Сравнительный анализ психоаналитической и христианской антропологии
Автор: Ермаков Вячеслав Алексеевич, Бажданова Юлия Викторовна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 19, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье показана принципиальная противоположность психоаналитического и христианского подходов к изучению человека. Приведены и сопоставлены основные антропологические характеристики человека в психоаналитическом и христианском учениях. Раскрыта феноменология антропологического искажения природы и сущности человека в психоаналитической доктрине. Основным выводом исследования явилось определение психоаналитического учения как негативной, деонтологизирующей антропологии, основанной на представлениях о сексуально-патологическом искажении природы человека и его аморальной сущности, тогда как христианская антропология представляет собой позитивное учение, утверждающее онтологическую разумность природы человека и его религиозно-нравственную сущность.
Психоанализ, христианская антропология, психоаналитическая антропология, самость, агрессия, проблема добра и зла, сознательное и бессознательное, бисексуальность, природа и сущность человека
Короткий адрес: https://sciup.org/14936279
IDR: 14936279
Список литературы Сравнительный анализ психоаналитической и христианской антропологии
- Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М., 2005; Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. СПб., 2005
- Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. М., 2007
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности. М., 2000
- Силуянова И.В. Антропология болезни. М., 2007
- Шеховцова Л.Ф. Человек в современной психологии и христианской антропологии. Саарбрюккен, 2001
- Протоиерей Вадим Леонов. Основы православной антропологии: учеб. пособие. М., 2013
- Сержантов П.Б. Исихастская антропология о временном и вечном. М., 2010
- Чурсанов С.А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии XX века. М., 2009
- Позов А. Основы древнецерковной антропологии: в 2 т. Т. 2: Апокастасис. СПб., 2008
- Михаилов И. Новый Иерусалим. Будущее психоанализа в свете библейских откровений. М., 2004.
- Православное учение о человеке. М.; Клин. 2004.
- Гуревич П.С. Проблема целостности человека М., 2004.
- Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Кн. 1. Тбилиси. 1991.
- Преподобный Иустин (Попович). Православная философия истины. Пермь. 2003.
- Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.
- Фромм Э. Кризис психоанализа. СПб., 2000.
- Преподобный Иустин (Попович). Бог как Творец мира//Альманах. М., 2005. Вып. 2.
- Назаров В.Н. Введение в теологию. М., 2004.
- Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993.
- Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.; М., 1997.
- Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб., 2004.
- Райх В. Сексуальная революция. СПб.; М., 1997
- Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. М., 2004
- Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. М., 1999
- Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. М., 2000
- Зенько Ю.М. Психология религии. СПб., 2009
- Добросельский П.В. О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека М., 2009
- Шеховцова Л.Ф. Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений. СПб., 2011
- Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб., 2001.
- Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб., 2004.
- Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2006; Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998.
- Юнг К.Г. Критика психоанализа. СПб., 2000.