Специфика восприятия йоги практикующими и не практикующими женщинами
Автор: Карпова Л.И., Кожевникова О.В.
Журнал: Социальные и гуманитарные науки: теория и практика @journal-shs-tp
Рубрика: Психологические исследования
Статья в выпуске: 1 (3), 2019 года.
Бесплатный доступ
Обсуждается вопрос о специфике восприятия йоги как комплексной системы физического и духовного самосовершенствования. Исследовательский инструментарий, разработанный с помощью процедур экспериментальной психосемантики, позволяет проанализировать факторную структуру образа йоги практикующих и не практикующих ее женщин и построить многомерные семантические пространства, выступающие операциональной моделью категориальных структур восприятия заданных объектов («гармония», «познание», «активность», «напряжение» и др.). Выделено три сходных для рассматриваемых подгрупп фактора («Духовное развитие», «Физическое развитие», «Деструктивность») и свойственный только для занимающихся фактор «Исключительность». Обсуждается вопрос о специфике восприятия йоги как комплексной системы физического и духовного самосовершенствования. Исследовательский инструментарий, разработанный с помощью процедур экспериментальной психосемантики, позволяет проанализировать факторную структуру образа йоги практикующих и не практикующих ее женщин и построить многомерные семантические пространства, выступающие операциональной моделью категориальных структур восприятия заданных объектов («гармония», «познание», «активность», «напряжение» и др.). Выделено три сходных для рассматриваемых подгрупп фактора («Духовное развитие», «Физическое развитие», «Деструктивность») и свойственный только для занимающихся фактор «Исключительность».
Экспериментальная психосемантика, семантический дифференциал, метод триад, семантическое пространство, йога
Короткий адрес: https://sciup.org/147230444
IDR: 147230444
Текст научной статьи Специфика восприятия йоги практикующими и не практикующими женщинами
изображает известную супер-модель Кейт Мосс в йоговской асане [1]. Обозначенная тенденция закономерно способствует росту числа психологических и социологических исследований феномена вовлеченности населения как в фитнес-индустрию в целом, так и йога-практику в частности: при этом особое внимание уделяется вопросам мотивации занимающихся [2–4 и др.]. Так, группа ученых из Университета Коннектикута, США на основании анализа данных различных опросов и интервью с практикующими йогу лицами в США и Европе выявила, что к числу основных мотивов начала и продолжения ими занятий относятся общее оздоровление, управление стрессом и духовные поиски [5].
Наше исследование осуществлялось в рамках психосемантической парадигмы. Психосемантика – это междисциплинарный, относительно новый, но довольно популярный в нашей стране подход к экспериментальному изучению ментальных репрезентаций, так называемых конструктов индивидуального и группового сознания (эксплицитных и имплицитных ценностей, установок, представлений и т.д.), основывающийся на реконструировании системы категорий («супер-ординатных личностных конструктов» в терминологии Дж. Келли), посредством которых субъект воспринимает окружающий мир и происходящие события. Данный метод, несмотря на его сложность, широко используется как при проведении исследований в области психологии, социологии, теории коммуникации, психолингвистики, так и в таких прикладных отраслях как реклама, маркетинг, брендинг и др. Он отличается гибкостью, что позволяет адаптировать его для решения практически любых исследовательских задач, а также надежностью в силу того, что он практически не подвержен эффектам социальной желательности. В отличие от опросных методов, психосемантический инструментарий эффективен при изучении содержания мало осознаваемых феноменов, описании аффективного уровня индивидуального сознания, а также различных смысловых образований массового сознания, разнообразных предпочтений, идеологических ориентаций, потребительских пристрастий и т.п.; он позволяет получить эксклюзивную информацию об истоках симпатий и анти- патий, негативных и позитивных установок, предрасположенности к определенным моделям поведения [6, 7].
Целью нашего исследования стало изучение специфики восприятия йоги как религиозно-философской и оздоровительной системы практикующими и не практикующими ее женщинами. Базовая гипотеза основана на предположении о том, что занимающиеся йогой женщины воспринимают ее не просто как набор оздоровительных фитнес-техник, делая акцент на духовной и философской составляющих йоговского учения. Использование методологии психосемантического подхода предполагает поэтапный процесс разработки исследовательского инструментария [8].
-
1. Составление списка объектов оценивания – один из важнейших этапов разработки специализированного семантического дифференциала, определяющийся целями и задачами исследования. Для определения исходного круга рассматриваемых понятий чаще всего прибегают к процедурам экспертной оценки либо опросу на основе метода свободных ассоциаций. Сформированный нами список содержит 15 объектов: гармония, здоровье, познание, красота, активность, гибкость, сила, принуждение, контроль, опасность, отрешенность, напряжение, духовность, принятие, йога.
-
2. Выявление шкал оценивания осуществлялось нами на основе использования метода триад [9, 10]: респондентам предлагался бланк, содержащий подробную инструкцию и 40 комбинаций выделенных нами объектов оценивания, объединенных в неповторяющиеся тройки, представленные в случайном порядке. В соответствии с инструкцией нужно было сопоставить между собой представленные в каждой тройке понятия и описать то существенное, что объединяет два понятия и отличает от них третье. В итоге был составлен список из 50 однополюсных шкал-дескрипторов.
-
3. Разработка бланка специализированного семантического дифференциала. Семантический дифференциал представляет собой пример градуированной шкалы, качестве способа шкалирования мы выбрали монополярную шкалу Лайкерта от 1 до 5. Использовались два вида бланков – в бумажном и в электронном (MS Excel) форматах – идентичные по содержанию [11].
В осуществленном нами исследовании приняли участие 60 чел.: по 30 женщин, практикующих и не практикующих йогу, в возрасте от 18 лет (в группу практикующих йогу вошли 6 человек в возрасте 27–30 лет, 14 чел. – 31–40 лет, 6 человек – 41– 50 лет и 4 чел. в возрасте 51–56 лет; в группе не практикующих йогу было 13 чел. в возрасте 21–30 лет, 12 чел. – 31–40 лет и 5 чел. от 41 до 47 лет). На первом этапе анализа данных усредненные матрицы оценок, полученные в ходе осуществления процедур семантического дифференциала, были обработаны методом факторного анализа. В результате факторноаналитической обработки данных, полученных на выборке женщин, практикующих йогу, были выделены четыре значимых фактора (37,83 % объясненной дисперсии); не практикующих йогу – три значимых фактора (34,54 % объясненной дисперсии). Рассмотрим сходные по двум подгруппам факторы.
Первый фактор в выборке женщин, практикующих йогу (23,79 % общей дисперсии), включает такие признаки, как: дает ощущение внутренней свободы (0,855); ресурс для духовного роста (0,829); укрепляет дух и веру в себя (0,802); несет ощутимую пользу (0,788); следствие работы над собой (0,784); появляется как результат внутреннего самоконтроля (0,743); выступает индикатором духовного развития личности (0,736); ассоциируется с самопознанием (0,725); повышает устойчивость человека к внешним воздействиям (0,721); ресурс для личностного роста (0,711); важно для формирования самооценки (0,700); обеспечивает связь с реальность, помогать быть «здесь» и «сейчас» (0,692); развивает смирение и принятие жизни (0,632); может быть реализовано только по собственному желанию (0,617); безгранично (0,557); связано с внутренним состоянием, мыслями и чувствами человека (0,436). Содержание признаков, входящих в фактор, позволяют интерпретировать его как «Духовное развитие».
Данный фактор в выборке женщин, не практикующих йогу (22,88 % общей дисперсии), включает такие признаки, как: выступает индикатором духовного развития личности (0,809); дает ощущение внутренней свободы (0,759); ресурс для духовного роста (0,750); укрепляет дух и веру в себя (0,744); ассоциируется с самопознанием (0,717); ресурс для личностного роста (0,709); следствие работы над собой (0,708); повышает устойчивость че-621
ловека к внешним воздействиям (0,687); важно для формирования самооценки (0,677); развивает смирение и принятие жизни (0,677); несет ощутимую пользу (0,668); может быть реализовано только по собственному желанию (0,624); появляется как результат внутреннего самоконтроля (0,619); свойственно только сильным личностям (0,563); связано с сознательной активностью (0,555); обеспечивает связь с реальностью, помогает быть «здесь» и «сейчас» (0,552); связано с внутренним состоянием, мыслями и чувствами человека (0,549); результат субъективного выбора человека (0,532); безгранично (0,501).
Построенные по результатам осуществленной обработки семантические пространства практически идентичны (см. рис. 1). Высокие баллы по данному фактору получили объект «Духовность», «Гармония», «Познание», «Принятие» минимальные -«Опасность», «Напряжение», «Отрешенность». Остальные объекты группируются в пределах средних значений по фактору.
Второй фактор в выборке женщин, практикующих йогу (4,39 % объяснимой дисперсии), включает в себя такие признаки, как: связано с физическим состоянием человека (-0,625); связано с сознательной активностью (-0,607); поддается измерению (-0,592); может быть усовершенствовано с помощью физических тренировок (-0,519); требует концентрации внимания (-0,471); утрачивается с возрастом (-0,454); требует значительных ресурсов (-0,411). Содержание признаков, входящих в фактор, позволяют интерпретировать его как «Физическое развитие». Данный фактор в выборке женщин, не практикующих йогу (5,38% объяснимой дисперсии), включает в себя такие признаки, как: поддается измерению (-0,607); утрачивается с возрастом (-0,565); связано с физическим состоянием человека (-0,560); поддается наблюдению (-0,540); может быть усовершенствовано с помощью физических тренировок (-0,512).
Максимальные баллы по данному фактору у объектов «Активность» и «Здоровье», а минимальный у объекта «Отрешенность». В пределах высокий значений находятся так же объекты «Сила», «Красота», «Контроль», в пределах низких значений -«Духовность», «Принятие», «Принуждение». Остальные объекты группируются в пределах средних значений по фактору.
Здоровье

Активность
Напряжение
I юинуждение
Рис. 1. Размещение объектов оценивания в семантическом пространстве факторов «Духовное развитие» – «Физическое развитие»
I армония
Принятие
Духовность
Третий фактор в выборке женщин, практикующих йогу (3,6 % объяснимой дисперсии), включает в себя следующие признаки: отличается непостоянством (0,609); деструктивно действует на человека (0,556); возникает вследствие других явлений (0,513); иллюзорно (0,455). Содержание признаков, входящих в данный фактор, позволяют интерпретировать его как «Деструктивность». Максимальный балл по данному фактору получил объект «Напряжение», минимальный – «Духовность». В пределах высоких значений так же находятся объекты «Опасность» и «Принуждение», в пределах низких значений – «Йога» и «Познание». Остальные объекты группируются в пределах средних значений по фактору (рис. 3). Данный фактор в выборке женщин, не практикующих йогу (6,28 % объяснимой дисперсии), включает в себя следующие признаки: деструктивно действует на человека (0,716); проявляется в напряженных ситуациях (0,577); проявляется только при определенных условиях
(0,565). Максимальный балл по данному фактору получил объект «Принуждение», минимальный – «Красота». Высокое значение по данному фактору так же у объекта «Отрешенность», в пределах низких значений находятся такие объекты, как «Здоровье», «Йога», «Гармония», «Гибкость». Остальные объекты группируются в пределах средних значений по фактору (рис. 2).

Духовное развитие
Рис. 2. Размещение объектов оценивания в семантическом пространстве факторов «Духовное развитие» – «Деструктивность» (женщины, не занимающиеся йогой)
Четвертый фактор, выделенный только в выборке женщин, практикующих йогу (6,05 % объяснимой дисперсии), включает в себя такие признаки, как: связано с религией (0,545); появляется только с возрастом (0,499); свойственно только сильным личностям (0,478); предсказуемо и шаблонно (0,446); проявляется только при определенных условиях (0,428). Содержание признаков, входящих в фактор, позволяет интерпретировать его как «Исключительность». Максимальный балл по данному фактору получил объект «Принятие», минимальный балл у объекта «Красота». Высокие значения по этому фактору так же имеют такие объекты, как «Познание» и «Духовность», низкие значения у объектов «Гибкость» и «Здоровье». Остальные объекты группируются в пределах средних значений по фактору (рис. 3).


0,42
0.18
0,05
-0,10
-0,30
-0,45

Отрешенность
Сила Контроль
Гармония Принятие
Познание
Духовность
-0,6 -0,4 -0,2 0,0 0,2 0,4 0,6
Исключительность
Рис. 3. Размещение объектов оценивания в семантическом пространстве факторов «Исключительность» – «Деструктивность» (женщины, занимающиеся йогой)
Йога, таким образом, ассоциируется респондентами обеих рассматриваемых групп, прежде всего, с гибкостью, красотой, активностью, силой и здоровьем и воспринимается как конструктивный феномен. При этом занимающиеся ею женщины не считают йогу чем-то исключительным и не доступным. Можно констатировать, что выдвинутая нами гипотеза не нашла своего эмпирического подтверждения: независимо от факта вовлечен- ности в практику, привлекательность йоги определяется, в большей степени, ее оздоровительным, а не духовным потенциалом. Расхождение наших результатов с данными, полученными в ходе применения опросных техник в ранее упоминавшихся работах, может объясняться специфичностью используемых нами процедур, нивелирующих эффект социальной желательности ответов респондентов: традиционно декларируемая духовная ценность йоги не проявляется в имеющихся у субъекта ментальных конструктах. Проведенное исследование, тем не менее, не претендует на исчерпывающий характер: дальнейший анализ будет осуществляться в направлении изучения гендерных особенностей восприятия йоги, а также специфики образа йоги в зависимости от длительности практики.
Vol. 25, iss. 10. P. 1009–1014. DOI:
Udmurt State University
Список литературы Специфика восприятия йоги практикующими и не практикующими женщинами
- В Британском музее появится гигантская золотая статуя Кейт Мосс / NEWSru.com. 2008. 28 авг. URL: https://www.newsru.com/cinema/28aug2008/moss.html (дата обращения: 22.09.2019)
- Трофимова О.С., Тюнин А.А. Мотивация к занятиям фитнесом женщин первого периода зрелого возраста // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 10(64), ч. 1. С. 5154. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.004
- KilpatrickM., Hebert E., Bartholomew J. College students' motivation for physical activity: differentiating men's and women's motives for sport participation and exercise // Journal of American college health. 2005. № 54(2). P. 87-94.
- Park C.L., Riley K.E., Bedesin E., Stewart V.M. Why practice yoga? Practitioners' motivations for adopting and maintaining yoga practice // Journal of Health Psychology. 2016. Vol. 21, iss. 6. P. 887-896. DOI: https://doi.org/10.1177/1359105314541314
- Park C.L., Quinker D., Dobos G., Cramer H. Motivations for adopting and maintaining a yoga practice: a national cross-sectional survey // Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2019. Vol. 25, iss. 10. P. 1009-1014. DOI: http://doi.org/10.1089/acm.2019.0232
- Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2009. 440 с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Эксмо, 2010. 480 с.
- Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала. Ижевск: УдГУ, 2016. 120 с.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 232 с.
- Шкуратова И.П. Руководство по применению репертуарного теста Дж. Келли для диагностики межличностных отношений: методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1998. 40 с.
- Кожевникова О.В., Карпова Л.И. Психосемантический подход к изучению представлений о йоге // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы V Междунар. науч.-практ. конференции / отв. ред. В.В. Константинов. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С. 110-112.