культуры и рассматривают ее в качестве наиболее важного фактора формирования китайской картины мира. Российские же исследователи изучают традиционную культуру Поднебесной в рамках взаимодействия конфуцианства, даосизма и буддизма, не выделяя одно из учений в качестве доминанты.

Кроме того, в китайской научно-философской парадигме национальная культура воспринимается как непрерывная, берущая начало в глубокой древности. В контексте российской науки культура изучается через призму цикличности и линейности.

Следует сказать и о том, что исследователи и философы КНР сосредоточены на китайской космологии, символике, духовном наследии, тогда как российские ученые помимо указанных аспектов традиционной культуры значительное внимание уделяют таким материальным ее проявлениям, как искусство, архитектура, ремесла и др.

Статья научная