Сравнительный анализ студенческих партийных предпочтений накануне выборов 2011 и 2016 гг. в Государственную Думу (на примере СВФУ имени М.К. Аммосова)
Автор: Парфенова Ольга Афанасьевна
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 8, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье приведены данные двух опросов студентов Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, проведенных в 2011 и 2016 гг. накануне выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В исследовании приняли участие студенты разных направлений подготовки (техническое, гуманитарное, естественно-научное). Показана общая динамика рейтинга политических партий. Предпринята попытка объяснения изменений рейтингов политических партий в глазах молодых избирателей. Также проведен сравнительный анализ результатов студенческого опроса с республиканскими и общенациональными итогами парламентских выборов. Сделан вывод о сближении студенческих и общероссийских рейтингов и значительном влиянии образовательной программы на политическую культуру студента. Статья представляет интерес не только как обобщающая итоги предыдущих избирательных циклов, но и в связи с предстоящими в 2021 г. выборами в Государственную Думу.
Молодежь, политическая культура, политические партии, партийные предпочтения, выборы в государственную думу, студенчество, партийный рейтинг, электорат, избирательный цикл
Короткий адрес: https://sciup.org/149137101
IDR: 149137101 | DOI: 10.24158/pep.2021.8.1
Текст научной статьи Сравнительный анализ студенческих партийных предпочтений накануне выборов 2011 и 2016 гг. в Государственную Думу (на примере СВФУ имени М.К. Аммосова)
North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, ,
Парламентские выборы в Российской Федерации происходят с определенной периодичностью уже более четверти века. Они становятся важным показателем политических и партийных рейтингов в общественном сознании россиян. В течение этого периода в избирательный процесс вливались все новые поколения российских граждан, в том числе те, кто получил политическую социализацию в новой России. Поэтому важным показательным срезом становятся партийные предпочтения российского студенчества как молодежной группы, выражающей наиболее высокий уровень информированности о политической сфере и гражданской активности.
В течение двух последних избирательных циклов – 2011 и 2016 гг. – нами был проведен анкетный опрос студентов Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ). Это высшее учебное заведение было создано на базе Якутского государственного университета и стало одним из ведущих центров подготовки специалистов на Дальнем Востоке. Инструментом предвыборного опроса явилась анкета, разработанная сотрудниками кафедры политологии. В обоих случаях использовался идентичный опросник, который состоял из 8 вопросов, касающихся политической культуры студентов, их знаний, ценностей и предпочтений. В частности, в анкету был включен вопрос об участии в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, а также о политической партии, за которую студент был готов отдать свой голос. В конце анкеты размещались социально-демографические данные респондентов. Само анкетирование проводилось анонимно, по принципу случайной выборки в определенных подразделениях вуза. Оба опроса количественно соизмеримы: в 2011 г. было опрошено 477 респондентов, в 2016 г. – 500. В целях обеспечения дальнейшего анализа эти опросы проводились по трем крупным направлениям подготовки студентов: техническое, естественно-научное и гуманитарное.
В ноябре 2011 г. предвыборный опрос был проведен в пяти подразделениях университета. По техническому направлению были анкетированы 177 человек, по естественно-научному – 100, по гуманитарному – 200. В мае 2016 г. были опрошены студенты 10 подразделений: 199 респондентов обучались по гуманитарному направлению, 169 – по естественно-научному, 132 – по техническому.
Изменение рейтингов политических партий в период между избирательными циклами, как правило, является результатом деятельности самих политических партий и их лидеров, общего хода политического процесса в стране и развития политической культуры опрашиваемой социальной группы. В политической практике пятилетний срок является средним циклом и не вызывает значительных изменений в электоральных предпочтениях. Если же изменения наблюдаются, то, как правило, это свидетельствует об определенных общественных процессах.
Рассмотрим в сравнении состояние партийных предпочтений во время опросов, взяв за основной критерий готовность голосовать за ту или иную политическую партию. Так, в 2011 г. большинство респондентов – 41,3 % –отдает предпочтение партии «Единая Россия». Она лидирует, значительно опережая своих конкурентов. На момент опроса в 2016 г. доля студентов, предпочитающих данную партию, увеличилась на 5,5 % и составила 46,8 %, что также отражает значительный перевес по отношению к другим партиям.
Отметим, что изменения в рейтинге партии среди студентов различных направлений не являются однородными. В технических подразделениях университета партия «Единая Россия» в 2011 г. получила наивысший показатель – 49,2 %, а в 2016 г. – 43,9 %. Снижение популярности составило 5,3 %. В то время как у студентов естественно-научного направления показатели повышаются с 40 % в 2011 г. до 49,1 % в 2016 г. Отмечается значительный рост в 9,1 %. И также на гуманитарном направлении происходит подъем рейтинга с 35 % в 2011 г. до 45,8 % в 2016 г., что также составило высокий показатель роста – 10,8 %.
Результаты выборов 2011 и 2016 гг. в отношении партии «Единая Россия» колеблются следующим образом: по Республике Саха (Якутия) – 49,2 % в 2011 г. и 38,93 % в 2016 г.; в целом по Российской Федерации – 49,3 % в 2011 г. и 54,27 % в 2016 г. Таким образом, рейтинг партии снизился на 10,27 % на региональном уровне и повысился на 4,97 % на общенациональном. Мы можем видеть, что показатели социологического опроса студентов приближаются к показателям повышения рейтинга партий по результатам выборов в Государственную Думу на всероссийском уровне.
Студенты как зеркало электората отражают в своих партийных предпочтениях основные тенденции современной российской политической культуры. Они демонстрируют растущий в период предвыборной кампании приоритет партии «Единая Россия». Это может быть объяснено такими факторами, как ее устойчивое лидирующее положение и проведение предварительного голосования в мае 2016 г. «Единая Россия» стала первой партией, использовавшей новую предвыборную технологию внутри партийного праймериза, что положительно повлияло на последующие результаты голосования. Российские исследователи в целом отмечают активное использование партией технологических ресурсов, политической рекламы и растущих возможностей СМИ [1].
Определенная доля студентов в период обоих опросов отдают предпочтение Коммунистической партии Российской Федерации. Так, в 2011 г. за нее отдано 9,4 % голосов, в 2016 г. – 9,2 %. Мы наблюдаем небольшое уменьшение рейтинга КПРФ в глазах студентов на 0,2 %. Наибольшее число голосов коммунисты получили от студентов технических специальностей. Так, в 2011 г. они набрали 14,1 %, а в 2016 г. еще больше – 26,5 %. Наблюдается серьезный рост показателей партии на 12,4 %. Наиболее низкий рейтинг эта партия демонстрирует у студентов естественно-научных направлений: 2 % во время первого опроса; 1,8 % во время второго. В отличие от предыдущего направления здесь небольшое снижение на 0,2 %. Очень сильные скачки шкалы политических предпочтений наблюдаются на гуманитарных факультетах, где коммунисты собрали в 2011 г. 18 % голосов, а в 2016 г. на 14,1 % меньше – 3,9 % голосов.
Показательно, что в течение избирательного цикла на уровне республиканского и национального электората произошло снижение рейтинга КПРФ. Так, в Республике Саха (Якутия) эти показатели снизились с 16,4 % в 2011 г. до 14,67 % в 2016 г. Разница составляет 1,73 %. Среди избирателей всей страны эти цифры тоже показательны: в 2011 г. – 19,2 %, в 2016 г. – 13,52 %. В итоге на общероссийском уровне снижение составило 5,68 %. Выбор партий социал-демократического направления, несомненно, связан с социально-экономическими интересами студенчества. Здесь, впрочем, они возлагают больше надежд на «Справедливую Россию», ставя КПРФ, ассоциирующуюся в их глазах с прошлым, лишь на третье место.
Можно высказать предположение, что студенческий электорат Якутии связывает эту партию с советским прошлым и предпочтениями старших поколений. Такая оценка основана и на анализе программных документов партии, в которых сделан упор на этические категории и позитивный образ советского прошлого [2]. Этим и объясняется популярность КПРФ у студентов технических направлений: успехи геологии и горного дела, золотодобывающей и алмазодобывающей отраслей в период советской индустриализации Якутии ассоциируются с нахождением у власти коммунистов. На политические предпочтения студентов влияют как их семьи – технические династии, так и старшее поколение профессорско-преподавательского состава – носители советской политической культуры.
Изменения произошли и в рейтинге политической партии «Справедливая Россия». Если в 2011 г. за нее проголосовало 8,8 % респондентов, то в 2016 г. наблюдается снижение их числа до 5,2 %. Уменьшение составляет 3,6 %, что нельзя считать незначительной разницей.
Рейтинг партии «Справедливая Россия» стабильно снижается на всех направлениях подготовки в СВФУ. Так, у слушателей технических подразделений он составил в 2011 г. 5,6 %, в 2016 г. – 0,8 %. Разность составляет 4,8 %. Такое же снижение показывают респонденты естественно-научного направления: с 10 % в 2011 г. до 5,3 % в 2016 г. В результате получается сопоставимая разница – 4,7 %. Немного меньшее снижение происходит у студентов-гуманитариев. В 2011 г. партия набирает 11 %, в 2016 г. – 7,9 %. Разница составляет 3,1 %. Такая же общая тенденция характерна для этой партии на выборах 2011 и 2016 гг. По Республике Саха (Якутия) снижение составляет 2,95 % (с 21,8 до 18,85 %). В целом по Российской Федерации снижение составило 7,03 % (с 13,2 до 6,17 %).
Партия «Справедливая Россия» традиционно пользовалась популярностью у якутян как гарант социальных обязательств власти. Большая заслуга в этом принадлежит известному якутскому политику Ф.С. Тумусову, получавшему мандат депутата Государственной Думы V, VI и VII созывов. Однако студенческая группа избирателей демонстрировала некоторую разницу в предпочтениях с республиканским электоратом. Можно предположить, что это свидетельствует об общей тенденции потери голосов молодых избирателей данной политической партией. Такая же ситуация отмечается исследователями партийных предпочтений в других регионах, например, среди саратовской молодежи [3], что показывает общий вектор рейтинга партии.
Также достаточно серьезно также пострадал рейтинг Либерально-демократической партии России, снизившись с 5 % в 2011 г. до 1,8 % в 2016 г. Падение рейтинга составило 3,2 %, что приближается к результатам «Справедливой России». У студентов СВФУ рейтинг ЛДПР падает по всем направлениям. Учащиеся технических подразделений дают цифры 4 % в 2011 г. и 0,8 % в 2016 г., т. е. снижение составило 3,2 %. Студенты-естественники отдали в 2011 г. за ЛДПР 7 % голосов, в 2016 г. – 2,4 %, здесь разница составляет 4,6 %. Такое же снижение у гуманитариев: в 2011 г. – 5 %, в 2016 г. – 2 %, рейтинг партии снизился на 3 %. Что касается выборов в Государственную Думу, то здесь показатели, наоборот, растут и на республиканском, и на федеральном уровнях. В Республике Саха (Якутия) ЛДПР в 2011 г. набрала 8,5 % голосов, в 2016 – 9,33 %, т. е. прирост составляет 0,83 %. По России показатели выше: 11,7 % в 2011 г. и 13,28 % в 2016 г. Рост рейтинга партии составил 1,58 %.
Статус ЛДПР в Якутии всегда был связан с интересами жителей промышленных районов. В связи с этим мы наблюдали определенную стабильность рейтинга в период между избирательными циклами. Однако молодежь промышленных якутских городов реже поступает в СВФУ, она ориентирована в целом на центральные вузы. Поэтому данный фактор как определяющий назван быть не может.
Незначительный, но относительно стабильный процент опрашиваемых голосуют за партию «Яблоко»: в 2011 г. – 0,4 %, в 2016 г. – 0,6 %. Это небольшое увеличение на 0,2 % все же стоит отметить.
Во время обоих опросов была значительной доля студентов, колеблющихся или неопре-делившихся со своими партийными предпочтениями. Каждый раз эта доля была сопоставима с лидирующей «Единой Россией». В 2011 г. неопределившихся было 35 %, в 2016 г. – 36,4 %. Дан- ной проблеме мы посвятили отдельное исследование, в котором рассмотрели причины и особенности этого явления у студентов СВФУ [4]. В целом, количество неопределившихся также стабильно и составляет примерно 1/3 опрашиваемых, число неопределившихся выросло в период между выборами на 1,4 %.
Таким образом, студенчество как особая группа молодежного электората отражает тенденции как общенациональных, так и региональных колебаний в выборе политических партий. Особенность студенчества как организованной, информированной, социально активной части электората сказывается и на предвыборных предпочтениях. Нередко студенты опережают региональную динамику, приближаясь к общероссийскому уровню.
При выборе политической партии на молодого человека влияет ряд факторов: направление подготовки, специфика будущей профессии, особенности образовательных программ и др. Так, более широкую палитру предпочтений демонстрируют студенты-гуманитарии. Студенты, обучающиеся на технических направлениях, склонны к выбору социал-демократических партий, а студенты-естественники демонстрируют более консервативные взгляды. Эти тенденции, как показывает наш опрос, сохраняются в течение двух избирательных циклов. В 2021 г. предстоят новые выборы в Государственную Думу, поэтому дальнейший сравнительный анализ студенческих партийных предпочтений представляет несомненный интерес.
Список литературы Сравнительный анализ студенческих партийных предпочтений накануне выборов 2011 и 2016 гг. в Государственную Думу (на примере СВФУ имени М.К. Аммосова)
- Бочаров Ю.В. Итоги выборов в Думу РФ седьмого созыва за рубежом - отсутствие альтернативы партии власти // Власть. 2017. Т. 25, № 2. С. 52-58
- Кынев А.В. Электоральный популизм на российских выборах // Вестник общественного мнения. 2017. № 1-2 (124). С. 65-81.
- Каверзина Н.П. Дискурсивно обусловленный образ прошлого в тексте программы политической партии (на материале программ партий КПРФ и ЛДПР) // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 40-44. DOI: 10.17223/15617793/438/5
- Красноперова Е.В. Лексико-семантические приемы конструирования модели мира в программе КПРФ //Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2019. Т. 29, № 6. С. 991-996. DOI: 10.35634/2412-9534-2019-29-6-991-996
- Бегинина И.А. Партийные предпочтения саратовской молодежи // Дыльновские чтения: материалы V международной научно-практической конференции. Саратов, 2018. С. 94-100.
- Петров Ю.Д., Парфенова О.А. Неопределенность политического выбора студентов (на материалах опросов в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова) // Вестник научных конференций. 2017. № 5-1 (21). С. 86-89.