Сравнительный анализ изменения стратегических приоритетов и ориентиров развития здравоохранения в Свердловской области до 2030 года

Автор: Томиловских А.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 6-2 (25), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140120798

IDR: 140120798

Текст статьи Сравнительный анализ изменения стратегических приоритетов и ориентиров развития здравоохранения в Свердловской области до 2030 года

Стратегическое планирование для отрасли здравоохранения является, пожалуй, одним из самых актуальных и востребованных инструментов социально-экономического прогнозирования и развития.

Ведь именно и только за счет стратегического видения можно заложить и определить такие параметры человеческого здоровья как долголетие и продолжительность жизни.

Особенно, когда речь идет об усредненных показателях здоровья миллионов человек конкретной территории (страны, региона, города).

Принципиально новый этап развития практики стратегического планирования в Российской Федерации наступил с середины 2014 года, когда был принят долгожданный Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [1], создавший правовую основу для разработки, построения и функционирования комплексной системы стратегического планирования в области социальноэкономического развития и национальной безопасности России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Федеральный закон N 172-ФЗ позволил расширить период прогнозирования и планирования, выйдя за рамки бюджетного цикла (3 года). Поэтому новый закон регулирует принятие и реализацию среднесрочных (на 3-6 лет) и долгосрочных (более 6 лет) решений в рамках взаимосвязанных задач, подчиненных общей цели.

Особенно положительно следует оценить установленную новым законом норму об обязательном привлечении к разработке стратегических проектов объединений профсоюзов и работодателей, общественных, научных и иных организаций, а также вынесение стратегических проектов на общественное обсуждение с последующим мониторингом и контроле за реализацией документов стратегического планирования.

Все названные новеллы существенным образом повлияли на структуру, состав и качество корпуса федеральных и региональных стратегий, многие из которых были пересмотрены.

Не исключением стала и Свердловская область, в которой 21 декабря 2015 года был принят Закон Свердловской области 2015 года № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы» [2], ключевой для региона документ стратегического планирования на ближайшие полтора десятилетия.

Отдельно следует обратить внимание, что так называемая «Стратегия-2030» обрела большую юридическую силу , получив статус областного закона. В отличие от ранее действующей Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области N 873-ПП 27 августа 2008 года [3].

Вступившая в силу с 1 января 2016 года Стратегия социальноэкономического развития Свердловской области до 2030 года определяет общие положения, в которых, в частности, дается характеристика Стратегии, оценка достигнутых целей социально-экономического развития Свердловской области, определены приоритеты и цели социальноэкономической политики Свердловской области на 2016 - 2030 годы, этапы и цели реализации Стратегии.

Центральное место в Стратегии занимаю меры по реализации приоритета - создания конкурентоспособных условий для накопления и сохранения человеческого потенциала.

Стратегическому направлению «Охрана здоровья населения» посвящен отдельный раздел Стратегии (параграф 12), что можно оценить крайне положительно, так как «Стратегия-2020» не уделяла здоровью граждан такого в целом и специального внимания в частности.

Стратегической целью в сфере здравоохранения до 2030 года (охраны здоровья населения) провозглашено «создание условий для формирования здорового образа жизни у граждан, обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью».

Ключевой стратегической проблемой отрасли названо «увеличение нагрузки на инфраструктуру системы здравоохранения».

На достижение ключевых целей в сфере здравоохранения направлены два реализуемых в рамках государственных программ Свердловской области стратегические проекта «Здоровое долголетие» и «Физическая культура и здоровый образ жизни населения».

Сравнительные характеристики стратегических приоритетов (задач) развития здравоохранения и здоровья жителей Свердловской области представлены в таблице.

Таблица 1

Соотношение стратегических задач и целей развития здравоохранения Свердловской области в «Стратегии-2020» и «Стратегии-2030»

Стратегия 2030

Стратегия 2020

Стратегическая цель (общая): повышение качества жизни населения до уровня, представляющего Свердловскую область, как привлекательную для жизни и развития человека территорию, и повышение конкурентоспособности Свердловской области в глобальной экономике.

Стратегическая цель (общая): обеспечение современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.

Стратегическая цель (здравоохранение): создание условий для формирования здорового образа жизни у граждан, обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью.

Не определена

1. Формирование у населения ответственного отношения к собственному здоровью и мотивации к здоровому образу жизни;

1. Повышение качества и доступности медицинской помощи на основе глубокой структурной и технологической модернизации

2. Создание условий, обеспечивающих возможность реализации приоритета профилактики в сфере охраны здоровья, в том числе условий, необходимых для осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний;

2. Улучшение показателей здоровья населения, рост средней продолжительности жизни населения и снижение смертности.

3. Создание условий для приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;

3. Создание условий для своевременной профилактики заболеваний, возможности и

стремления поддержания здоровья людей путем занятия физической культурой и спортом.

4. Повышение доступности специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;

5. Создание условий для развития перинатальной медицинской помощи, специализированной неонатальной медицинской помощи;

6. Создание условий для развития междисциплинарной медицинской реабилитации, включающей в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов;

7. Создание условий для развития паллиативной медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан;

8. Создание условий для развития скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в неотложной форме;

9. Повышение уровня профессиональной подготовки медицинских работников, престижа профессии медицинского работника.

Компаративный анализ стратегических задач и целей развития здравоохранения Свердловской области в «Стратегии-2020» и «Стратегии-2030» позволяет автору статьи прийти к ряду следующих выводов:

Во-первых, в новой Стратегии очевиден значительный качественный переход от промышленно-статистического целеполагания к социальногуманитарному;

Во-вторых, наблюдается и количественно большее внимание авторов новой Стратегии параметрам стратегического развития здравоохранения в регион;

В-третьих, следует констатировать совершенствование законодательной техники изложения вновь принятого стратегического документа;

В-четвертых, наблюдается расширение фокуса развития здравоохранения: от состояния здоровья человека и физической культуры до высокотехнологической медицинской инфраструктуры и фигуры медицинского работника;

В-пятых, смещение акцента на такие актуальные и прогрессивные формы медицинской помощи как немедикаментозная, природная, неонатальная и паллиативная.

В заключение статьи автор приходит к выводу о безусловно большей прогрессивности новой Стратегии и качественно иному подходу регионального законодателя к пониманию долговременных задач, приоритетов, а главное, реальных потребностей населения в сфере здравоохранения.

Наилучшие доказательства эволюции взглядов региональных властей на сущностные потребности системы здравоохранения проявились и в уходе от таких неконкретных целевых стратегических индикаторов как «рост средней продолжительности жизни населения» таким оправданным, определенным и, главное, обозримо достижимым, как «снижение уровня смертности населения от болезней системы кровообращения с 661,1 случаев (на 100 тыс. населения) до 408,1 случаев (на 100 тыс. населения)» и «увеличение уровня обеспеченности населения врачами с 39,9 человек (на 10 тыс. населения) до 52 человек (на 10 тыс. населения)»

Список литературы Сравнительный анализ изменения стратегических приоритетов и ориентиров развития здравоохранения в Свердловской области до 2030 года

  • О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  • О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (вместе с "Планом по разработке новых и изменению действующих стратегических документов Свердловской области"): Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Статья