СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА

Бесплатный доступ

В статье анализируются особенности становления и развития института публичного договора в отечественной цивилистике. Раскрывается сущность общественной значимости института публичного договора как новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданское право, публичный договор, новелла, ограничение свободы договора

Короткий адрес: https://sciup.org/14118365

IDR: 14118365

Текст статьи СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПУБЛИЧНОГО ДОГОВОРА

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTEOF PUBLIC AGREEMENT

Lombaev N. I.

Chelyabinsk State University

Scientific adviser

Safonov A. V.

Candidate of Law Science

Chelyabinsk State University.

This article analyzes the features of the formation and development of the institution of public contract in Russian civil law. The author reveals the essence of the social significance of such a novel of the Civil code of the Russian Federation as the institution of a public contract.

Введенное в отечественное законодательство понятие «публичный договор» представляет собой новеллу Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года. Действительно, отечественные гражданские кодексы 1922 и 1964 годов не рассматривали подобный институт. При этом следует учитывать, что наука, изучающая гражданское право — цивилистика — выделяла институт публичного договора гораздо ранее. Это естественно, ведь соответствующие имущественные отношения наблюдаются со времени появления перевозок пассажиров на общественном транспорте, возникновения института страхования, розничной торговли, института предоставления почтовых услуг и т. п. [2]

Так, в отечественной цивилистике первые изыскания ученых, посвященные проблеме свободы договора и ее ограничения государством, то есть, по сути, посвященные институту публичного договора, отмечаются уже в конце XIX столетия. Возникновение интереса к данной проблеме можно объяснить внедрением реформ в отечественном законодательстве, датируемых 1864 годом.

Отечественный правовед профессор, доктор римского права И. А. Покровский, приводя в пример германское гражданское право, подчеркивал такую значимую и неотъемлемую характерную черту публичного договора как необходимость, можно сказать, долженствование заключить договор с каждым, кто обратится с подобной просьбой [10].

Во второй половине XIX столетия суть публичного договора раскрыл немецкий правовед Рудольф фон Иеринг, отметивший, что деловой человек, посвятивший себя какой-либо конкретной предпринимательской деятельности, уже несвободен, поскольку уже не в состоянии освободиться от тех обязательств, которые он принял на себя в понимании социума, декларировав свое общественное призвание [6].

В отечественном праве некие ограничения свободы договора отмечались еще до Октябрьской революции, до 1917 года. Например, предприятия, которые выступали в своей сфере в качестве монополистов (так, государство распоряжалось почтой и телеграфом), были обязаны заключать договоры, относящиеся к области их деятельности. Если данные предприятия уклонялись от исполнения этой предписанной им обязанности без веских на то оснований, это могло привести к подаче в судебную инстанцию иска об убытках. В начале XX столетия отечественная цивилистика рассматривала возможность распространения такой обязанности на все без исключения предприятия и организации, предоставляющие свои услуги населению. И. А. Покровский отмечал, что каждый имеет право предполагать, что услуги, предоставляемые населению в общем и целом, будут предоставлены и ему лично. По мнению И. А. Покровского, уже сам факт организации предприятия для оказания услуг населению влечет за собой возникновение соответствующих обязательств перед гражданами.

В СССР гражданское право было основано на публичных началах. Государство активно вмешивалось практически во все без исключения области жизнедеятельности социума и отдельных граждан, тем самым была гарантирована защита публичных государственных интересов. Большая часть частноправовых институтов и категорий в тот период просто не существовала, свобода договора имела крайне небольшую сферу действия.

С. Н. Костикова считает, что некий прототип института публичного договора находится в нормах относительно типовых договоров. Уклонение от условий данных договоров законодатель эпохи СССР признавал недействительным [7].

Во время «перестройки», когда рыночные отношения находились в нашей стране на этапе становления, принцип свободы договора ничем не ограничивался, наблюдались сложности с правовой регламентацией рыночных отношений в государстве.

Соответственно, одной из наиболее насущных задач являлось внедрение в Гражданский кодекс Российской Федерации новых, отвечающих требованиям времени юридических определений, в частности, понятия института публичного договора. В начале 90-х годов XX века, когда в России активно складывались и развивались рыночные отношения, возникли предпосылки закрепления института публичного договора в гражданском праве Российской Федерации.

Закон «О защите прав потребителей» вступил в силу в 1992 году. Цель принятия данного закона — регламентирование отношений с потребителями, определение имеющихся у них прав относительно приобретения товаров (работ, услуг) надлежащего качества, относительно обеспечения безопасности их жизни и здоровья, предоставления потребителям точных сведений относительно товаров (работ, услуг) и их изготовителей (исполнителей, продавцов), выработка алгоритма осуществления вышеуказанных прав [12].

Подобную цель также преследовали Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, которые утвердило Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 8 июня 1993 года [9].

В статье 8 данного Постановления было в первый раз официально заявлено, что если условия договора либо иного документа, посредством которого реализуется оформление заказа, наносят ущерб правам потребителей по сравнению с правами потребителей, оговоренными Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания населения, то подобные условия будут рассматриваться как недействительные.

Кроме того, если реализация условий договора, которые наносят ущерб правам потребителя, повлекла за собой убытки потребителя, исполнитель обязан полностью возместить данные убытки.

Предшественник выработки института публичного договора в отечественном законодательстве — Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденные Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 8 октября 1993 года [8]. Некоторые положения данных Правил полностью либо частично нашли отражение в статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, например: товары следует продавать всем гражданам на общих основаниях; льготы могут быть распространены лишь на специально указанные категории граждан в том случае, если это оговаривается законодателем; нельзя сопровождать продажу одних товаров требованием обязательного приобретения других товаров (так называемая «нагрузка») и т. д. Правила содержали отсылки к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». Детально рассматривались нюансы процесса продажи отдельных видов товаров (тканей, одежды и обуви, радиотоваров, электробытовых товаров и т. п.) [2].

Законодатель стремился гарантировать неприкосновенность прав потребителей также и по той причине, что назрела необходимость устранить противоречия между отечественным законодательством и нормами международного права в этой области. Необходимость защиты прав потребителей в качестве неотъемлемого условия гуманистического и эффективного развития экономики подчеркивается в таком значимом документе, принятом Организацией Объединенных Наций, как Декларация социального прогресса и развития [4].

Подобной же цели служит такой важный документ, как Руководящие принципы для защиты интересов потребителей [13]. Следует отметить, что институт публичного договора оказался непосредственно в центре внимания европейских и американских законодателей начиная с 70-х годов XX столетия. Публичная власть начала обращать пристальное внимание на защиту законных интересов и прав рядовых граждан, что и отразилось в законодательстве. Например, в таких странах, как Великобритания, Греция, Италия, Нидерланды, ФРГ, Швеция, США нормы по защите прав потребителей вошли в корпус общегражданского законодательства. В Японии, Канаде, Бразилии, Бельгии, Ирландии, Испании, Португалии, Финляндии, Франции были изданы нормативные акты, нацеленные непосредственно на как можно более полное обеспечение своевременной защиты прав потребителей [5].

Затем, в процессе развития и упорядочивания рыночной экономики, наше государство не раз подтверждало свое намерение отстаивать принципы как можно более полной защиты прав потребителей в большом количестве как двусторонних, так и многосторонних соглашений о сотрудничестве в этой области с другими государствами.

Понятие публичного договора в первый раз было применено в статье 421 Модельного Гражданского кодекса Содружества Независимых Государств [3].

Институт публичного договора впервые был обозначен в статье 426 ГК РФ. До этого в отечественных гражданских кодексах не содержалось понятия «публичный договор», но ко времени утверждения Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года уже действовали нормы, призванные отстаивать законные интересы потребителей, при помощи которых была заложена основа и проторен путь для детальной разработки нормы о публичном договоре.

Поскольку наше государство перешло на рыночную экономическую политику, практически вся сфера, которая регулируется гражданским правом, была реорганизована. Соответственно, в 1994 году был утвержден новый Гражданский кодекс Российской Федерации, где статья 426 определяла термин «публичный договор». Изначально это понятие раскрывалось следующим образом: публичным договором считается договор, который заключается коммерческой организацией и регламентирует исполнение ее обязательств относительно продажи продукции, действий по реализации разнообразных работ или предоставления услуг. Подобные обязательства данная организация согласно роду своей деятельности обязана выполнять относительно любого субъекта, который будет к ней обращаться. Это может быть такая деятельность, как торговля в розницу, перевозка посредством транспорта общего пользования, предоставление услуг связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п. [1]

В наши дни публичным договором постановлено считать договор, который заключен лицом, реализующим предпринимательскую либо иную деятельность, которая приносит доход. Публичный договор определяет обязательства лица, осуществляющего продажу товаров, реализацию работ или предоставление услуг, которые данное лицо согласно роду своей деятельности обязано обеспечивать в отношении каждого субъекта, который к нему обратится. Это могут быть такие виды деятельность, как торговля в розницу, перевозка посредством транспорта общего пользования, предоставление услуг связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п. [11]

Принимая во внимание все вышесказанное, автор приходит к выводу , что отступая от принципа свободы договоров, публичный договор играет важную роль в гражданско-правовых отношениях. Базовая характерная черта публичного договора — то, что согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, данный договор обязательно должен быть заключен стороной, предоставляющей услуги (товары) либо выполняющей работы. Такое отступление от общепринятой в области гражданского права нормы регламентирования основанных на договоре отношений обусловлено тем, что интересы социума и права физических лиц, выступающих в качестве клиентов, в области экономики испытывают потребность в защите со стороны государственных структур.

Статья