Сравнительная эффективность схем лечения при задержании последа у коров

Автор: Валиуллина Д.Ф., Маликова Л.Н., Нехайчик Ф.М., Якимов О.А., Хусаинова А.Т.

Журнал: Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана @uchenye-zapiski-ksavm

Статья в выпуске: 1 т.257, 2024 года.

Бесплатный доступ

В данной статье целью исследования являлось сравнение эффективности схем лечения при задержании последа у коров. Результаты исследования показали, что наилучшая схема лечения была во второй опытной группе, где выздоровление коров произошло на сутки раньше, чем в первой опытной группе. Клинические исследования показали, что в конце опыта не отмечали существенных изменений физиологических показателей, кроме первой опытной группы, где отмечалось снижение количества рубцовых сокращений. Биохимические показатели сыворотки крови в двух опытных группах, на протяжении всего эксперимента были достоверно низкими. Видовой состав микрофлоры влагалища в двух опытных группах контаминирован патогенными штаммами микроорганизмов. Полученные результаты исследований показали, что у животных с задержанием последа происходят существенные изменения в организме, а именно в количестве рубцовых сокращений, содержании общего белка, общего кальция, неорганического фосфора и глюкозы в сыворотке крови, и микробном пейзаже влагалищной слизи.

Еще

Коровы, задержание последа, голштинская порода, клинический статус, биохимические показатели, микробная обсемененность

Короткий адрес: https://sciup.org/142240698

IDR: 142240698   |   DOI: 10.31588/2413_4201_1883_1_257_26

Текст научной статьи Сравнительная эффективность схем лечения при задержании последа у коров

В условиях промышленного молочного скотоводства продолжительность репродуктивной жизни коров не превышает 2,5-3 лактации, а выход приплода составляет 75-78 %. Одной из причин такого состояния является расстройство воспроизводительной функции, связанное с широким распространением болезней органов репродуктивной системы, развивающихся в предродовой, родовой и послеродовой периоды [1, 3, 6, 9]. Среди акушерско-гинекологических патологий невоспалительного характера у коров наиболее часто встречается задержание последа, оно составляет 5-20 % от числа отелов [5, 7]. Данное заболевание приводит к удлинению сервис-периода, снижению оплодотворяемости на 17-40 %, уменьшению выхода приплода и молочной продуктивности на 12-18 % и переходу в другие заболевания [4, 6]. В качестве лечебно-профилактических мероприятий предлагается широкий перечень диагностических исследований, лекарственных средств и методов терапии при задержании последа, однако они не в полной мере удовлетворяют запросы практической ветеринарии [9-12]. Поэтому необходим поиск новых способов и средств для снижения уровня заболеваемости животных [5, 8, 2], так как это приводит к экономическому ущербу.

Учитывая вышеописанное, перед нами была поставлена цель, определить наиболее эффективный метод лечения коров с задержанием последа.

Материал      и      методы исследований. Исследования проводили в ООО «СП Ашкадарский» Мелеузовского района Республики Башкортостан, одним из направлений деятельности которого, является молочное скотоводство. Перед началом подбора групп были собраны анамнестические данные, проведено акушерско-гинекологическое исследование животных путем осмотра половых органов и ректального исследования. Объектом исследования являлись 15 коров голштинской породы в возрасте 3 лет, массой тела 600-760 кг. При формировании групп учитывали: время отела, массу тела, показатель молочной продуктивности, степень проявления симптомов заболевания. Коров содержали на     основном     рационе     для высокопродуктивных животных. В рацион входил      монокорм,      содержание беспривязное групповое на соломенной сменяемой подстилке. По результатам исследования были сформированы по типу пар-аналогов 3 группы животных, находящиеся на 2-х сутках послеродового периода: первая группа – контрольная, клинически здоровые с отделившимся последом, находящиеся в послеродовом периоде (n=5), вторая (n=5) и третья (n=5) опытные группы – коровы с задержанием последа. Первой и второй опытным группам были назначены соответствующие схемы терапии.

Первой опытной группе животных вводили в течение 5-ти суток антибактериальный препарат «Цефтиомик» подкожно в дозе 10 мл, общеукрепляющий препарат «Бутофан 100» подкожно в дозе 20 мл, препарат для усиления сокращений мышц матки в течение 2 суток «Утеротон» внутримышечно в дозе 20 мл. Во второй опытной группе животных использовались те же препараты за исключением «Утеротон», вместо него животным ежедневно проводили двукратный ректальный массаж по 3-5 минут в течение 5-ти суток. Первой группе (контрольная) лечение не проводилось.

Все группы животных на протяжении всего эксперимента подвергались ежедневному клиническому обследованию, в который входили осмотр, термометрия, измерение пульса и дыхательных движений, количество рубцовых сокращений, оценка общего состояния, активности и пищевой возбудимости, и ректальное исследование. При ректальном исследовании определяли размер, положение, наличие флюктуации, болезненности, состояние матки, и тонус ее стенок. В конце исследования выполняли ультразвуковое исследование аппаратом DRAMINSKI iScan 2.

Лабораторные исследования выполняли в начале и в конце опыта, для этого брали кровь для биохимического анализа и влагалищную слизь на выявление микрофлоры. Биохимические исследования сыворотки крови от исследуемых животных проводили на анализаторе URIT-800 Vet. Биохимический анализ крови проводился по таким показателям как: общий белок, кальций, фосфор, глюкоза. Кровь для исследования брали из хвостовой вены в утренние часы перед кормлением, у коров в послеродовом периоде и при задержании последа до и на 6-е сутки после лечения. Влагалищная слизь отбиралась также утром при помощи тупфер зонд-тампона. Для этого проводили обработку половых органов стерильным тампоном, далее левой рукой в резиновой перчатке раздвигали половые губы, а правой вводили во влагалище зонд-тампон. Образцы сыворотки крови и мазков для исследования были переданы в Мелеузовский филиал ГБУ Башкирской научно-производственной ветеринарной лаборатории.

Результат исследований. С целью выявления заболеваемости коров с задержанием последа провели анализ записей амбулаторного журнала приема животных в течение 3 лет. Анализ заболеваемости показал, что пик заболеваемости коров с задержанием последа приходился на весенний период с февраля по март 19-25 %, что может быть связано со снижением резистентности организма, массовыми отелами, несбалансированным кормлением, несоблюдением зоогигиенических условий.

Результаты клинического исследования животных в подопытных группах показали, что в течение пяти суток в контрольной группе существенных изменений в общем состоянии животных не отмечалось: температура перемежалась с 37,7 до 38,5 °С, пульс варьировал между 58-68 ударов в минуту, частота дыхательных движений составляла от 18 до 24 в минуту, количество рубцовых сокращений всегда находилось в пределах физиологической нормы – от 8 до 12 в течение 5 минут после кормления.

В первой опытной группе на 3-и сутки лечения отмечалось ухудшение состояния у одной коровы. В последний день лечения у коровы наблюдали отделение последа, но ее общее состояние было без улучшений. На 4-е сутки были заметны небольшие улучшения общего состояния животных и повышение пищевой возбудимости. У четырех животных температура составляла 38,939,5 °С, частота сердечных сокращений 7292 ударов в минуту, 24-36 дыхательных движений, количество рубцовых сокращений 7-9 в течение 5 минут после кормления, однако в начале и в конце эксперимента показатель был на нижней границе референсных значений.

Во второй опытной группе на 3-и сутки лечения у пяти коров отмечалось улучшение общего состояния температура перемежалась с 37,7 до 38,5 °С, пульс варьировал между 57-68 ударов в минуту, частота дыхательных движений составляла от 16 до 24 ударов в минуту, количество рубцовых сокращений практически всегда находилось в пределах от 8 до 12 в течение 5 минут после кормления. У одной коровы послед отделился во время ректального массажа на 4-е сутки после начала лечения, выделялся бурый экссудат с резким неприятным запахом. Также на 4-е сутки лечения состояние животных продолжило постепенно улучшаться. У двух коров температура снизилась до 38,5 °С. При ректальном массаже в конце срока лечения, наблюдали выделение слизистого экссудата в небольшом объёме, увеличение упругости стенок матки.

По результатам биохимического исследования крови (Таблица 1) установлено, что у коров контрольной группы показатели крови преимущественно соответствовали референсным значениям. В начале исследования все биохимические показатели крови у первой и второй опытной группы были ниже референсных значений. Достоверными стали показатели общего белка (68,4±2,5 и 66,1±2,6 г/л), общего кальция (1,63±0,18 и 1,77±0,11 ммоль/л), неорганического фосфора (1,01±0,07 и 0,96±0,08 ммоль/л), глюкозы (1,47±0,18 и 1,37±0,24 ммоль/л) у первой и второй опытных групп (Таблица 1).

Таблица 1 – Показатели биохимического исследования сыворотки крови у коров и первотелок в начале опыта, (M±m), n=15

Показатель

Группы животных

Референсные значения

контрольная

1-я опытная

2-я опытная

Общий белок, г/л

83,1±2,8

68,4±2,5*

66,1±2,6*

72-86

Общий кальций, ммоль/л

2,69±0,21

1,63±0,18*

1,77±0,11*

2,1-3,8

Неорганический фосфор, ммоль/л

1,8±0,19

1,01±0,07*

0,96±0,08*

1,45-2,5

Глюкоза, ммоль/л

2,98±0,31

1,47±0,18*

1,37±0,24*

2,3-4,1

Таблица 2 – Показатели биохимического исследования сыворотки крови у коров и первотелок в конце опыта, (M±m), n=15

Показатель

Группы животных

Референсные значения

контрольная

1-я опытная

2-я опытная

Общий белок, г/л

72,2±1,4

70±2,1

68,9±1,9

72-86

Общий кальций, ммоль/л

2,8±0,15

1,5±0,36*

2,04±0,08*

2,1-3,8

Неорганическийфосфор, ммоль/л

1,82±0,14

1,13±0,1*

1,08±0,06*

1,45-2,5

Глюкоза, ммоль/л

2,79±0,30

1,02±0,1*

1,79±0,16*

2,3-4,1

После проведенного опыта исследуемые биохимические показатели крови первой и второй опытной групп были ниже референсных значений, а показатели контрольной группы соответствовали референсным значениям (Таблица 2).

Биохимические показатели сыворотки крови контрольной группы находились в границах референсных значений, также, как и до проведения опыта. У контрольной группы все исследуемые значения биохимических показателей крови были в пределах референсных значений. У первой и второй опытных групп все биохимические показатели были ниже референсных значений. Достоверными оказались показатели первой и второй опытных групп общего кальция (1,5±0,36 и 2,04±0,08 ммоль/л), неорганического фосфора (1,13±0,1 и 1,08±0,06 ммоль/л) и глюкозы (1,02±0,1 и 1,79±0,16 ммоль/л) (Таблица 2). В конце исследования биохимические показатели крови у первой опытной группы приблизились к референсным значениям, а у коровы с инвентарным номером 7300 наблюдалось снижение показателей сыворотки крови ввиду перехода процесса задержания последа в эндометрит.

У животных контрольной группы послед в послеродовой период отделился в течение 12 часов. Коров и первотелок опытных групп по истечении 12 часов ставили на схему лечения, оперативным способом послед не отделяли. У первой опытной группы животных по окончанию курса лечения у двух из пяти коров развился катарально-гнойный эндометрит. У второй опытной группы животных в конце терапевтических манипуляций у одной коровы из пяти заболевание перешло в катаральную форму эндометрита.

Исследование микрофлоры влагалищного экссудата в исследуемых группах у коров и первотелок проводилось на определение наличия патогенных и не патогенных микроорганизмов из родов: E.coli, Streptococcus pyogenes, Staphylococcus epidermidis, Proteus vulgaris.

По результатам микробиологического исследования влагалищной слизи в контрольной группе не было выявлено патогенных штаммов микроорганизмов. В первой опытной группе у одной коровы были обнаружены патогенные штаммы E.coli, Streptococcus pyogenes, Staphylococcus epidermidis, Proteus vulgaris. У второй опытной группы были выявлены патогенные формы Staphylococcus epidermidis, Proteus vulgaris.

По окончании терапевтических мероприятий на 5-е сутки снова было проведено микробиологическое исследование мазков влагалищной слизи всех трех групп, по результатам которого, в контрольной группе животных не было выявлено патогенных штаммов микроорганизмов, однако у некоторых коров и первотелок из первой опытной группы в мазках были найдены патогенные штаммы бактерий: Streptococcus pyogenes, E.coli. В мазках коров и первотелок второй опытной группы выявили патогенные штаммы Proteus vulgaris.

Анализируя полученные результаты исследований, выяснили что антибактериальный препарат, применяемый в двух схемах лечения, наилучший результат показал во 2-й опытной группе. Однако слабый лечебный эффект наблюдали в обеих опытных группах, так как присутствовали патогенные микроорганизмы во влагалищной слизи, что может быть связано с постоянным применением данного препарата в хозяйстве и устойчивостью микроорганизмов к нему.

По окончании лечения было проведено ультразвуковое исследование. При исследовании двух опытных групп наблюдались существенные различия в общем состоянии, половых органов, а именно у первой опытной группы при ректальном и УЗИ исследовании выявили у трех коров воспаленный эндометрий с гнойным содержимым в полости матки; у одной – стенки матки были увеличены, полость заполнена неоднородным экссудатом с эхопозитивными включениями, у другой – был ярко выражен воспаленный эндометрий с анэхогенным содержимым.

У второй группы коров при ректальной диагностике было заметно увеличение упругости стенок матки. При ректальном массаже в конце срока лечения наблюдали выделение слизистого экссудата небольшого объёма. УЗИ рогов матки у двух коров 2-й опытной группы показало увеличение её стенок и объема экссудата в полости. У двух животных стенки рогов матки были увеличены с анэхогенным содержимым, заметны карункулы; у одной коровы стенки эндометрия были утолщены, объем экссудата незначительный.

У контрольной группы коров рога матки были увеличены, стенки утолщены, из половых путей выделялись кровянистые лохии. Начиная с 3-их по 5-е сутки, просвет канала шейки сужался настолько, что пропускал 2-3 пальца, рога матки уменьшались в размере, наблюдали выделение лохий в виде густой, мутной, тягучей слизи, коричневатого цвета. На 8-е сутки рога матки безболезненные, восстанавливались, лохии были слизистыми с коричневатыми вкраплениями. УЗИ контрольной группы коров показало, что рог-плодовместилище увеличен, в просвете имеется незначительное количество слизистых лохий.

Заключение. Проанализировав результаты наших исследований, можно сказать, что выбранные схемы лечения дали недостаточный терапевтический эффект на опытные группы животных. Однако, во второй опытной группе выздоровление коров произошло на сутки раньше, чем в первой опытной группе. Физический метод лечения (ректальный массаж), применяемый во второй схеме лечения, показал лучший результат в сравнении с фармакологическим препаратом «Утеротон». Животные восстанавливались быстрее, сокращалось количество дней лечения и требовалось меньше затрат на дополнительные расходы лекарственных препаратов.

Физиологические показатели (Т, П, Д) в конце опыта у контрольной и опытных групп имели тенденцию к снижению, а количество рубцовых сокращений к увеличению. В первой опытной группе физиологические показатели (Т, П, Д) снижались на протяжении всего эксперимента и не выходили за пределы референсных значений, но количество рубцовых сокращений не восстанавливалось до уровня контрольной группы. В конце эксперимента во всех группах существенных изменений не наблюдали, кроме первой опытной группы, где отмечалось снижение количества рубцовых сокращений, что говорит о влиянии патологического процесса на функцию желудочно-кишечного тракта.

Биохимические показатели сыворотки крови в двух опытных группах, на протяжении всего эксперимента были достоверно низкими, что подтверждает наличие патологий послеродового периода и снижение резистентности организма у коров. Снижение содержания в организме показателей общего белка, общего кальция и неорганического фосфора может говорить, о нарушении белкового и минерального обменов организма.

Видовой состав микрофлоры влагалища в двух опытных группах контаминирован патогенными штаммами микроорганизмов, что может говорить о слабой эффективности антибактериального препарата.

Список литературы Сравнительная эффективность схем лечения при задержании последа у коров

  • Богрец, Р. О. Задержание последа у крупного рогатого скота / Р. О. Богрец, А. С. Баркова // Молодежь и наука. – 2017. – № 1. – 11 с.
  • Болгов, А. Е. Повышение воспроизводительной способности молочных коров: учебное пособие / А. Е. Болгов, Е. П. Карманова, И. А. Хакана, М. Э. Хуобонен. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 128 с.
  • Госманов, Р. Г. Иммунология / Р. Г. Госманов [и др.] // Учебное пособие. – Изд.: Лань, 2021. – 188 с.
  • Жигарев, А. А. Анализ причин задержания последа у коров в молочно- товарном хозяйстве / А. А. Жигарев, В. Е. Лобадин, А. В. Волкова [и др.] // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации: Сборник статей по материалам II - международной научно-практической конференции, Уфа, 11 февраля 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки»». – 2020. – 38-45 с.
  • Иванюк, В. П. Этиопатогенез послеродовых эндометритов у коров / В. П. Иванюк, Г. Н. Бобкова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2022. – № 2. – 191-195 с.
  • Лободин, К. А. Фундаментальные и прикладные аспекты контроля за воспроизводительной функцией молочных коров в сухостойный и послеродовой периоды / К. А. Лободин, А. Г. Нежданов // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. – 2018. – № 3. – С. 97-103.
  • Медведев, Г. Ф. Задержание последа у коров / Г. Ф. Медведев, Н. И. Гавриченко, Д. С. Ходыкин // Ученые записки учреждения образования «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины». – 2017. – Т. 53. Вып. 2. – С. 99-103.
  • Николаев, С. В. Особенности морфобиохимического состава крови у коров при задержании последа / С. В. Николаев, И. Г. Конопельцев // Проблемы репродуктивного здоровья животных и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию кафедры акушерства, гинекологии и биотехнологии размножения животных и 45-летию ветеринарной и научно- педагогической деятельности профессора Кузьмича Ростислава Григорьевича. – Витебск: ВГАВМ, 2022. – С. 72-76.
  • Полянцев, Н. И. Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных: учебник для СПО / Н. И. Полянцев, Л. Б. Михайлова. – Санкт- Петербург: Лань, 2021 – 448 с.
  • Рекомендации по производству молока. путь от теленка до коровы / Р. А. Волков [и др.] // Монография. – Казань, 2022. – 366 с.
  • Юровских, Е. Ю. Сравнительная характеристика схем лечения задержания последа у коров на молочнотоварной ферме / Е. Ю. Юровских // Молодежь и наука. – 2019. – № 9. – 46 с.
  • Юсупов, С. Р. Ультразвуковое исследование органов половой системы коров: учебно-методическое пособие / С. Р. Юсупов. – Казань: КГАВМ им. Баумана. – 2020. – 47 с.
Еще
Статья научная