Специфика топоса рефлексии в контексте трансцендентальной и экзистенциальной моделей рассмотрения
Автор: Ескина С.А.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 8, 2023 года.
Бесплатный доступ
Работа посвящена рассмотрению топологической проблематики феномена рефлексии в контексте понимания трансцендентальной и экзистенциальной моделей ее рассмотрения. На основе историко-философского и герменевтического анализа выделены некоторые особенности топоса рефлексии. Показано, что в развитии классической традиции понимания рефлексии зарождаются идеи метафизики как особой сферы познания абсолютного, что определяет первичность рефлексии по отношению к чувственному познанию. Топос рефлексии располагается в сфере умозрения субъекта. В традиции формирования представлений о трансцендентальной рефлексии на первый план выходит идея значимости трансцендентального Другого, перемещая топос рефлексии за пределы сознания. Свойство «зеркальности» и трансцендентальности подчеркивает дуалистический характер рефлексии, актуализацию духовного и рационального начал в рефлексивном опыте субъекта. Обозначен интерсубъективный характер топоса рефлексии в философских представлениях И. Канта. С опорой на философские воззрения М. Бахтина раскрыта специфика топоса экзистенциальной модели рефлексии, где в качестве Другого выступает разнозначный субъект, для которого рефлексивно-коммуникативный акт является экзистенциальным событием. Топос экзистенциальной рефлексии не задан изначально, подвижен, неустойчив, обусловлен интенсивностью ценностного взаимодействия личностных начал. В завершение задан вектор более глубокого осмысления топологической проблематики рефлексии в контексте экзистенциального рассмотрения.
Рефлексия, топос, онтологические модели рефлексии, фундаментальная рефлексия, трансцендентальная рефлексия, экзистенциальная рефлексия, и. кант, м. бахтин
Короткий адрес: https://sciup.org/149144040
IDR: 149144040 | DOI: 10.24158/fik.2023.8.15
Список литературы Специфика топоса рефлексии в контексте трансцендентальной и экзистенциальной моделей рассмотрения
- Аникина В. Философские традиции изучения рефлексии в контексте решения проблемы самопознания // Развитие личности. 2010. № 3. С. 127–138.
- Аристотель. Большая этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 295–374.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с.
- Кант И. Критика чистого разума. В 2 ч. Ч. 1 // Сочинения на немецком и русском языках. М., 2006. В 5 т. Т. 2, ч. 1. 1081 с.
- Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1964. Т. 3. 799 с.
- Кузанский Н.О. Богосыновстве // Сочинения. М., 1979. С. 303–320.
- Кузьмин А.А. Типология трансцендентальной рефлексии в философии И. Канта // Кант между Западом и Востоком: к 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта: тр. междунар. сем. и междунар. конф.: в 2 ч. / ред. В.Н. Брюшинкин. Калининград, 2005. Ч. 1. С. 233–239.
- Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Философская рефлексия: сущность, типы, формы // Вопросы философии. 2016. № 6. С. 15–28.
- Савчук В.В. Становление рефлексии // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. 2010. Т. 10, № 2. С. 41–56.
- Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005. 798 с.
- Frank M. Selbstbewußtsein und Selbsterkenntnis. Essays zur analytischen Philosophie der Subjektivität. Stuttgart, 1991. 485 p.