Способы выражения субъекта поступка в русском языке

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются способы представления субъекта поступка: агентивный, когда семантический субъект совпадает с синтаксическим, и неагентивный - в случае несовпадения данных субъектов. В первом случае это активный субъект - агенс, во втором маркером субъекта становятся существительные-генитивы, притяжательные местоимения, притяжательные прилагательные - посессивы.

Агенс, актант, генитив, поступок, предикат, посессив, субъект

Короткий адрес: https://sciup.org/144153402

IDR: 144153402

Текст научной статьи Способы выражения субъекта поступка в русском языке

Категория субъекта в русском языке изучена достаточно подробно и в различных аспектах: «субъективность и ее выражение в языке», «соотношение понятий ''субъект'' и ''подлежащее''», «роль субъекта в коммуникативном акте», «субъект как семантический падеж» [Бенвенист, 1974; Филлмор, 1981; Арутюнова, 1998; Онипенко, 2004 и др.]. При этом по поводу трактовки термина «субъект» в лингвистике нет единства. «В научной литературе встречаются термины «логический субъект», «семантический субъект», «семантико-синтаксический субъект», «структурно-смысловой субъект», «источник предикативного признака» и т. д. [Гиро-Вебер, 2005, c. 333]. Данная ситуация сложилась в силу того, что субъект является компонентом грамматической, семантической, коммуникативной и логической структуры предложения.

В прототипическом языковом представлении каждому семантическому актанту лексемы соответствует один синтаксический актант, а каждому синтаксическому – один семантический [Апресян, 2006, с. 15]. Анализ текстов показал, что для поступка данная ситуация является скорее идеальной, так как для выражения субъекта часто используются существительные и местоимения в косвенных падежах, а также притяжательные прилагательные и притяжательные местоимения. Целью данной статьи является описание конструкций, показывающих активную / агентивную и неактивную / неагентивную позиции субъекта поступка .

Агентивная позиция субъекта. В данной позиции субъект выступает как актант субъектного типа – агенс, активно осуществляющий ситуацию в одиночку, инициатор события, главный из нескольких субъектов (Филлмор, 1981; Падучева, 2004). По определению Е.В. Падучевой, это «участник Х, которому соответствует компонент ‘Х действовал (с целью)’» [Падучева, 2004, с. 55]. Субъект, реализуясь в позиции № 1 (конструкция № 1 V f N i ), может замещаться словами с разной референтной соотнесенностью: нарицательными и собственными существительными, личными местоимениями в дейктической функции, анафорическими местоимениями, синтаксическим нулем.

  • 1.    Агенс: имя собственное или нарицательное в именительном падеже. Синтаксическая позиция – подлежащее (Агенс = № 1 ): Петербуржец Эрик Мухаметшин совершил безумный с точки зрения нормального человека поступок – прыгнул с крыши одного дома на крышу другого ( www.mr7.ru ).

  • 2.    Агенс: личное местоимение в именительном падеже. Синтаксическая позиция – подлежащее (Агенс = № 1. ): Я осознал, что, высказав недоверие к партийному руководству, я совершил поступок , несовместимый с нормами поведения советского человека, а потому… (НКРЯ – В. Гроссман. Жизнь и судьба, ч. 3).

  • 3.    Агенс не эксплицирован, позиция субъекта не замещена, то есть мы имеем дело с синтаксическим нулем (Агенс = Ø): Через пять минут безуспешных попыток я решил стучать в двери шахты , но тут же [Ø] понял нелепость этого поступка .

Неагентивная позиция субъекта. В этой группе синтаксический грамматический субъект не совпадает с семантическим субъектом. «Для русского языка характерно относительно более частое использование косвенного способа выражения субъекта: Нам это хорошо известно (Мы это хорошо знаем); У него нет времени (Он не имеет времени); Между ними вражда (Они враждуют)» [Лазуткина, 1997, с. 456]. Здесь мы рассматриваем в роли экспликаторов семантического субъекта существительные в косвенных падежах со значением признака или принадлежности (поступок человека), притяжательные прилагательные (Петин поступок) и местоимения со значением посессивности (свой поступок). В посессивных конструкциях, по наблюдениям ученых, мы имеем дело со смещением семантического актанта [Шмелев, 2008; Падучева, 2009]. Е.Н. Падучева, рассматривая посессивы в контексте предикатных, т. е. отглагольных, имен, делит их на две группы: 1. Притяжательные местоимения: личные мой, твой, ваш, наш и, с оговорками, местоимения 3 лица (его, ее, их); возвратное свой; вопросительно-относительное чей; неопределенные чей-то, чей-нибудь, чей-либо; отрицательное ничей. 2. Притяжательные прилагательные на -ов, -ин, -овский [Падучева, 2009, с. 367]. Несовпадение семантического и синтаксического субъектов поступка связано с тем, что в высказываниях, демонстрирующих этот тип, важна точка зрения субъекта-интерпретатора события, так как целью сообщения является оценка поступка или его результата: Отъезд Жердева в Америку вызвал негативную реакцию со стороны российских хоккейных властей, которые называют поступок хоккеиста то побегом, то дезертирством (http://www/; Фривольный поступок Лады Дэнс (. Между тем на активность субъекта поступка указывает возможность преобразования конструкции с «посессивным» субъектом (напр., Ni № 2 — поступок человека) в конструкцию с активным субъектом (напр., № iVfN4 - человек совершил поступок).

Конструкции с генитивным субъектом. Синтаксическая функция – дополнение. В конструкциях с генитивным субъектом лексема поступок употребляется в любых падежах (Ni), ср.: Он назвал «враньем» заявление тех коллег, которые осудили поступок (№ 4) А. Дымовского (; Никто, конечно, не одобрял поступка (№ 2) Иосифа (НКРЯ - А. Рыбаков. Тяжелый песок); Что я думала о поступке (№ б) Ники? Не помню! (НКРЯ - Л. Лопато. Волшебное зеркало воспоминаний).

Отдельного описания требует генитивный субъект, совершивший поступок, который получил известность и стал образцом для подражания или предметом осуждения, «именной поступок» — поступок Павлика Морозова (№ i. 2. ), поступок Александра Матросова (№ i. 2. ), повторил поступок Гастелло (№ i. 2. ) и т. д.

Акциональная составляющая такого поступка не требует экспликации, поскольку общеизвестна. В этом случае для обозначения аналогичного поступка вместо описания его событийной составляющей достаточно ввести собственное имя лица, связанного в общественном сознании с таким поступком , ср., например: Во время войны многие летчики повторили поступок Гастелло (сб. «Во имя родины»). В этом высказывании у слова поступок прослеживаются две субъектные валентности: 1) субъект, совершивший обозначаемый в тексте поступок ( летчики ); 2) Субъект, совершивший аналогичный поступок в прошлом, то есть Гастелло . Но это не создает противоречия, поскольку само слово поступок обозначает в данном случае два события: поступок и его повтор.

Филология

Еще один способ неагентивного выражения субъекта – использование существительного в косвенном падеже при знаменательном глаголе, управляющем словом поступок . Употребление слова поступок в таких конструкциях часто блокирует позицию посессора, и единственным выразителем субъекта становится существительное, занимающее при управляющем глаголе позицию объекта или адресата: Судью можно преследовать за (чьи?) поступки , несовместимые с авторитетом судейской должности, несовместимые с законом (НКРЯ - Т. Морщакова. На пути к правосудию // Отечественные записки).

Конструкции с посессивным субъектом. В данной группе семантический субъект эксплицируется притяжательными прилагательными или местоимениями в адъективной позиции. Рассмотрим по порядку.

Adj N i : Семантический субъект эксплицирован притяжательным прилагательным. Синтаксическая функция – определение.

Данная группа как способ обозначения субъекта притяжательными прилагательными сохраняет референцию к мотивировавшему их существительному. «Притяжательное прилагательное на -ов и -ин – это как бы притяжательная форма конкретно-референтного имени» [Падучева, 2009, с. 366]. Например: Но она расценила папин поступок как предательство (eva.ru/fun-and-fun/articles/168/7dnei-volkova) – Папин поступок = поступок папы = папа совершил поступок (Adj № 2 ) = (№ 1. 2. ) = (№ 1. V f N 4. ).

Достаточно продуктивным способом для обозначения субъекта является использование в адъективной позиции местоимений . Местоимения в этой позиции выполняют две функции: референтную, осуществляя референцию к лицу, и синтаксическую, показывая принадлежность события ( поступка в нашем случае) к этому лицу [Падучева, 2009].

Рассмотрим наиболее распространенные обозначения субъекта местоимениями.

Твой / твоим: Я признаться, Фрол Петрович, был удивлен твоим поступком... (А. Иванов. Тени исчезают в полдень).

Наш: Мы считаем, что наш поступок согласуется с сионизмом (.

Его: Всю дорогу он опасался: как-то поймут его поступок односельчане (В. Иванов. Тени исчезают в полдень).

Свой / своим: Массимо Амброзини, который был удален в воскресном матче против Петруджи на выезде, принес свои извинения команде за свой поступок: Мне очень жаль, что так случилось <...> (.

Итак, анализ синтаксических конструкций, служащих для обозначения субъекта, показал, что основной характеристикой субъекта является наличие двух способов его экспликации: агентивного, когда семантический субъект совпадает с синтаксическим, и неагентивного – в случае несовпадения субъектов. Если в первом случае мы говорим об активном субъекте – агенсе, то во втором маркером субъекта становятся существительные-генитивы, притяжательные местоимения, притяжательные прилагательные – посессивы.

Статья научная