Спорт как социальный институт в условиях глобализации

Бесплатный доступ

В данной статье изложены социально-философские аспекты институциализации спорта в условиях глобализации. Физическая культура и спорт всегда рассматривались в контексте реализации психической или физической деятельности человека и считались его личным делом. В условиях глобализации от успешности спортсмена или физкультурника, от массовой вовлеченности граждан в укрепление и развитие здоровья зависит такой важный показатель развитости страны как общественное здоровье. Автор предлагает применить стратификационный и многоуровневый подход к развитию спорта как социального института. Новая методология, по мнению автора, позволить охватить все социальные группы от высоко затратного профессионального спорта высоких достижений до недорогих массовых занятий физкультурой.

Еще

Социальный институт, стратификационный и многоуровневый подход, общественное здоровье, психическая (духовная) и физическая деятельность, институциализация спорта, профессиональный и массовый спорт

Короткий адрес: https://sciup.org/142142820

IDR: 142142820

Текст научной статьи Спорт как социальный институт в условиях глобализации

Осознание того, что в описании социального процесса практически невозможно опираться только на обыденные представления, что для этого необходимо привлекать разные формы научного и культурного опыта, переосмысливать, заново «синтезировать» его, свойственно не только современному российскому обществу. Весь социальный мир, так или иначе, втянут во взаимодействия, требующие нового, многомерного и вместе с тем достаточно определенного представления о нормах жизни человеческого сообщества, о тех правилах, по которым это сообщество может быть описано, по возможности понято и подготовлено к последующим этапам своей эволюции. Социальный институт, – понятие, введенное Г. Спенсером для характеристики основных подсистем общества, рассматривается как целостное и внутренне структурированное сложное образование. Организменный подход Г. Спенсера к пониманию общества как своеобразного организма дает толкование социального института как органа, выполняющего важную функцию регулирования и стабилизации социальных процессов и поддержания состояния их сбалансированности.

В современной социологии и социальной философии понятие «социальный институт» рассматривают как многомерное и стойкое общественное образование, основными элементами которого являются: присущий ему уровень, разновидность или формообразование общественного сознания, которое характеризуется наличием специфических для них знаний, концепций, теорий, взглядов, убеждений и принципов; совокупность присущих данному институту форм деятельности; система характерных для него отношений, взаимоотношений между людьми; комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок и других регулятивов, согласующих и нормирующих формы деятельности и отношения между людьми; специфическая для определенного института сеть организаций, учреждений. Институциализация жизнедеятельности последних может рассматриваться как мера воплощения в системах тех или иных ценностей, самоутверждение или самореализация соответствующих культур или цивилизаций.

В контексте нашего исследования спорт рассматривается как социальный институт с присущей ему физической культурой, деятельностью и уровнем общественного сознания. Функции данного социального института различные, начиная от самореализации человека до воспроизводства общественного здоровья. Весь диапазон функций призван создавать ресурсную базу для развития человеческого капитала, что в условиях глобализации становится едва ли не главным показателем успешности и перспективности страны.

Такая ситуация создает мощные стимулы для развития социальной философии. Подчеркнем, не философии вообще, а именно социальной философии, рассматривающей различные деятельные силы, средства и способности человека в проблемном поле. Однако сама социальная философия оказывается в парадоксальном положении: она должна показать картину происходящих в обществе изменений, но она – в своих методах и инструментах – претерпевает серьезную эволюцию.

Обращаясь к социальной философии с интересующими нас вопросами, мы застаем ее в таком состоянии, когда она не может продемонстрировать нам готовые картины социальной реальности. Общество обращается к социальной философии, когда ему не ясны перспективы развития, когда оно испытывает потребность реформировать сложившуюся систему социальных связей, когда ему нужны новые средства для активизации человеческих сил, для использования культурных ресурсов. Россия остро нуждается в подобной социальнофилософской работе.

Аппарат современных наук, традиционно занимавшихся проблемами физкультуры и спорта, недостаточен для решения связанных с этими функциями задач. Теория физвоспита-ния и спорта, физиология, кинезиология и психология привыкли рассматривать человека без его связей с другими людьми и обществом. Кроме того, здесь возникает другая проблема проблема соответствия науки и ее инструментов смыслу тех вопросов, которые стоят перед современным человеком, обществом. Необходимо науку, ее категории, понятия, концепции включить в процесс изменения общества и самореализации людей, определить, какие из научных форм и в каких сочетаниях, в какой логике могут стать средствами самоопределения общества, ориентации человека. Для института спорта более, чем для какого-либо другого социального института, единое мировое человеческое сообщество в условиях глобализации становится реальностью, без деления на страны, континенты и проч. И в этом, принципиальном для своей эволюции, сдвиге он меняет связи и ориентации своих культурных, научных и прочих подсистем, обнажает их зависимость от происходящих с людьми изменений, поскольку особенно это ярко проявляется в мировом спорте. В современном глобализирующемся социальном мире возникает формация или «суперформация», различного рода гросс-раумы, в которых присутствуют и взаимодействуют культуры и цивилизации, располагавшиеся в соответствии с линейными и ступенчатыми схемами внутри многоуровневого и многомерного пространства на разных «этажах», соответственно этому характеризовавшиеся как более или менее развитые, прогрессивные, цивилизованные, культурные и т.п. Общество вынуждено вырабатывать новые формы его освоения, а стало быть, и самореализации человека и общества. Его самореализация оказывается не приложением к предметным и внешнесоциальным преобразованиям, а внутренним условием, движущей силой и мотивом их осуществления. Такой взгляд на самореализацию человека заставляет более внимательно отнестись к ее «внутреннему» строю, к соотнесенности социального процесса с непосредственным бытием людей. И если вначале мы связывали понимание проблемы функционирования социального института физкультуры и спорта с деятельностью людей, то в контексте синтеза способов накопления и развития внутренних ресурсов человека мы рассматриваем соответствующую деятельность людей как их самореализацию. Самореализация спортсмена оказывается формой связи его с другими людьми и их опытом, а эта связь выступает своего рода опорой отношения индивида к самому себе, средством преодоления его собственных границ. Методология нашего исследования содержит в себе и методологию решения задач дальнейшего развития и совершенствования социального института физической культуры и спорта. Институциональные основы развития данной сферы жизнедеятельности общества лежат в русле общих тенденций развития и управления.

Экономика предыдущей эпохи высветила функционирование и развитие связи людей, осуществляемой через производство. Тем самым она определила и новую систему измерения человеческих сил и способностей, природных вещей и культурных ценностей. Все это обретало общий абстрактный измеритель, независимый от конкретных свойств людей и вещей. Подчеркнем то обстоятельство, что человеческие качества оказались включенными в ситуации сравнения и измерения в ряду других вещей, т.е. как овеществившиеся, отделившиеся от своих субъектов формы. Экономический редукционизм, присутствующий в современном спорте, приводит, по сути, к созданию метакультурного, надгосударственного, транснационального спорта, в котором эксплуатируются индивидуальные природные способности спортсменов. Происходит экономический переворот в международном сотрудничестве и соревновательности, подобный тому, что произошел в самой экономике – возникновение транснациональных корпораций. Причем анализ спортивных трендов показывает, что расовые и этнокультурные основания в отборе спортсменов для тех или иных видов спорта превалируют над государственными интересами. Для такого спорта, естественно, нет необходимости развивать физическую культуру большинства граждан в своей стране, достаточно прибыльно потратить деньги на покупку «эффективного» тренера или «эффективного» менеджера или «эффективного» игрока и спортсмена. Понятно тогда, что развитие массовой физической культуры не является актуальной национальной идеей. Цинизм и «прагматизм» в этом отношении сводит на нет усилия тренеров «низовых» и «верхних» возрастных уровней и социальных групп, степень охвата юниоров и пожилых спортсменов. К счастью, для людей с ограниченными возможностями проводятся параолимпийские игры и авторитетные чемпионаты мира и Европы, но скорее это результат не государственной политики, а инклюзивного общественного движения во всем мире.

Мы предлагаем изменить социально-философские основания российского спорта на примере плавания, за счет усиления каждого аспекта: политического, экономического, социального и духовного. При этом в проектировании государственной политики, основным стратегическим направлением которой является увеличение «атлетического», «физического» человеческого капитала, предлагается использовать стратификационный подход, позволяющий охватить и равномерно развивать все социальные группы населения. В экономике спорта предлагается использовать кластерный и многоуровневые подходы, позволяющие осуществлять эффективное финансирование тренерской деятельности и мероприятий по достижению поставленной стратегической цели.

В социальной сфере (образование, культура, здравоохранение и др.) автор предлагает усиливать намечающиеся профилактические и оздоровительные тенденции, обратив физическую культуру и спорт в некий «модный бренд», «культ тела» и пр. При этом необходимо развернуть веер услуг, от самых «дешевых» массовых (легкая атлетика, волейбол, футбол) до самых «дорогих», элитных видов спорта (большой теннис, плавание). Но в каждой спортивной страте необходимо сохранять соревновательность, ибо без «интереса» любая государственная или общественная инициатива попросту сходит на нет. В развитии духовной сферы жизнедеятельности общества целью является формирование и развитие внутреннего ресурса каждого человека. Для каждого человека, желающего развить свою внутреннюю силу, можно подобрать подходящую именно для него западноевропейскую или восточную психотехнику. При этом понятно, что необходима организация просветительской деятельности, пропаганда здорового образа жизни.

Логика такова, что экономический аспект в развитии спорта наносит ущерб социальнополитическим целям государства, так как стремление к победе в соревнованиях различных уровней любой ценой за счет иностранных спортсменов, тренеров и клубов, сводит на нет идею олимпийских соревнований, по сути дела сводившихся к состязаниям «мужей», отстаивавших честь своего государства, вызывавших своими победами гордость страны за своих спортсменов.

Если государство, стремящееся стать государством гражданского общества, озабочено прежде всего тем, чтобы переложить на плечи частного сектора экономики обеспечение материальных ресурсов физического образования и развития спорта, то не властное, а гражданское инициативное вовлечение его субъектов в решение задач проектирования своего будущего меняет структуру и средства взаимоотношений их реальных субъектов. Вместо инициируемых и регулируемых только властью – инициируемых и регулируемых только гражданскими инициативами и соглашениями. А самое главное – меняется и отношение субъектов гражданских инициатив с субъектами власти (всех уровней: поселенческой, муниципальной и республиканской).

Таким образом, в исследовании социально-философских оснований развития российского спорта как социального института и философии спорта намечен проект, реализация которого, по мнению автора, должна привести к оздоровлению россиян, к увеличению числа здоровых духом и телом граждан, способных к самосовершенствованию и к созидательному общественно-значимому труду. В контексте данного исследования спорт рассматривается как социальный институт с присущей ему физической культурой, деятельностью и уровнем общественного сознания. Функции данного социального института рассмотрены нами в диапазоне от самореализации человека до воспроизводства общественного здоровья благодаря многоуровнему и стратификационному подходу. Весь диапазон функций в рамках одной статьи рассмотреть невозможно, но рамочное их рассмотрение позволяет начать создание ресурсной базы для развития человеческого капитала, общественного здоровья в российском обществе, которое в условиях глобализации становится едва ли не главным показателем успешности страны.

Статья научная