Становление и развитие публично-правовой системы противодействия коррупции в российском корпоративном секторе

Автор: Магомедов М.А.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 1-2 (29), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается генезис системы противодействия коррупции в корпоративном секторе. Автор анализирует современную правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации и предлагает пути совершенствования нормативного законодательства в данной сфере.

Коррупция, антикоррупционное законодательство, корпоративный сектор, предупреждение коррупции

Короткий адрес: https://sciup.org/140284794

IDR: 140284794

Текст научной статьи Становление и развитие публично-правовой системы противодействия коррупции в российском корпоративном секторе

В современной рыночной экономики значительная роль принадлежит корпоративным организациям, обладающим огромным потенциалом воздействия на целые регионы как в положительном, так и в отрицательном аспекте. В этой связи возникает необходимость четкого определения императивных норм антикоррупционного законодательства в правовом регулировании корпоративного сектора.

В данном аспекте в мировой практике основополагающие принципы борьбы с коррупцией в корпоративном секторе были заложены в 70-х гг. XX в. В частности, Генеральной Ассамблеей ООН были выработаны «Меры против коррупции, практикуемые транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами»1, Международной торговой палатой (ICC) были приняты «Правила ICC по борьбе с коррупцией»2, к тому же в США вступил в силу первый в своем роде Федеральный закон «О коррупционных практиках за рубежом»3. Таким образом, на начальном этапе формирования норм международного права в сфере противодействия коррупции вопросы деятельности коммерческих корпораций являлись его неотъемлемой частью.

Пройдя этап некоторого снижения темпов развития4, антикоррупционное законодательство в 1996 г. вновь активизировалось, поскольку на Генеральной Ассамблее ООН была принята «Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях»5.

Начало новому этапу в развитии всей антикоррупционной сферы положило принятие Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. Конвенции ООН против коррупции6, которая стала своего рода всеобъемлющим, функциональным и эффективным международным документом по борьбе с коррупцией как в публичном, так и частном секторе. Несмотря на отсутствие четкой юридической конструкции корпоративного сектора в данной конвенции, ее положения однозначно выделяют в качестве одного из объектов воздействия коммерческие корпоративные организации.

Переход к рыночной экономике и смена системы государственного управления, как и в большинстве других стран, в России сопровождались стремлением транснациональных корпораций к установлению влияния на экономические процессы в стране. В связи с этим важнейшим событием можно считать принятие Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который установил различные административно-правовые меры защиты национальных интересов, предусмотренные компетенциями антимонопольных органов и органов федеральной службы безопасности. Символичным для развития российского антикоррупционной сферы стало то, что данный закон вступил в силу в один год с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». В свою очередь Федеральный закон, регулирующий отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ, был принят намного раньше.

В настоящее время российская правовая система содержит большинство основополагающих международных норм-принципов борьбы с коррупцией, в том числе ориентированных на общественные отношения в корпоративном секторе экономики. Помимо ратификации ряда актов обозначенных международных организаций, приняты федеральные законы о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией конвенций ООН и Совета Европы, указами Президента РФ установлены центральные органы, ответственные за реализацию положений ряда международных конвенций. Ключевым этапом для правового регулирования противодействия коррупции в России стало принятие Федерального закона № 273-ФЗ и Национальной стратегии противодействия коррупции, а также организация, планирование и реализация антикоррупционных мер во всех сферах жизнедеятельности на основании единой государственной политики, одобренной на уровне Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции.

Правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляют не только на положениях международного права и российского законодательства о противодействии коррупции, но и нормативных правовых актов РФ других отраслей права. Отдельного внимания в данной сфере регулирования    заслуживают антикоррупционные нормы корпоративного права, нацеленные на правовое обеспечение принимаемых в корпоративном секторе мер по предупреждению коррупции.

Вместе с тем в международном праве отмечается «перекос развития» правового регулирования противодействия коррупции в сторону правонарушений, совершаемых предпринимателями совместно с представителями органов публичного управления. В то же время вопросы противодействия «внутренней» или «корпоративной» коррупции в российской правоприменительной практике рассматриваются в основном с позиций уголовного права.

Анализ нормативных актов и научных исследований в сфере противодействия коррупции свидетельствуют о преобладании внимания в российском обществе именно к коррупции в системе публичного управления, где предприниматель выступает лишь в роли субъекта «активного» подкупа7. В отличие от публичной сферы, большинство коррупционных правонарушений в частном секторе не привлекают к себе общественное внимание и практически не освещаются средствами массовой информации8.

Внедрение принципов Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию в российскую правовую систему, с одной стороны, повлияет на развитие процедуры доказывания ущерба от коррупции и учета ее количественных показателей, а с другой, ограничит права потерпевших лиц в случае их причастности к коррупции, что будет способствовать сокрытию фактов, оглашение которых невыгодно для обеих сторон противоправшных отношений. Вместе с тем коррупция во внутрикорпоративных отношениях имеет высокую степень негативных последствий не только для конкретного предпринимателя, но и для неопределенного круга лиц и процессов жизнедеятельности, что не позволяет относить ее проявления лишь к сфере нарушения частных интересов и разного рода издержкам.

Можно констатировать, что четкость нормативного изложения объема требований к организациям в части мер по предупреждению коррупции приобрело прикладное значение, которое влияет на дальнейшее развитие национальной стратегии противодействия коррупции как в части стимулирования выполнения компаниями требований ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, в том числе за счет внедрения механизма освобождения от предусмотренной ст. 19.28 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) (далее – КоАП РФ) ответственности, так и при обеспечении единства принципов противодействия коррупции во всех сферах деятельности. Рассматривая способы решения данной проблемы, необходимо учитывать обозначенные в правоприменительной практике проблемы описания мер по предупреждению коррупции, что делает целесообразным осуществлять их нормативное закрепление.

В этой связи предлагается внести изменения в название ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» изложив его в виде «Меры по предупреждению коррупции», а в содержании данной статьи отразить необходимые общесистемные, специальные и координационные меры безотносительно к определенной категории субъектов. В свою очередь, название ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ необходимо изложить в виде «Обязанность организаций принимать первоочередные меры по предупреждению коррупции», заменив содержащийся в ее тексте предполагаемый перечень принимаемых организациями мер на исчерпывающий перечень первоочередных обязательных мер по предупреждению коррупции. При этом должна сохраниться корреляция положений ст. 13.3 и ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ.

Также, целесообразно дополнить Федеральный закон № 273-ФЗ ст. 14.1. «Разработка и применение антикоррупционных стандартов в корпоративном секторе», указав в ней порядок разработки и применения антикоррупционных стандартов в области деятельности коммерческих корпоративных организаций различных отраслей хозяйства, а также определив компетенции лиц, ответственных за данные процессы.

Вместе с тем, необходимо четко осознавать, что законодательное закрепление конкретного объема мер по предупреждению коррупции должно стать лишь начальным и кратковременным этапом, способствующим совершенствованию процедуры привлечения к административной ответственности за их невыполнение. Очевидно, что длительность данного этапа приведет к формальному следованию установленным в законодательстве нормам. В качестве дальнейших путей совершенствования целесообразно рассмотреть предлагаемые учеными и экспертами всевозможные методики оценки и сертификации антикоррупционных политик организаций, что с учетом появления таких стандартов, как ISO 19600:2014 – Compliance management systems (Управление функцией комплаенс)9 и Anti-bribery management systems (Системы менеджмента противодействия коррупции) ISO 37001:201610 даст возможность органам прокуратуры и судам ориентироваться на мнения компетентных источников. Вместе с тем постоянные коррупционные скандалы с участием крупных, в том числе иностранных компаний, прошедших подобные процедуры, свидетельствуют о мнимости и притворности результатов различных комплаенс-процедур.

Список литературы Становление и развитие публично-правовой системы противодействия коррупции в российском корпоративном секторе

  • Резолюция 35/14 Генеральной Ассамблеи ООН «Меры против коррупции, практикуемые транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами» (принята 15 декабря 1975 года на 2441-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) https://documents-ddsny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/789/27/IMG/NR078927.pdf?OpenElement
  • Правила ICC по борьбе с коррупцией (Вместе с «Ключевыми международными документами», «Дополнительными документами..», «Комиссией ICC по корпоративной социальной ответственности и противодействию коррупции», «Международной торговой палатой (ICC)») (Приняты в 1977 году) (редакция 2011 года) // ICC Russia www.iccbooks.ru/free-publications.php 21 мая 2014 г.
  • Федеральный закон США «О коррупционных практиках за рубежом» (foreign corrupt practices act (fcpa) of 1977) // GAN INTEGRITY INC. URL: https://www.business-anti-corruption.com/anti-corruption-legislation/fcpa-foreign-corrupt-practices-act/ (дата обращения: 2012.2018).
  • Иноземцев М.И., Каргалева О.А. Источники международно-правового регулирования борьбы с коррупцией // Управленческое консультирование. 2015. №10 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-mezhdunarodno-pravovogo-regulirovaniya-borby-s-korruptsiey (дата обращения: 30.12.2018).
  • Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (Принята 16.12.1996 Резолюцией 51/191 на 86-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=623 (дата обращения: 2012.2018).
  • Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. N 26. ст. 2780.
  • Климова М.В. Понятие коррупции // Актуальные проблемы российского права. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-korruptsii (дата обращения: 30.12.2018).
  • Котов В.В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля: дисс.. док-ра юрид. наук. М., 2010. С. 52-53.
  • Compliance management systems (Управление функцией комплаенс) ISO 19600:2014. // ISO. URL: https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:19600:ed-1:v1:en:en. (дата обращения: 2012.2018).
  • ИСО 37001 - Системы менеджмента борьбы со взяточничеством // ISO. URL: https://www.iso.org/ru/iso-37001-anti-bribery-management.html (дата обращения: 2012.2018).
Еще
Статья научная