Стабилометрический анализ двигательных нарушений у пациентов в раннем восстановительном периоде после ишемического инсульта в каротидном бассейне
Автор: Суворова Т.Н., Грибова Н.П.
Журнал: Ульяновский медико-биологический журнал @medbio-ulsu
Рубрика: Клиническая медицина
Статья в выпуске: 4, 2023 года.
Бесплатный доступ
Цель исследования провести анализ стабилометрических показателей при двигательных нарушениях у пациентов в раннем восстановительном периоде после ишемического инсульта в каротидном бассейне и проследить их динамику на фоне реабилитационных мероприятий с применением стабилотренинга с биологической обратной связью (БОС).
Ишемический инсульт, стабилометрический анализ, двигательные нарушения, реабилитация
Короткий адрес: https://sciup.org/14129333
IDR: 14129333 | DOI: 10.34014/2227-1848-2023-4-38-47
Текст научной статьи Стабилометрический анализ двигательных нарушений у пациентов в раннем восстановительном периоде после ишемического инсульта в каротидном бассейне
Введение. Одной из наиболее актуальных проблем современной неврологии является высокая распространенность сосудистых заболеваний головного мозга, которые относятся к ведущим причинам инвалидизации и смерти населения [1]. В последние годы в Российской Федерации отмечается тенденция к снижению смертности от цереброваскулярных заболеваний [2, 3], но неизбежным следствием этого является рост числа больных, живущих с последствиями перенесенного инсульта [4]. Инвалидизация после инсульта занимает первое место среди причин первичной инвалидности [5]; треть пациентов, перенесших инсульт, - лица трудоспособного возраста, но к труду способны вернуться лишь 20-25 % из них [6]. В России проживает более 1 млн человек, перенесших инсульт, что составляет 0,7 % всего населения [7]. Восстановительное лечение после перенесенного инсульта представляет собой большие трудности и не всегда эффективно [8]. В нашей стране медицинская реабилитация чаще всего ограничивается применением медикаментозной терапии в сочетании с лечебной физкультурой, массажем, физиотерапией [9]. Для достижения желаемого результата в восстановлении неврологических нарушений необходимо разрабатывать оптимальные реабилитационные подходы, основанные на современных методиках. Это позволит улучшить результаты борьбы с последствиями глобальной проблемы здравоохранения - инсультом.
К основным последствиям инсульта, требующим реабилитационных мероприятий и социальной реадаптации больных, относятся стато-локомоторные нарушения, так как именно они являются ведущими инвалидизирующими факторами [10, 11]. Пережившие инсульт пациенты часто испытывают нарушение координации и поддержания вертикальной позы вследствие дефицита двигательного контроля [12].
Наиболее действенным способом восстановления утраченных функций является проведение активной двигательной реабилитации. Однако существуют серьезные разногласия и споры об относительной эффективности различных подходов к реабилитации [13].
В последние годы в практике двигательной реабилитации с целью улучшения функции равновесия успешно применяется метод компьютерного стабилотренгинга с биологической обратной связью (БОС) [14]. БОС является одним из часто исследуемых и быстро развивающихся направлений в восстановительной медицине. По всему миру постоянно проводятся исследования, основанные на данной методике, что говорит о её непреходящей актуальности [15]. По некоторым позициям, согласно мнению авторов, БОС превосходит медикаментозное лечение (длительность терапии, переносимость, неинвазивность, безопасность) [16]. Наиболее эффективен стабилотре-нинг в первые 3–6 мес. после приступа [17]. Имеются данные, что включение стабилотре-нинга для восстановления баланса в комплексную медицинскую реабилитацию пациентов, перенесших инсульт, приводило к уменьшению степени пареза в пораженных конечностях и улучшению функции равновесия [18]. Выбор стимулируемых мышц и последовательность тренировок определяет врач для каждого больного с учетом характера неврологического дефекта. Он же составляет индивидуальную программу восстановительного лечения. Так, при парезах верхних конечностей биоуправлению подвергаются мышцы общих сгибателей и разгибателей кисти; нижних конечностей - разгибатели и абдукторы бедра, разгибатели и сгибатели голени и стопы [19]. Но, несмотря на имеющиеся публикации, проблема диагностического и лечебного применения стабилотренинга далека от разрешения, так как остаётся много вопросов к самой методике и срокам её применения в зависимости от локализации очага ишемии, выраженности неврологического дефицита, а также степени и характера повреждения самих постурологических механизмов [20].
Цель исследования. Провести анализ стабилометрических показателей при двигательных нарушениях у пациентов в раннем восстановительном периоде после ишемического инсульта в каротидном бассейне и проследить их динамику на фоне реабилитационных мероприятий с применением стабилотре-нинга с биологической обратной связью.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 24 пациента (16 мужчин (66,6 %), 8 женщин (33,4 %)) в возрасте от 44 до 75 лет, средний возраст составил 60,5 года. Для исследования отбирались ходячие пациенты с легкими и умеренными двигательными нарушениями, проходившие лечение на II этапе медицинской реабилитации в отделении медицинской реабилитации на базе ГАУЗ «Брянская городская больница № 1». Давность острого нарушения мозгового кровооб- ращения (ОНМК) по ишемическому типу в каротидном бассейне составила от 1 до 6 мес.
Согласно данным компьютерной и магнитно-резонансной томографии, ишемический очаг правополушарной локализации регистрировался у 15 пациентов (62,5 %), левополушарной – у 9 (37,5 %). У пациентов отмечались следующие риски развития ОНМК: фибрилляция предсердий – у 6 чел. (25 %), сахарный диабет II типа – у 3 чел. (12,5 %), нарушение толерантности к углеводам – у 2 чел. (5,8 %), артериальная гипертензия – у всех исследуемых (100 %), гемодинамически значимые стенозы брахиоцефальных артерий (>60 %) – у 6 чел. (25 %). Все пациенты перед началом курса восстановительного лечения тестировались по стандартизированным шкалам: шкала тяжести инсульта Национального института здоровья США (National Institutes of Health Stroke Scale – NIHSS), шкала силы мышц Британского комитета медицинских исследований (MRCS), шкала функциональной независимости (Functional Independence Measure – FIM). Пациентам проводилось 7–10 сеансов стабилометрического тренинга, включающего различные компьютерные игры, подобранные с учётом степени пареза, выраженности координаторных нарушений и индивидуальной переносимости нагрузки. Длительность одного сеанса составляла около 5–10 мин в начале терапии с постепенным увеличением до 15–20 мин.
Стабилографическое исследование проводилось на компьютерном стабилоанализа-торе с биологической обратной связью «Ста-билан-01-2» (ЗАО «ОКБ «РИТМ», г. Таганрог), который включает: стабилометрическую платформу, монитор для пациента и компьютер для врача с программным обеспечением StabMed 2.12. Стабилографическое исследование применяется для диагностики двигательных расстройств, развития координации, двигательной реабилитации, оценки динамики лечения. В нашем исследовании использовались следующие методики: диагностическая – тест Ромберга, исследовательская – ста-билографическая проба.
Тест Ромберга состоит из двух проб – с открытыми и закрытыми глазами. С использова- нием панели управления пациент устанавливается на стабилоплатформу, центр давления совмещается с центром координат, далее проводится проба. В фоновой пробе использовалась визуальная стимуляция в виде чередующихся кругов разного цвета. Обследуемому необходимо сосчитать количество белых кругов. В пробе с закрытыми глазами используется звуковая стимуляция в виде тональных сигналов, количество которых также необходимо сосчитать. По окончании записи пробы с закрытыми глазами обследование завершалось, программа переходила к обработке результатов. Анализ результатов теста Ромберга заключается в сравнении показателей проб с открытыми и закрытыми глазами. Тестирование занимает 1,5 мин.
В процессе проведения стабилографиче-ской пробы оценивалась выраженность нарушений функции равновесия пациента в привычной для него позе при вертикальном стоянии. Запись проводилась в один этап. Применялся модуль универсальной стабилографиче-ской пробы (УСП), который позволяет вести запись сигнала стоящего на стабилоплат-форме человека. Время проведения пробы – 1 мин.
В ходе исследования оценивалась динамика следующих стабилометрических показателей: средний разброс R, мм (средний радиус отклонения центра давления (ЦД), определяющий средний суммарный разброс колебаний центра давления); разброс Q, мм (среднеквадратическое отклонение ЦД по соответствующему направлению относительно смещения (Qx, Qy)) и скорость изменения площади ста-токинезиграммы Vs, мм2/с (характеризует среднеамплитудную скорость изменения площади статокинезиграммы). Изменение данных показателей в сторону уменьшения по сравнению с исходными значениями (до начала курса стабилотерапии) рассматривалось как снижение степени неустойчивости пациента. По окончании комплекса восстановительных мероприятий все пациенты накануне выписки из отделения медицинской реабилитации подлежали повторному исследованию по оценочным шкалам на основании данных клинической картины.
Статистический анализ проводился на персональном компьютере с использованием пакетов прикладных программ MS EXCEL и IBM Statistica 12.0. Динамика в каждой группе до и после лечения оценивалась с помощью критерия Вилкоксона. Все полученные различия рассматривались на уровне значимости р≤0,05.
Результаты и обсуждение. В результате тестирования пациентов по клиническим шкалам перед началом курса восстановительного лечения с использованием стабилотренинга и по его завершении были обнаружены достоверные различия по всем показателям. До лечения лёгкий инсульт (1–4 балла) по шкале NIHSS зафиксирован только у 3 чел., инсульт средней тяжести (от 5 до 15 баллов) – у 21 пациента, после лечения – у 12 и 12 пациентов соответственно, при этом средние значения по шкале значительно снизились.
После курса реабилитации мышечная сила верхних и нижних конечностей достоверно возросла. Оценка по шкале MRCS до начала терапии показала следующие результаты: в 1 балл сила в верхней конечности (слабое сокращение мышц) оценена у 2 пациентов, в 2 балла (движения только в горизонтальной плоскости) – у 4 пациентов, в 3 балла (способность поднимать конечность, но не против сопротивления) – у 10 пациентов, в 4 балла (способность поднимать конечность против небольшого сопротивления) – у 8 пациентов. Нормальной (5 баллов) мышечной силы в верхней контрлатеральной очагу ишемии конечности не отмечалось ни у одного больного. Мышечная сила в нижней конечности у 12 пациентов оценена в 3 балла, у 11 пациентов – в 4 балла, только один пациент имел нормальную мышечную силу в конечности на контрлатеральной очагу ишемии стороне.
При повторной оценке по шкале MRCS после комплекса восстановительных процедур нормальную мышечную силу в верхней изначально паретичной конечности имели 3 пациента, мышечную силу в 4 балла – большинство больных (16 чел.), в 3 балла – всего 3 пациента и в 2 балла – 2 чел., изначально мышечная сила в паретичной руке которых соответствовала 1 баллу. При повторной оценке мышечная сила в паретичных нижних конечностях соответствовала 5 баллам у 5 пациентов, 4 баллам – у большинства пациентов (17 чел.), мышечная сила в 3 балла после терапии наблюдалась только у 2 чел.
Также после лечения достоверно увеличились значения по шкале функциональной независимости (табл. 1).
Таблица 1
Table 1
Оценка динамики показателей до и после лечения у пациентов с ишемическим инсультом в каротидном бассейне
Parameter dynamics in patients with ischemic stroke in the carotid artery before and after treatment
Показатель Parameter |
До лечения Before treatment |
После лечения After treatment |
p-критерий p-value |
||
Среднее Mean |
Стандартное отклонение Standard deviation |
Среднее Mean |
Стандартное отклонение Standard deviation |
||
Шкала NIHSS NIH Stroke Scale/Score |
7,13 |
1,92 |
4,88 |
2,05 |
0,001* |
Шкала MRCS (верхняя конечность) MRC scale (upper limb) |
3,00 |
0,93 |
3,83 |
0,76 |
0,001* |
Шкала MRCS (нижняя конечность) MRC scale (lower limb) |
3,54 |
0,59 |
4,13 |
0,54 |
0,002* |
Показатель Parameter |
До лечения Before treatment |
После лечения After treatment |
p-критерий p-value |
||
Среднее Mean |
Стандартное отклонение Standard deviation |
Среднее Mean |
Стандартное отклонение Standard deviation |
||
Шкала FIM FIM Scale |
79,67 |
10,83 |
100,58 |
12,92 |
0,001* |
Примечание. * – различия показателей до и после лечения достоверны (р≤0,05). Далее обозначения те же.
Note. * – the differences in parameters before and after treatment are significant (p≤0.05). Hereinafter designations are the same.
При оценке динамики результатов стаби-лографического теста до и после лечения были обнаружены достоверные различия по показателям «Разброс по фронтали» (р=0,049)
и «Средний разброс» (р=0,045): отмечалось уменьшение их значений, что говорит об улучшении функции устойчивости (табл. 2).
Таблица 2
Table 2
Оценка динамики показателей стабилографического теста до и после лечения у пациентов с ишемическим инсультом в каротидном бассейне
Dynamics of stabilographic test parameters in patients with ischemic stroke in the carotid artery before and after treatment
Показатель Parameter |
До лечения Before treatment |
После лечения After treatment |
t эмпирическое t empirical |
p-критерий p-value |
||
Среднее Mean |
Стандартное отклонение Standard deviation |
Среднее Mean |
Стандартное отклонение Standard deviation |
|||
Разброс по фронтали, Qx, мм Frontal spread, Qx, mm |
6,99 |
6,21 |
4,88 |
3,24 |
81,0 |
0,049* |
Средний разброс, R, мм Mean spread, R, mm |
7,85 |
5,64 |
6,43 |
4,30 |
72,0 |
0,045* |
При оценке динамики результатов теста Ромберга до и после лечения были обнаружены достоверные различия по показателям «Средний разброс» при закрытых глазах (р=0,046) и «Скорость изменения площади статокинезиграммы» при закрытых глазах
(р=0,043): их значения после лечения также достоверно снизились (табл. 3). Эти изменения говорят об уменьшении степени выраженности нарушения равновесия и координации, повышении устойчивости пациентов.
Таблица 3
Table 3
Оценка динамики показателей теста Ромберга до и после лечения у пациентов с ишемическим инсультом в каротидном бассейне
Dynamics of the Romberg test parameters in patients with ischemic stroke in the carotid artery before and after treatment
Показатель Parameter |
До лечения Before treatment |
После лечения After treatment |
t эмпирическое t empirical |
p-критерий p-value |
|||
Среднее Mean |
Стандартное отклонение Standard deviation |
Среднее Mean |
Стандартное отклонение Standard deviation |
||||
Средний разброс, R, мм Mean spread, R, mm |
Открытые глаза Eyes open |
4,42 |
2,62 |
3,72 |
2,41 |
121,0 |
0,605 |
Закрытые глаза Eyes closed |
7,77 |
6,74 |
5,54 |
4,16 |
80,0 |
0,046 |
|
Скорость изменения площади статокинези-граммы, SV, мм2/с Time rate of statokinesi-gram area, SV, mm2/sec |
Открытые глаза Eyes open |
18,03 |
20,45 |
12,64 |
12,25 |
117,0 |
0,346 |
Выводы:
-
1. Результаты проведенного стабиломет-рического анализа показали достоверное снижение значений основных стабилометриче-ских показателей, что говорит об улучшении функции устойчивости, уменьшении нарушений равновесия и координации. Это позволяет считать стабилотренинг с БОС эффективным лечебным методом реабилитации больных с ишемическим инсультом в раннем восстановительном периоде после ишемического инсульта в каротидном бассейне.
-
2. Включение стабилотренинга в комплекс реабилитационных процедур способствует регрессу парезов конечностей, что в свою очередь улучшает функции передвижения и самообслуживания, доказывая целесообразность и экономическую обоснованность его широкого применения.
-
3. Данная методика является не только лечебным, но и информативным диагностическим методом контроля динамики результатов реабилитационных мероприятий у постинсультных больных.
Список литературы Стабилометрический анализ двигательных нарушений у пациентов в раннем восстановительном периоде после ишемического инсульта в каротидном бассейне
- Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 310 diseases and injuries, 1990-2015: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2015. Lancet. 2016; 388: 1545-1602. DOI: 10.1016/S0140-6736(16)31678-6.
- Самородская И.В., Зайратьянц О.В., Перхов В.И. Динамика показателей смертности населения от острого нарушения мозгового кровообращения в России и США за 15-летний период. Архив патологии. 2018; 2: 34-36.
- ПирадовМ.А., ТанашянМ.М., МаксимоваМ.Ю. Инсульт: современные технологии диагностики и лечения. 3-е изд., доп. и перераб. Москва: МЕДпресс-информ; 2018. 360. ISBN: 978-5-00030-622-2.
- Thilarajah S., Mentiplay B.F., Bower K.J. Factors Associated With Post-Stroke Physical Activity: A Systematic Review and Meta-Analysis. Arch Phys Med Rehabil. 2018; 99 (9): 1876-1889.
- Котов С.В., Исакова Е.В., Шерегешев В.И. Возможности оптимизации программы реабилитационных мероприятий у пациентов в остром периоде ишемического инсульта. Consilium Medicum. 2018; 20 (9): 12-16.
- Гольдблат Ю.В. Основы реабилитации неврологических больных. Санкт-Петербург: СпецЛит; 2017. 767. ISBN 978-5-299-00671-1.
- Стаховская Л.В., Котов С.В. Инсульт: руководство для врачей. 2-е изд., доп. и перераб. Москва: ООО «Медицинское информационное агентство»; 2018. 488. ISBN-13 (EAN) 9785604000861.
- МартыновМ.Ю., Ясаманова А.Н., Колесникова Т.И. Окислительный стресс у больных с мозговым инсультом. Consilium Medicum. Неврология. 2010; 2: 14-17.
- Кадыков А.С., Черникова Л.А., Шахпаронова Н.В. Реабилитация неврологических больных. Москва: МЕДпресс-информ; 2008. 560. ISBN 978-5-00030-839-4.
- Скворцова В.И., Гудкова В.В., ИвановаГ.Е. Принципы ранней реабилитации больных с инсультом. Журнал неврологии и психиатрии. Прил. «Инсульт». 2002; 102 (7): 28-33.
- Yim-Chiplis P.K., Talbot L.A. Defining and measuring balance in adults. Biol. Res. Nurs. 2000; 1: 321-331.
- Maciaszek J. Effects of Posturographic Platform Biofeedback Training on the Static and Dynamic Balance of Older Stroke Patients. J. Stroke Cerebrovasc. Dis. 2018; 18: 1052-3057.
- Черникова Л.А. Клинические, физиологические и нейропсихологические аспекты баланс-тренинга у больных с последствиями инсульта. Биоуправление - 3: теория и практика. 1998; 3: 80-87.
- Новикова Л.Б., Акопян А.П., Шарапова К.М. Реабилитация больных в раннем и позднем восстановительном периодах инсульта: учеб. пособие. Уфа: БГМУ; 2019. 74.
- ZhuangM., Wu Q., Wan F. State-of-the-art non-invasive brain - computer interface for neural rehabilitation: a review. J. Neurorestoratol. 2020; 8 (1): 12-25. DOI: 10.26599/JNR.2020.9040001.
- Русских О.А., Перевощиков П.В., Бронникова В.А. Применение метода биологической обратной связи в психологической реабилитации пациентов после инсульта. Человек. Искусство. Вселенная. 2019; 1: 137-145.
- Плишкина Е.А., Бейн Б.Н. Влияние стабилометрического тренинга на постуральную устойчивость больных в острейшем периоде ишемического инсульта. Вятский мед. вестн. 2016; 1 (49): 25-29.
- Корчажкина Н.Б., Михайлова А.А. Особенности применения стабилоплатформ с биологичексой обратной связью при различных социально-значимых заболеваниях. Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2019; 18 (2): 103-105.
- Гусев Е.И., Скворцова В.И. Ишемическая болезнь головного мозга. Москва: Медицина; 2001. 327.
- Ахмадеева Л.Р., Минязева Э.М., Ахметова Н.Р. Диагностика равновесия у пациентов после церебрального инсульта с использованием современных тестов. IV Международный конгресс «Нейро-реабилитация-2012». Москва; 2012: 10-11.