Способы доработки рельефа местности при создании объектов фортификации на юге Приенисейского края в эпоху палеометалла
Автор: Скобелев С.Г., Рюмшин М.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XVIII, 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521867
IDR: 14521867
Текст статьи Способы доработки рельефа местности при создании объектов фортификации на юге Приенисейского края в эпоху палеометалла
Территория юга Приенисейского края известна наличием значительного числа объектов фортификации, которые создавались и использовались в эпоху палеометалла и позднее, вплоть до начала Нового времени. Особенно высокая концентрация горных крепостей (23 из 45 известных для Хакасии и близлежащих районов Красноярского края) отмечается у места слияния Белого и Черного Июсов [Готлиб, Подольский, 2008]. Пересеченный рельеф местности здесь давал возможность существенно минимизировать трудозатраты при создании объектов фортификации, чаще всего, позволяя использовать в оборонительных целях высокие и крутые (обычно скальные) обрывы на склонах и вершинах гор. Искусственные сооружения – рвы, валы и каменные стены, обычно создавались лишь там, где существовала возможность относительно легкого доступа на территорию, предназначавшуюся к защите. В ряде таких случаев оборонительные линии вынужденно проходили по склонам гор и возвышенностей, что создавало серьезные неудобства для защитников, не имевших для ведения боя уверенной опоры для ног, т.е. ровной площадки. Кроме того, находясь даже за валом, они на наклонной поверхности теряли часть своего преимущества перед штурмующими, открываясь им выше уровня гребня вала (стены). Имело место и оползание вниз по склонам плит, из которых были сложены каменные стены, поскольку для их создания связующий раствор в данном регионе не применялся. В связи с этим важно установить способы и приемы, позволявшие древним строителям решать такие проблемы.
В полевом сезоне 2012 г., в рамках реализации задач Соглашения о долгосрочном творческом сотрудничестве между Радиозаводом им. А.С. Попова (РЕЛЕРО) и ИАЭТ СО РАН, в ходе мониторинга современного состояния объектов фортификации на севере Хакасии и части районов юга Красноярского края нами были выявлены отдельные приемы доработки рельефа местности, использовавшиеся строителями для минимизации действия указанных негативных факторов.
Установлено, что задача создания для защитников ровной и удобной для ведения боя площадки решалась двумя способами. Первый из них – это снятие грунта изнутри, непосредственно перед валом, за счет которого дополнительно увеличивалась высота вала. В ряде случаев там, где рыхлые отложения имели незначительную глубину, и скальное основание находилось близко к поверхности, ров не создавался, а насыпался лишь вал, выполняемый за счет снятия грунта при выравнивании склона горы. В результате таких действий изнутри, вплоть до склона вала, обычно образовывалась ровная площадка, а гребень вала не фиксировался. Такие приемы широко использованы при строительстве оборонительной линии общей выявленной длиной более 4,2 км, защищающей крупный участок местности в междуречье Белого и Черного Июсов (впервые обнаружена в полевом сезоне 2012 г.). Более половины этой линии проходит по склонам возвышенностей средней крутизны, что и вызвало необходимость такой доработки рельефа. Необходимо также отметить, что везде, где мощность рыхлых отложений была достаточной, ров рылся, иногда до уровня скального основания, а гребень вала уверенно прослеживался.
Второй способ – это искусственное повышение уровня участка склона (обычно средней и большой крутизны), на котором непосредственно должны находиться во время боя защитники крепости, выполняемое за счет доставки строительных материалов извне. Чаще всего в данном качестве использовались обломки плит девонского песчаника, выходы которого на данной территории встречаются повсеместно. Выявлены две разновидности данного способа. Первая из них – повышение уровня уже существующего (т. е. естественного) относительно ровного края площадки, используемой защитниками во время боя. Такой прием встречен на площади горной крепости Кызыл-Хая у дер. Подкамень, где поверх почти горизонтально лежащих на юго-восточном склоне горы крупных плит девонского песчаника сложена из средних и мелких по размеру обломков плит достаточно обширная платформа с высотой внешнего края более 1,5 м от прежнего уровня (рис. 1). Вторая разновидность – это повышение уровня участка склона с одновременным созданием ровной площадки для защитников и внешней вертикальной стены-крепиды. Данный прием выявлен на площади крепости Онло на г. Первый Сундук и крепости Паас у пос. Июс. Зачастую такие сооружения создавались вне связи со стенами самой крепости.
Предотвращение разрушения каменных стен из-за их оползания вниз по склонам решалось за счет установки контрофорсов, т.е. вкапывания вертикально крупных каменных плит как непосредственно в линии самой каменной стены, так снаружи от нее. Такой прием встречен почти повсеместно, а наиболее широко – на крепости Онло, где все вертикально вкопанные плиты (кроме одной) расположены в линиях или снаружи от остатков каменных стен (рис. 2). Специфической разновидностью такого приема
Рис. 1. Искусственная платформа в крепости Кызыл-Хая (снято с ЮЮВ).
можно считать не закапывание, а вставление контрофорсов в расщелины естественного происхождения в выходах плит девонского песчаника, как в нескольких случаях на крепости Кызыл-Хая.
Археологические исследования, проведенные на ряде этих крепостей, а также состояние стен отдельных из них, показывают, что, несомненно, часть оборонительных сооружений была выполнена задолго до Средневековья – иногда даже в энеолите [Готлиб, Подольский, 2008, с. 64, 198]. Но по сведениям письменных источников [Сибирь…, 1996] и результатам проведенных раскопок видно, что некоторые действительно исполь-
Рис. 2. Стена ( 1 ) и контрфорс ( 2 ) на линии стены в крепости Онло (снято с ЮЗ).
зовались, а остальные могли использоваться по прямому назначению и значительно позднее – вплоть до Нового времени. Так, на площади двора крепости на г. Змеевка был найден позднесредневековый наконечник стрелы [Готлиб, Подольский, 2008, с. 184], а судя по хорошему состоянию стен крепости Хара-Таг и находке на ее площади в современном грабительском раскопе характерной для культуры средневековых кыргызов железной булавки длиной 13,3 см, этот объект может более определенно датироваться Средневековьем.
Таким образом, в ходе исследований в полевом сезоне 2012 г. нами выявлены не только часть нового крупного объекта фортификации, возможно, имеющего отношение к столице (ставке кагана) енисейских кыргызов, но и некоторые неизвестные ранее приемы доработки рельефа местности при создании горных крепостей, использовавшихся и, вероятно, даже создававшихся в Средние века. Тем самым вносится важный вклад в изучение истории военного дела средневековых народов Южной Сибири и Центральной Азии, что полностью соответствует задачам реализации указанного Соглашения.