Сравнение реакции Н-рефлекса m. soleus при утомлении синергистов и антагонистов

Автор: Мельников А.А., Глиэр П.В., Бойков В.Л., Белицкая Л.А.

Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu

Рубрика: Физиология

Статья в выпуске: 2 т.24, 2024 года.

Бесплатный доступ

Цель: выявить эффект утомления синергистов и антагонистов m. soleus на показатели Н-рефлекса и, кроме того, выяснить особенности Н-ответа и М-ответа в зависимости от интенсивности стимуляции n. Tibialis.

Н-рефлекс, н-ответ, утомление, синергисты, камбаловидная мышца, спортсмены

Короткий адрес: https://sciup.org/147243691

IDR: 147243691   |   DOI: 10.14529/hsm240206

Текст научной статьи Сравнение реакции Н-рефлекса m. soleus при утомлении синергистов и антагонистов

A.A. Melnikov1, , P.V. Glier1, , V.L. Boikov2, ,

L.A. Belitskaya1, , Х

Введение. Нейромышечное утомление оказывает существенное влияние на скоростно-силовые и координационные способности спортсменов [3]. Однако вклад утомления разных мышечных групп в нейрональные механизмы регуляции сокращения мышц остается полностью не выясненным. Информативным и доступным методом оценки возбудимости мотонейронов мышц, а также процессом торможения афферентных потоков по чувствительным Ia-афферентам к мотонейронам является методика оценки рефлекса Пауля Хоффмана или Н-рефлекса икроножных мышц [2, 6]. Литературные данные показывают противоречивые результаты по изменению Н-реф-лекса во время физического утомления. В частности, отмечают как увеличение [7], так и снижение амплитуды Н-волны на фоне нарастающего физического утомления [4]. Таким образом, данное исследование нацелено на исследование особенностей Н-рефлекса m. soleus в условиях утомления мышц-синергистов и мышц-антагонистов. Кроме того, в данной работе мы сравнили показатели Н-рефлекса, полученные при разной интенсивности стимуляции для вызова Н-рефлекса. Мы предположили, что адекватной стимуляцией для динамической оценки Н-рефлекса в условиях утомления является субмаксимальная стимуляция, то есть меньше Hmax, в нашем случае – это интенсивность, равная 80 % от Нmax. Кроме того, мы полагаем, что амплитуда Н-волны во время утомления будет снижаться при утомлении синергистов и антагонистов.

Организация и методы исследования. В исследовании добровольно приняли участие студенты-спортсмены (n = 23, возраст: 19–24 года, спортивный стаж: 5–11 лет), не имеющие заболеваний нервно-мышечной системы. Все испытуемые давали информированное согласие, подготовленное в соответствии с положениями Хельсинкской декларации о биомедицинской этике и одобренное локальным этическим комитетом РУС «ГЦОЛИФК». В одной группе эффект физического утомления на Н-рефлекс m. soleus проводили при интенсивности стимуляции, равной 80 % от Нmax (группа Стим80, n = 8), а во второй группе – при силе стимуляции 120 % от Нmax (группа Стим120, n = 15).

После подготовки испытуемого определялась интенсивность стимуляции, вызывающей максимальную амплитуду Н-ответа m. soleus (Нmax). Затем определяли амплитуды Н-ответа и М-ответа m. soleus при стимуляции 80 % (в группе Стим80) или 120 % (в группе Стим120) от интенсивности Нmax в моменты времени до физической нагрузки и в течение 14 минут восстановления после нагрузки. Регистрация Н-рефлекса выполнена в следующие моменты восстановления: 30 с, 2 мин, 3 мин 30 с и далее с интервалом 1,5 мин, последнее измерение – на 14-й мин после нагрузки. Физическое утомление вызывалось последовательным выполнением двух интервальных физических нагрузок: 1) утомление подошвенных сгибателей стопы с помощью вставания на носок стопы левой ноги, 2) утомление тыльных сгибателей стопы с помощью поднимания носка левой стопы против субмаксимального сопротивления, прикладываемого исследователем. Обе нагрузки выполнялись в течение 5 мин по схеме: 30 сгибаний за 30 с с интервалом отдыха 30 с. Отдых между упражнениями составлял > 20 мин.

Анализ Н-рефлекса m. soleus. Н-рефлекс регистрировался в положении лежа с помощью электронейромиографа «Нейро-МВП-4» в программном обеспечении «Нейро-МВП.NET» (ООО «Нейрософт»). Биоадгезивные накожные электроды (22×34 мм «MedTab») использованы в качестве стимулирующих и регистрирующих электродов. Два регистрирующих электрода (2 см друг от друга) располагались на m. soleus в точке на расстоянии 3–4 см ниже границы брюшка латеральной головки m. gastrocnemius. Стимулирующий катод находился в точке n. tibialis в области в fossa poplitea, анод – на 3 см выше на бедре. Актив- ная точка находилась предварительной стимуляцией, которая вызывала четкое подошвенное сгибание стопы. Индифферентный электрод крепился на исследуемой конечности в области голеностопа. Частота стимуляции при оценке Нmax составляла 0,07 Гц.

Интенсивность стимуляции во время регистрации Н-рефлекса m. soleus до и после нагрузок составляла 80 и 120 % от силы Нmax. Каждое измерение проводилось трижды с интервалом 13 с с последующим усреднением. Выбор двух уровней стимуляции связан с выяснением наиболее приемлемой стимуляции для изучения рефлекторной реакции рабочих мышц во время утомления. Низкие интенсивности стимуляции при накожной электромиографии не позволяют адекватно оценить М-волну, напротив, высокие уровни стимуляции не дают приемлемой оценки Н-волны вследствие прямого возбуждения α-мотоней-ронов и подавления Н-волны [2].

Степень субъективной физической нагрузки оценивалась по 10-балльной модифицированной шкале Борга, где «0» – покой, нет нагрузки, «10» – максимальная нагрузка [1].

Сравнения динамики показателей Н-реф-лекса в период восстановления в разных группах выполнены с помощью двухфакторного анализа для повторных измерений (ANOVA). Повторные измерения оценивались по критерию Вилкоксона. Различия между группами до и во время восстановления определены с помощью критерия Манна – Уитни. Расчеты проведены в программе Statistica v12.0.

Результаты и их обсуждение. Амплитуда Н-ответа m. soleus при интенсивности стимуляции составила 80 и 120 % во время восстановления после нагрузки на подошвенные сгибатели. Интенсивность стимуляции, вызывающей максимальную амплитуду Н-волны, не различалась между группами Стим80 и Стим120: 15,3 ± 6,8 мА и 16,1 ± 4,5 мА (р = 0,71) в группах Стим80 и Стим120 соответственно. Различия не выявлены также в латентном периоде Н-ответа. Однако рассчитанный уровень стимуляции 80 % (12,0 ± 5,2 мА) в группе Стим80 был существенно меньше (р = 0,005), чем в группе Стим120 (19,3 ± 5,4 мА).

Величина Н-ответа при утомлении подошвенных сгибателей после вставания на носок не изменялась в группе Стим120 и снижалась в группе Стим80 (рис. 1) на 0,5-й и 2-й мин восстановления. При этом на 30 с восстановления амплитуда Н-ответа в группе Стим80 была ниже, чем в группе Стим120 (р < 0,05).

Латентный период Н-ответа не изменялся под влиянием утомления синергистов m. soleus ни в группе Стим80, ни в группе Стим120.

Амплитуда М-ответа m. soleus при интенсивности стимуляции 80 и 120 % во время восстановления после нагрузки на подошвенные сгибатели. Величины М-ответа в группе Стим120 всегда были выше, чем в группе Стим80 (рис. 2). В ответ на утомление, вызванное вставанием на носок, М-ответ снизился в группе Стим120 и оставался сниженным в течение 12,5 мин. Напротив, М-ответ не изменялся в группе Стим80. Существенных разли- чий в динамике латентного периода М-ответа после нагрузок, а также в отдельные периоды наблюдения между группами не выявлено.

Таким образом, полученные результаты указывают, что стимуляция на уровне 80 % от Нmax при регистрации Н-рефлекса оказалась информативной для выявления эффекта утомления в отношении Н-ответа, но не эффективна для оценки М-ответа. Напротив, интенсивность стимуляции на уровне 120 % от Нmax была эффективной для обнаружения изменений М-ответа при утомлении мышц задней поверхности голени при проведении Н-рефлекса.

Время наблюдения, минуты после нагрузки

Рис. 1. Динамика Н-ответа до и в течение 14 мин восстановления после нагрузки на подошвенные сгибатели стопы (вставания на носок) (М ± 95 % Дов. Инт.). **, * – р < 0,05 по сравнению с уровнем До. # – р < 0,05 между группами Стим120 и Стим80

Fig. 1. Changes in the H-response before and during a 14-minute recovery period following standing on tip toes (М ± 95 % CI). **, * – р < 0.05 compared to the data obtained Before. # – р < 0.05 between the groups with Stimulation 120 and Stimulation 80

Время наблюдения, минуты после нагрузки

Рис. 2. Динамика М-ответа до и в течение 14 мин восстановления после нагрузки (М ± 95 % Дов. Инт.). * – р < 0,05 по сравнению с уровнем До. Нижняя линия – р < 0,05 между группами Стим120 и Стим80

Fig. 2. Changes in the M-response before and during a 14-minute recovery period following physical activity (М ± 95 % CI). * – р < 0.05 compared to the data obtained Before. Lower line – р < 0.05 between the groups with Stimulation 120 and Stimulation 80

Эффект утомления мышц задней (синергистов) и передней (антагонистов) поверхности голени на показатели Н-рефлекса m. soleus . Субъективные индексы нагрузки при вставании на носок стопы и при поднимании носка стопы при каждом подходе были одинаковы (рис. 3), что указывает на примерно схожую величину суммарной нагрузки и, вероятно, развивающееся утомление синергистов и антагонистов m. soleus. Кроме того, оценка субъективной нагрузки достигала в среднем око-ломаксимальных значений в обеих тестовых нагрузках на мышцы голени.

Динамика Н-ответа во время утомления, вызванное нагрузкой синергистов и антагонистов m. soleus. Оба вида нагрузок на синер- гисты и антагонисты m. soleus вызывали снижение Н-ответа m. soleus (рис. 4). Хотя в динамике Н-ответа существенных различий не выявлено (p > 0,60), утомление мышц задней поверхности вызывало более длительное снижение Н-ответа в течение 2 мин после нагрузки. Существенных различий в динамике латентного периода Н-ответа при разных нагрузках не выявлено.

Динамика М-ответа во время утомления, вызванное нагрузкой синергистов и антагонистов m. soleus . В группе Стим80 (рис. 5а) не выявлено существенных изменений М-волны m. soleus после нагрузки на синергисты и антагонисты. Напротив, М-волна m. soleus существенно (р < 0,01) и длительно (с 30-й с по

Нагрузка, минуты

Рис. 3. Субъективный индекс физической нагрузки Борга в течение

5 мин вставания на носок левой ноги и 5 мин поднятия носка левой ноги (30 с нагрузка, 30 с отдых) (М ± 95 % Дов. Инт.). * – р < 0,05 по сравнению с 1-й мин Fig. 3. The Borg’s Rating of Perceived Exertion Scale during a 5-minute standing on tip toes and 5-minute toe raises, left leg (30 s exercise, 30 s rest) (М ± 95% CI).

* – р < 0.05 compared to minute 1

Рис. 4. Динамика Н-ответа во время утомления, вызванное нагрузкой синергистов и антагонистов m. soleus (М ± 95 Дов. Инт.): a – оценка Н-ответа проведена при стимуляции 80 % от Нmax; b – оценка Н-ответа проведена при стимуляции 120 % от Нmax. **, * – р < 0,01, 0,05 по сравнению с уровнем До нагрузки

Fig. 4. Changes in the H-response during fatigue induced by exercises involving synergist and antagonist m. soleus muscles (M ± 95 CI): a – the H-response with stimulation at 80 % of Hmax; b – the H-response with stimulation at 120% of Hmax. **, * – p < 0.01, 0.05 compared to the data obtained Before

До 0.5 2 3.5 5 6.5 8 9.5 11 12,5 14

Время наблюдения, минуты после нагрузки

До 0.5 2 3.5 5 6.5 8 9.5 11 12,5 14

Время наблюдения, минуты после нагрузки

S Вставание на носок Поднимание носка

Вставание на носок Поднимание носка

Рис. 5. Динамика М-ответа во время утомления, вызванное нагрузкой синергистов и антагонистов m. soleus (М ± 95 % Дов. Инт.): a – М-ответа зарегистрирован при стимуляции 80 % от Нmax, b – М-ответа зарегистрирован при стимуляции 120 % от Нmax. ** – р < 0,01 по сравнению с уровнем До нагрузки

Fig. 5. Changes in the M-response during fatigue induced by exercises involving synergist and antagonist m. soleus muscles (M ± 95 CI): a – the M-response with stimulation at 80% of Hmax, b – the M-response with stimulation at 120% of Hmax. ** – p < 0.01 compared to the data obtained Before

  • 12,5- ю мин) снижалась после вставания на носок при регистрации Н-рефлекса во время стимуляции 120 % (рис. 5б), но изменение М-волны при утомлении мышцы передней поверхности голени не выявлено. Существенных различий в латентном периоде М-ответа при утомлении мышц передней и задней поверхности голени не выявлено.

Таким образом, только нагрузка на мышцы задней поверхности голени вызывала снижение амплитуды М-ответа m. soleus, которое было зарегистрировано при высокой интенсивности стимуляции, равной 120 % от интенсивности Нmax. Напротив, эффект утомления на Н-ответ можно выявить только при невысокой интенсивности стимуляции, в нашем случае – это 80 % от Hmax. В целом наши данные согласуются с литературными данными о снижении рефлекторного Н-ответа m. soleus при ее утомлении после интенсивных физических нагрузок [4]. Предположительными механизмами снижения рефлекторной сократимости утомленной мышцы могут быть активация пресинаптического торможения, вызванное афферентами III, IV группы, чувствительных к метаболитам утомления [8] или центральным нисходящим торможением возбудимости α-мотонейронов m. soleus [5]. Биологический смысл снижения рефлекторной активности во время утомления состоит в предупреждении истощения или повреждения рабочих мышц. Другим важным результатом нашей работы является снижение Н-ответа также при утомлении антагонистов m. soleus, то есть мышц передней поверхности голени. Механизм дан- ного явления не ясен, но можно предположить, что он обусловлен пресинаптическим торможением Iа-афферентов m. soleus сигналами от афферентов, исходящих от сухожильных рецепторов, мышечных веретен или метаболических рецепторов утомленных мышц передней поверхности голени. Для выяснения точных механизмов снижения Н-ответа при утомлении мышц-антагонистов необходимы дополнительные исследования.

Заключение. Основной целью работы было выявление эффекта утомления синергистов и антагонистов m. soleus на показатели Н-рефлекса и, кроме того, выяснение особенностей Н-ответа и М-ответа в зависимости от силы стимуляции n. Tibialis. Результаты позволяют заключить, что субъективно схожая степень утомления как синергистов после 5-минутного вставания на носок, так и антагонистов после 5-минутного поднимания носка стопы с сопротивлением, вызывают снижение амплитуды Н-ответа на период около 3,5 мин, указывая на снижение возбудимости α-мотонейронов и/или пресинаптическое торможение активирующего потока сенсорной информации через Iа-афферент m. soleus. Амплитуда М-ответа снижается только при утомлении синергистов на более длительный, чем падение Н-ответа, период, указывая на снижение сократимости m. soleus, но М-ответ m. soleus не изменяется при утомлении антагонистов. Для регистрации Н-ответа целесообразно использовать интенсивности менее чем Нmax, однако для оценки М-ответа следует применять высокие интенсивности более Нmax.

Список литературы Сравнение реакции Н-рефлекса m. soleus при утомлении синергистов и антагонистов

  • Borg G.A. Psychophysical Bases of Perceived Exertion. Medicine and Science in Sports and Exercise, 1982, vol. 14, pp. 377-381. DOI: 10.1249/00005768-198205000-00012
  • Burke D. Clinical Uses of H Reflexes of Upper and Lower Limb Muscles. Clinical Neurophysiology Practice, 2016, vol. 1, pp. 9-17. DOI: 10.1016/j.cnp.2016.02.003
  • Gandevia S.C. Spinal and Supraspinal Factors in Human Muscle Fatigue. Physiology Rev., 2001, vol. 81, pp. 1725-1789. DOI: 10.1152/physrev.2001.81.4.1725
  • Gorodnichev R.M., Fomin R.N. Presynaptic Inhibition of Spinal α Motoneurons in Humans Adapted to Different Types of Motor Activity. Human Physiology, 2007, vol. 33, nо. 2, pp. 215-220. DOI: 10.1134/S0362119707020120 EDN: LKKPHB
  • Tanino Y., Daikuya S., Nishimori T. et al. H-reflex and Reciprocal Ia Inhibition After Fatiguing Isometric Voluntary Contraction in Soleus Muscle. Electromyography and Clinical Neurophysiology, 2004, vol. 44, nо. 8, pp. 473-476.
  • Löscher W.N., Cresswell A.G., Thorstensson A. Excitatory Drive to the Alpha-motoneuron Pool During a Fatiguing Submaximal Contraction in Man. The Journal of Physiology, 1996, vol. 491, pt. 1, pp. 271-280. DOI: 10.1113/jphysiol.1996.sp021214
  • Nordlund M.M., Thorstensson A., Cresswell A.G. Central and Peripheral Contributions to Fatigue in Relation to Level of Activation During Repeated Maximal Voluntary Isometric Plantar Flexions. Journal Apple Physiology (1985), 2004, vol. 96, nо. 1, pp. 218-225. DOI: 10.1152/japplphysiol.00650.2003
  • Siegler J.C., Marshall P. The Effect of Metabolic Alkalosis on Central and Peripheral Mechanisms Associated with Exercise-induced Muscle Fatigue in Humans. Experimental Physiology, 2015, vol. 100, nо. 5, pp. 519-530. DOI: 10.1113/EP085054
Еще
Статья научная