"Среди роз...": фронтовой элизиум Булата Окуджавы

Автор: Александрова Мария Александровна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (59), 2021 года.

Бесплатный доступ

Актуальность темы статьи как в историко-литературном аспекте, так и общетеоретическом плане определяется постоянством запроса на осмысление судьбы традиционных поэтизмов, топосов, «вечных образов» (в том числе розы, элизиума, рая) в разновременных, меняющихся литературных контекстах. Перспективность флористической тематики засвидетельствована современным мировым литературоведением и междисциплинарными штудиями. Исследователи творчества Окуджавы, будучи представителями относительно молодого научного направления, решают разнообразные задачи, среди которых важное место занимает анализ лирических произведений и конкретных образов, репрезентирующих константы авторского художественного мира. Таковы многочисленные розы Окуджавы, принадлежащие к числу его заветных образов, символизирующие наследие «золотого века» в современности. Окуджава неизменно прибегал к формуле «стихи о розах», декларируя свою литературную независимость, отрицая советскую идеологему «поэт-гражданин». С другой стороны, классический поэтизм в лирике Окуджавы мог подвергаться парадоксальному переосмыслению, выполнять «остранняющую» функцию. Вниманием к этой стороне лирического мышления Окуджавы обусловлен выбор для рассмотрения стихотворения «Из фронтового дневника», где метафорическая роза играет ключевую смыслообразующую роль: «колючие ржавые розы» (взрывы на поле боя) предстают цветами смерти; сквозной мотив «цветения» превращает их в атрибут сумеречных полей элизиума. Опыт прохождения через смерть определяет экзистенциальную проблематику лирики Окуджавы. Текст анализируется в избранном ракурсе впервые.

Еще

Булат окуджава, роза, элизиум, топос, контекст, остран-нение

Короткий адрес: https://sciup.org/149139261

IDR: 149139261   |   DOI: 10.54770/20729316_2021_4_264

Список литературы "Среди роз...": фронтовой элизиум Булата Окуджавы

  • Александрова М.А. «Райский сад» Тарковского и «райский двор» Окуджавы // Новый филологический вестник. М., 2008. № 1 (6). С. 123-141.
  • Александрова М.А. Античная роза в лирике Арсения Тарковского // Литература ХХ-ХХ1 веков: проблемы поэтики / под ред. С.Н. Аверкиной. М.: Флинта, 2020. С. 169-178.
  • Александрова М.А. Творчество Булата Окуджавы и миф о «золотом веке». М.: Флинта, 2021. 592 с.
  • Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. М.: Наука, 1993. С. 5-44.
  • Горбовская С.Г. Образ растения во французской литературе XIX века: де-актуализация многовековых традиций и формирование новой парадигмы: дис. ... д. филол. наук. СПб., 2021. 445 с.
  • Гордин Я. Любовь и драма Мятлева // Литературная газета. 1979. 1 янв. С. 4.
  • Дубшан Л.С. О природе вещей: [Вступит. ст.] // Окуджава Б. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 2001. С. 5-55.
  • Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. М.: Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого, 2003. 272 с.
  • Кибальник С.А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. Л.: Наука, 1990. 268 с.
  • Кушнер А.С. Голос: стихотворения. Л.: Советский писатель, 1978. 128 с.
  • Лезинский М. О Булате Окуджаве замолвить словечко хочу (2009) // Международный портал авторской песни BARDS.RU. URL: http://www.bards.ru/press/ press_show.php?id=1462 (дата обращения: 28.08.2021).
  • Лосев Л. Стихи. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2012. 600 с.
  • Новиков Вл. Роман с литературой. М.: Intrada, 2007. 280 с.
  • Окуджава Б. Авторская песня: кризис жанра? / Беседу вел И. Медовой // Советская культура. 1987. 28 апр. С. 4-5.
  • Окуджава Б. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 2001. 712 с.
  • Четвертных Е.А. Элизийский интертекст в поэзии конца XX в.: диалог с классикой // Филологический класс. Екатеринбург, 2013. № 4 (34). С. 89-97.
  • Шкловский В. О теории прозы. М.: Издательство «Федерация», 1929. 266 с.
  • Эпельзафт М., Мазин А. Два дня в беседах с «музыкальным человеком» // Голос надежды: Новое о Булате. Вып. 7. М.: Булат, 2010. С. 138-174.
  • Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. 303 с.
  • Эпштейн М.Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. М.: Высшая школа, 2006. 560 с.
  • Peylet Gérard. Introduction. Les mythologies du jardin de l'Antiquite a la fin du XIXe siècle. Bordeaux: Presses Universitaires de Bordeaux, 2006. P. 9-19.
Еще
Статья научная