Средневековая каменоломня у Коксинского залива Красноярского водохранилища как свидетельство возможной миграции енисейских кыргызов из-за Саян на Средний Енисей
Автор: Скобелев С. Г., Губенко Е. В., Давыдов Р. В., Половников И. С., Собинов Р. Л.
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Археология Евразии
Статья в выпуске: 7 т.21, 2022 года.
Бесплатный доступ
Представлены результаты археологической разведки 2021 г. по западному (левому) берегу Красноярского водохранилища в районе Коксинского залива на территории Боградского района Республики Хакасия. В процессе полевого исследования на горе Большой Тогуртаг был выявлен ранее неизвестный научному сообществу культурно-исторический объект - каменоломня, предположительно, средневекового времени, сопровождавшаяся похожими на кыргызские курганами в виде округлых каменных выкладок среднего размера, получивших в ходе более ранних разведочных работ название «могильник Кокса-24». Каменоломня служила для добычи камня с целью его дальнейшего использования, в том числе при строительстве этих курганов, о чем свидетельствуют небольшое расстояние между ними и каменоломней (около 150 м к юго-востоку), а также схожий тип породы камня в обоих пунктах (имеет магматическое происхождение). Согласно имеющимся данным, ранее о каменоломне на этой территории в научной литературе не упоминались. В связи с этим ее изучение представляется весьма актуальным и целесообразным для формирования полноты картины о возможных миграциях енисейских кыргызов, в частности с территории Усинской долины в Западном Саяне в Минусинскую котловину. Это позволит установить некоторые особенности происхождения средневековых археологических памятников левобережья Среднего Енисея.
Красноярское водохранилище, коксинский залив, каменоломня, курганы «чаатас» и «сууктер», миграции
Короткий адрес: https://sciup.org/147238324
IDR: 147238324 | DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-7-85-93
Текст научной статьи Средневековая каменоломня у Коксинского залива Красноярского водохранилища как свидетельство возможной миграции енисейских кыргызов из-за Саян на Средний Енисей
В ходе предварительной археологической разведки в полевом сезоне 2021 г. в пределах Боградского района Республики Хакасия отрядом Лаборатории гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета был пройден маршрут от пос. Абакано-Пе-ревоз до южных отрогов горы Большой Тогуртаг, расположенной в 1 250 м к западу от Кок- синского залива Красноярского водохранилища (рис. 1). В советское время вблизи этой территории располагалась овцеводческая товарная ферма и земли использовались под выпас овец. Каких-либо хозяйственных или жилых строений, в том числе с применением каменных деталей, здесь не зафиксировано.

Рис. 1. Карта расположения каменоломни и курганов могильника Кокса-24 на левобережье Коксинского залива Красноярского водохранилища
Fig. 1. The map of the location of the quarry and burial mounds of the Koksa-24 burial ground on the left bank of the Koksa Bay of the Krasnoyarsk reservoir
Целью наших работ был поиск средневековых горных крепостей, обычно имеющих стены, сложенные из обломков плит девонского песчаника, а также иных сопутствующих археологических объектов Средневековья. Расположение их, как правило, приурочено к высоким террасам и возвышенностям со скалистыми грядами, на которых могут присутствовать относительно ровные площадки [Скобелев и др., 2015]. В связи с этим одной из задач поис- ков было выявление мест, откуда мог доставляться строительный материал для них, что помогло бы установить расположение самих крепостей и иных памятников, включая погребальные. До настоящего времени каких-либо определенных сведений об этом в научной литературе для данной территории не имелось. Это делает наш поиск весьма актуальным и технически возможным.
За прошедшие несколько лет коллективом Лаборатории накоплен определенный опыт разведок памятников Средневековья на территории Красноярского края и Республики Хакасия [Скобелев и др., 2015; 2017]. Отработана методика фиксирования археологических объектов с помощью БПЛА [Давыдов и др., 2020]. Этот опыт был использован и в работах 2021 г.
Результаты исследования
Гора Большой Тогуртаг с ее тремя разновысокими вершинами, небольшими бронирующими склонами и асимметричными каменными грядами высотой 1–2 м от уровня современной дневной поверхности является заметным массивом на фоне преимущественно равнинного характера окружающей местности. В ходе осмотра удлиненного склона ее гребня, протянувшегося от вершины в южном направлении, была обнаружена каменоломня открытого типа, расположенная не на выходе слоев девонского происхождения, как обычно для региона (выходы девонского песчаника имеются и здесь), а на проявлении редкой для Хакасии породы магматического типа. Заготовка такого камня велась в двух точках по гребню на его выходах (рис. 2). С главной вершины горы материал не брался – здесь с ее южной стороны имеются обнажения камня, однако они носят естественный характер. К западу от гребня возвышенности находится еще один гребень, ниже восточного, с выступами камня. Но этот гребень не разрабатывался, как не использовались и выходы камня на северном склоне горы.

Рис. 2 (фото). Каменоломня у вершины северного отрога горы Большой Тогуртаг на Коксинском заливе Красноярского водохранилища:
1 – верхняя часть; 2 – нижняя часть (снято с Ю)
Fig. 2 (photo). Quarry at the top of the northern spur of the Bol’shoi Togurtag mountain on the Koksa Bay of the Krasnoyarsk reservoir:
1 – upper part; 2 – lower part (view from the S)
Выработки представляют собой скопления неутилизированных каменных блоков, преимущественно серого цвета различных форм и размеров. Самые крупные блоки размерами до 2 м (часть из них близка к кубической форме) располагаются в нижней части каменоломни; два из них находятся друг на друге; их поверхность покрыта трещинами (рис. 3). Один крупный блок был расколот на две приблизительно равные части, о чем свидетельствует наличие следов грубой выбивки и сверления в нем в виде лунок – линия раскола прошла точно по их середине (рис. 4). К сожалению, более детально техника расщепления камня не фиксируется.
В 150 м к юго-востоку от южного участка каменоломни находятся расположенные рядом друг с другом три задернованные округлые кольцевые каменные выкладки с западинами в центре (координаты засняты по западному из сооружений, ближайшему к каменоломне – 54°11′20″ c. ш., 91°21′16″ в. д.). Выкладка № 1 имеет диаметр 7,3 м, № 2 – 5,2 м, № 3 – 4 м; расстояние между ними около 2–3 м. Сложены из материала, представленного в каменоломне (рис. 5). В процессе полевых исследований разных лет объект получил название «могильник Кокса-24» [Киргинеков, 1997].
Выкладки своими формами и умеренными размерами очень похожи на погребальные сооружения средневековых енисейских кыргызов, но сложены из необычно больших по размеру камней – до 0,6 м, имеющих вид не плоских плит, как у девонского песчаника, а булыжников рваных форм. Признаков установки на них каменных стел, характерных для «чаа-тасов», не выявлено. Поэтому данные курганы трудно датировать точно. Предположительно, по своим формам они могут относиться к переходному времени от «чаатас» к периоду «хыр-гыстар сууктер» («кыргызские могилы»).

Рис. 3 (фото). Неутилизированные крупные каменные блоки в нижней части каменоломни на горе Большой Тогуртаг на Коксинском заливе Красноярского водохранилища (снято с ЮЗ) Fig. 3 (photo). Unutilized large stone blocks in the lower part of the quarry on Mount Bol’shoi Togurtag on the Koksa Bay of the Krasnoyarsk Reservoir (view from the SW)

Рис. 4 (фото). Линия раскола крупного каменного блока из нижней части каменоломни на горе Большой Тогуртаг на Коксинском заливе Красноярского водохранилища (снято с ЮВ) Fig. 4 (photo). The split line of a large stone block from the lower part of the quarry on Bol’shoi Togurtag on the Koksa Bay of the Krasnoyarsk Reservoir (view from the SE)

Рис. 5 (фото). Курганы могильника Кокса-24 вблизи каменоломни на горе Большой Тогуртаг на Коксинском заливе Красноярского водохранилища
(снято с ЮВ; на заднем плане виден нижний участок каменоломни)
Fig. 5 (photo). Koksa-24 burial mounds near the quarry on Mount Bol’shoi Togurtag on the Koksa Bay of the Krasnoyarsk Reservoir
(view from the SE; lower section of the quarry is visible in the background)
Обсуждение
К настоящему времени на территории Хакасии С. В. Киселёвым, Л. С. Марсадоловым и Я. И. Сунчугашевым детально исследовалась лишь каменоломня в урочище Хызыл-Хая, недалеко от Салбыкской долины. Она, главным образом, связывалась с тагарской культурой. Однако не исключается ее функционирование и в другие периоды (с эпохи бронзы до этнографического времени). Представляет собой выходы песчаниковых плит, где выделяются четыре монолитных слоя. Толщина выломанных песчаниковых монолитов составляла 0,6– 2 м [Сунчугашев и др., 2015, с. 52].
Кроме того, авторам настоящей работы С. Г. Скобелеву, И. С. Половникову и Р. Л. Собинову в Хакасии известны каменоломни (предположительно, также тагарского времени) по правому берегу устья р. Табат в Бейском районе и на северном склоне горного массива Боя-ры у с. Троицкое в Боградском районе. Они представляют собой отдельные плиты девонского песчаника размерами до 3 м и толщиной 0,2–0,5 м. Часть из них еще лежит у вершин возвышенностей, где видны следы выламывания из слоев песчаника, часть уже спущена вниз по склонам и находится на разном расстоянии друг от друга. Возможно, каменные плиты добывались в выходах песчаника и у Ошкольской писаницы (расположена в 3,5 км от пос. Талкин Ключ в Орджоникидзевском районе Хакасии), где имеются следы их отделения от монолита. Во всех этих случаях поблизости находятся курганы тагарской культуры, каменные элементы конструкций которых по своему виду соответствуют материалу плит из данных каменоломен. Кроме того, в регионе могли иметься мелкие, плохо заметные каменоломни разных эпох, где добывались плиты девонского песчаника мелкого и среднего размера для множества известных в регионе памятников археологии различных эпох.
Как можно видеть, в известных каменоломнях в Хакасии в основном добывали материал в виде плит (т. е. камней с двумя уплощенными противоположными сторонами) девонского песчаника разного размера, но обычно умеренной толщины по отношению к длине [Сунчу-гашев, 2015]. Между тем в каменоломне на г. Большой Тогуртаг плиты отсутствовали, поскольку их невозможно было выломать в таком виде из породы магматического характера, а каменный материал представлен в виде блоков разных размеров и форм. Указанное обстоятельство, кроме того, можно объяснить и изначальной целью получения строительного материала определенного вида. В целом всё это выделяет данный памятник из круга известных в Хакасии, где для Средневековья он может считаться первым выявленным объектом такого типа.
Соответственно, встает вопрос, не является ли технологическое своеобразие в приемах обработки камня с этого памятника свидетельством миграции на данную территорию какой-либо мобильной группы населения извне, где подобная технология была традиционной? Например, средневековые кыргызские курганы в Усинской долине Западного Саяна, где много пород магматического происхождения, близки им по своему виду и составу строительного материала. Поэтому логично предположить, что сюда, на Средний Енисей, мигрировала какая-то группа «усинцев», что было вполне вероятно в рамках процесса возвращения на родину из Центральной Азии енисейских кыргызов после эпохи великодержавия. Исчерпывающий ответ на такой вопрос можно дать в будущем лишь после археологического изучения находящихся здесь округлых каменных выкладок, похожих на средневековые курганы, но сложенных, как указывалось, из необычного для данной территории материала магматического происхождения в виде крупных и средних по размеру блоков «рваных» форм. В целом каменоломня на горе Большой Тогуртаг демонстрирует более трудоемкий процесс получения каменного материала по сравнению даже с добычей плит из пластов девонского песчаника для сооружения курганов тагарской культуры. Всё указанное и определяет своеобразие данного памятника в числе известных в Хакасии.
Заключение
Решение принятой к рассмотрению проблемы позволяет уточнить некоторые аспекты формирования у средневекового населения региона направлений межкультурных контактов, приводивших к образованию, становлению и развитию социумов, в том числе консолидировавшихся, как известно из сообщений письменных источников, в результате разнообразных миграций кыргызов [Бутанаев, Худяков, 2000], что облегчалось высоким уровнем мобильности их культуры в целом и хозяйства в частности. Кроме того, выявление и характеристика археологических памятников типа каменоломен позволяют не только локализовать на местности пункты заготовки каменных строительных материалов для создания объектов разного назначения, но и пополнить источниковедческую базу, обеспечить учет и сохранение данных объектов для дальнейшего изучения, охраны и музеефикации.
Список литературы Средневековая каменоломня у Коксинского залива Красноярского водохранилища как свидетельство возможной миграции енисейских кыргызов из-за Саян на Средний Енисей
- Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2000. 272 с.
- Давыдов Р. В., Половников И. С., Собинов Р. Л., Митько О. А. Опыт использования спутниковых снимков и беспилотных летательных аппаратов при проведении разведочных работ в северной части Тесинского археологического микрорайона в Боградском районе Республики Хакасия // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2020. Т. 26. С. 397- 404.
- Киргинеков Э. Н. Археологическое обследование территории Боградского района Республики Хакасия // Археологические открытия 1996 года. М.: Наука, 1997. С. 329.
- Скобелев С. Г., Выборнов А. В., Рюмшин М. А. "Внешний вал" крепости на горе Унюк на Енисее // Universum Humanitarium. 2015. № 1. С. 70-77.
- Скобелев С. Г., Митько О. А., Тарасов А. Ю., Поселянин А. И., Половников И. С. Кыргызский могильник Большой Телек в Идринском районе Красноярского края // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. Т. 23. С. 386-389.
- Сунчугашев Я. И. Каменоломня тагарской культуры Хызыл-Хая // Большой Салбыкский курган и археологические памятники в его окрестностях. Абакан: ХакНИИЯЛИ, Хакас. кн. изд-во, 2015. С. 50-52.