Сравнительно-правовой анализ российского и шведского законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере

Автор: Волкова Н.С.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Актуальные вопросы политики и права

Статья в выпуске: 7 (26), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется нормативно-правовая база России и Швеции, регулирующая общественные отношения в области информационной сферы, определены схожие и различные положения информационного законодательства обеих стран.

Информационное право, информационное законодательство, информация, право на информацию, свобода слова

Короткий адрес: https://sciup.org/140121113

IDR: 140121113

Текст научной статьи Сравнительно-правовой анализ российского и шведского законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере

Сегодня Россия, как и ряд развитых стран, постепенно переходит на новую ступень развития, именуемую информационным обществом. Возрастание роли информационной сферы предопределяет необходимость развития нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения, возникающие в связи с созданием, обменом, изменением, передачей различного рода информации. Рост объема информации, скорости ее обмена обусловили развитие информационного права приблизительно с середины прошлого века, но в Российской Федерации данный процесс носит несколько замедленный характер, в связи с чем возникает вопрос о сравнении отдельных частей российского законодательства, регулирующего информационные отношения и обеспечивающего информационную безопасность с законодательством одной из стран Европы, стоящей в авангарде развития информационного права- Швецией.

Россия ставит перед собой ряд задач в области правового регулирования обеспечения информационной безопасности, векторы развития которой определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, определяющих «цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации»[3]. Первой и важнейшей задачей в ней определена необходимость соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в области пользования и обмена информацией.

Для начала сравнения предполагается обратить внимание на конституционные нормы обеих стран, наделяющие граждан данных государств рядом прав в сфере информационного права. Исходя из того, что в них отражены основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные международным правом, можно увидеть, что правовые нормы закрепляют одинаковые права за гражданами.

Утверждая, что нормативно-правовая база данной сферы этих двух государств во многом идентична, можно привести ряд аналогичных норм, закрепленных в Конституциях Российской Федерации и Королевства Швеции. Например, в них содержатся нормы, которые закрепляют за гражданами равное право на информацию: ч.4. ст. 29. Конституции РФ «Свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом»[4] соответствует §1.1 гл. 2 шветской Конституции, наделяющей граждан правом «распространять сообщения устно, письменно, путем изображения или иным способом, а так же высказывать мысли, мнения»[5]. Аналогично, ч.5.Ст.29 Конституции РФ говорит о свободе средств массовой информации, запрещении установления цензуры на издательскую деятельность, в то же время схожая по смыслу правовая норма содержится в Конституции Швеции в ч.3. §1.2 гл. 2.

Запрещение принуждения к выражению гражданином своего мнения является так же одной из гарантий демократии в государстве. В нашей стране этот запрет закреплен в ч.3. ст.29. российской Конституции, которая гласит, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или их отказу», находим схожую норму в Конституции Шветского Королевства в гл. 2, §2., которая именуется как «Защита от принуждения, раскрывать свои взгляды».

Таким образом, конституционно-правовое регулирование, составляющее базис всего последующего законодательства в области информационного права, в Российской Федерации и Швеции во многом схоже. Данный факт может говорить о том, что сегодня Россия идет в ногу со временем в плане развития правовой базы для функционирования информационных правоотношений и обеспечения информационной безопасности, что сегодня, несомненно, является одной из важнейших задач правового регулирования и правового воздействия.

Сфера информационного права интенсивно развивается в течение последних двух десятков лет. Нормативно-правовая база расширяется и совершенствуется со временем в каждом государстве, вследствие чего возникает необходимость проведения сравнительно-правового анализа законов и иных нормативно-правовых актов, принятых в развитие конституционных норм, регулирующих правоотношения в информационной сфере.

Одними из важнейших законов данной сферы являются законы, регулирующие деятельность средств массовой информации. В Российской Федерации основополагающим является закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации". В Швеции – Акт о свободе печати-первый в мире Акт о свободе прессы, принятый в 1766, с изменениями и дополнениями в 1949 г., который является составной частью Конституции. Швецию именуют «пионером свободы информации»[1].

Характерными чертами данных законов являются широкая свобода получения информации (Ст.1 ФЗ «О СМИ»; § 1. Гл.1 Акта о свободе печати), запрет цензуры (Ст.3 ФЗ «О СМИ»; § 2. Гл.1 Акта о свободе печати) детальная регламентация порядка регистрации периодической печати (гл.2 ФЗ «О СМИ»; гл. 4-6 Акта о свободе печати), разъяснение того, какой печатный орган признается периодическим (Ст.2 ФЗ «О СМИ»; § 7. Гл.1 Акта о свободе печати), запрет "злоупотребление свободой печати" (Ст.4 ФЗ «О СМИ»; ст.3,4 Акта о свободе печати), а также определение порядка образования привлечения к ответственности за нарушение законодательства (гл.7 ФЗ «О СМИ»; гл. 8-12 Акта о свободе печати) и т.д. Анализирую данные нормативно-правовые акты, можно прийти к выводу, что закон РФ является актуальным и современным, схожим по внутреннему строению с законом одной из стран, ведущих в области информационного права.

В связи с переходом к постиндустриальному обществу актуальным стало нормативное регулирование порядка использования цифровой подписи.

В Российской Федерации Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» был принят 10.01.2002 г., а Королевство Швеция одобрило аналогичный закон № 832 «О квалифицированных электронных подписях» в 2000 г. В них даются разъяснения понятия электронно-цифровой подписи (ст.2 ФЗ РФ «Об ЭЦП»; ст.2 ФЗ Швеции «О ЭЦП»), её виды (ст.5 ФЗ РФ «Об ЭЦП»; ст.3 ФЗ Швеции «О ЭЦП»), порядок использования(ст.9 ФЗ РФ «Об ЭЦП»; ст.5-6,8 ФЗ Швеции «О ЭЦП»), порядок создания и выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи (ст.14 ФЗ РФ «Об ЭЦП»; ст.9 ФЗ Швеции «О ЭЦП») и т.д. Нормативно-правовое регулирование порядка использования электронно-цифровой подписи так же является схожим в большем своем виде, что говорит о достаточно высоком уровне развития правовой базы РФ.

Таким образом, проведя сравнительный анализ отдельных частей сферы информационного законодательства, можно сделать вывод, что РФ, несмотря на то, что Россия, к сожалению, находится отнюдь не в авангарде информационно развитых стран[2] на сегодняшний день имеет достаточно развитую нормативно-правовую систему, активно разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, обеспечивая развитие законодательства и совершенствования правоприменительной практики в области использования информационных технологий, обеспечения соблюдения прав граждан в сфере информационного обмена. Страны ЕС, а в особенности, и Швеция являются передовыми странами в области IT. Россия находится на стадии перехода к информационному обществу, поэтому делаются первые, но значительные шаги в области развития и функционирования информационного права. Формирование правовых основ единого информационно-телекоммуникационного пространства России тесно связано с международным и зарубежным опытом, и должно осуществляться на основе принципа системности и сбалансированности правовых норм с учетом общепризнанных принципов норм международного права.

Список литературы Сравнительно-правовой анализ российского и шведского законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере

  • Афанасьева О.В. Доступ к информации. мировой тренд в реформировании государства . URL: http://ecsocman.hse.ru/hsedata//2013/04/03/1294041243/Афанасьева.pdf
  • Чаннов С.Е. Информационное право как комплексная отрасль права. . URL: http://www.allpravo.ru/library/doc1503p0/instrum5865/item5867.html
  • Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895). . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _28679/
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) . URL: https://www.consultant.ru/popular/cons/
  • Конституция Швеции от 27 февраля 1974 г. . URL: http://www.sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/konsti tucija _shvecii
Статья научная