Становление народных художественных промыслов в Западной Сибири в конце XIX - начале XX века: социально-экономические и этнокультурные основы

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521469

IDR: 14521469

Текст статьи Становление народных художественных промыслов в Западной Сибири в конце XIX - начале XX века: социально-экономические и этнокультурные основы

Термин «кустарные промыслы» используется для определения мелкого производства изделий на продажу. Существенным признаком кустарного производства считается соединение его с земледелием. Механизм развития кустарных промыслов сводится к эволюции от домашнего производства для нужд семьи, через ремесло по заказу, к кустарному промыслу. [Кол-котин, 1905; Андреев, 1882; Исаев, 1896].

Полагают, что факторами, повлиявшими на повсеместное формирование на основе ремесленных и культурных традиций регионов кустарных промыслов, являлись урбанизация, наличие сырьевых ресурсов, условия рискованного земледелия, избыток рабочих рук в аграрном секторе, малоземелье, расширяющийся потребительский спрос (сельский, городской, правительственные заказы), воздействие системы крупнопромышленного производства [Тарновский, 1995]. Мощным стимулом в развитии кустарной промышленности в России стала реформа по отмене крепостного права, изменившая социально-экономический и культурный облик русской деревни.

С середины XIX в. Министерство государственных имуществ России проводило политику активной поддержки кустарных промыслов. Были созданы Кустарный комитет, Торгово-промышленный музей кустарных изделий. В конце XIX – начале XX вв. появляется понятие «художественная промышленность» в отношении отраслей кустарных промыслов, развитие которых обуславливалось наличиями народных художественных традиций, изменениями социально-бытового уклада общества, его культурных потребностей, растущим влиянием городской среды.

С конца XIX в. синкретизм и традиционность русского крестьянского искусства с его обязательным утилитарным характером, привязанностью к хозяйственной практике и природным условиям, с навыками коллективного творчества постепенно уступали место новым явлениям. В социальноэкономических условиях пореформенной России крестьянское искусство развивалось в рамках кустарных художественных промыслов. На конец XIX в. приходится время их становления и расцвета.

Изделия промыслов, утверждая художественные идеалы русского народа, формировали новый облик народного искусства. Развитие кустарных промыслов в России сопровождался общими реформационными процессами в политической и художественной жизни. Сложилась ситуация, особенностью которой стала актуализация поиска национального своеобразия и внимание к традициям, в том числе и художественным, народов России.

В рамках общероссийских процессов социально-экономическое и культурное развитие Сибири во многом определяли те же тенденции. К началу XX в. хозяйство Сибири имело преимущественно аграрную ориентацию. С XIX в. в Сибири расцветает ярмарочная торговля. Однако трудности экономического роста региона были связанны с низкой плотностью населения, отсутствием широкого внутрисибирского рынка, в условиях конкуренции с товарами из европейской части и Урала, со слабой транспортной и административной инфраструктурой, с отставанием промышленного производства в Сибири от сельскохозяйственного. В контексте общероссийской экономической политики Сибирь рассматривалась преимущественно в качестве сырьевой базы [Винокуров, 1996].

Появление Транссибирской магистрали способствовало разложению натурального хозяйства, росту товарности земледелия и животноводства. Значительное влияние на развитие региона оказал рост народонаселения, особенно в конце XIX в. в Томской губернии. В Сибирь прибывали переселенцы, нуждающиеся в орудиях труда, транспорте, домашней утвари, обуви, одежде. Кроме того, это были люди с определенным производственным опытом, трудовыми навыками, этнокультурными традициями и запросами.

Увеличение производства сельскохозяйственного сырья, появление очагов промышленности, рост городов, развитие товарно-денежных отношений влияли на крестьянские промыслы Сибири. Массовое их возникновение отмечается исследователями в 1880-е гг. особенно вокруг городов, которые тянулись вдоль сибирского Московского тракта: Тобольск, Тюмень, Ишим, Томск, Енисейск, Красноярск Иркутск, Омск, Петропавловск, Барнаул.

Самым крупным в Сибири был тюменский кустарный район. Богатые природные ресурсы, речные и трактовые торговые пути связывали Тюмень с европейской Россией, южными и восточными округами Сибири. Недостаток плодородных почв, суровые климатические условия способствовали обращению населения к промыслам: кожевенному, ковровому, деревообрабатывающему, к изготовлению деревянной посуды, гончарных изделий и др. [Соловьева, 1981].

Многие села превращались в торгово-промысловые поселения, специализировались на производстве одной и той же продукции. В XIX в. тюменские ворсовые и гладкие ковры из овечьей и коровьей шерсти изготавливались на продажу и имели большую известность не только по Сибири, но и в Европейской части. Придавая большое значение искусству тюменского ковроткачества, проявлению в нем традиций народного мастерства, председатель Русского географического общества П. Семенов, руководив- ший выбором экспонатов по окраинам России для Всемирной парижской выставки 1900 г., просил прислать из Тобольской губернии не менее 20 тюменских ковров. Один из них, получил на выставке Большую Золотую медаль [Соловьева, 1981; Витовтова, 1998].

В Тобольском, Туринском, Тарском округах базой для развития промыслов служили потребности Тобольска, Московского тракта, близость Ирбитской ярмарки, уральских заводов. Основной отраслью крестьянской промышленности в этих районах была деревообработка, а также выделка оленьих мехов, кожи, шитье рукавиц.

Растущие потребности городского населения стали условиями, которые позволили традиции резьбы по мамонтовой кости у коренных народов Севера (ханты, манси, ненцы) стать основой для развития промысла резьбы по кости в Тобольске. Благодаря усилиям художника М.С. Знаменского и И.Е. Овешкова в Тобольске в 1860-1870-е гг. появляются частные мастерские, работающие на рынок. Для участия в Нижегородской выставке 1896 г. ими было подготовлено более 300 изделий [Давыдов, 1954].

Значительный центр кустарной промышленности сложился также к 1880-м гг. вокруг г. Томска [Соловьева, 1981].

С конца XIX в. экономический подъем Сибири вызвал просветителькое движение за преобразование некогда окраин России. Идея региональной специфики, в том числе и в области искусства, возникла в конце XIX в. и продолжала волновать сибиряков вплоть до 1930-х гг.

В русле общероссийских тенденций культура и искусство Сибири стали предметом специальных исследований широкого круга чиновников, промышленников, краеведов, художников, ученых. В стенах сибирских музеев стали формироваться коллекции предметов культуры сибирских народов. Художники и ученые края пытались использовать наследие коренного населения для прикладных разработок с целью преобразования глухой провинции в один из культурных центров огромного государства.

В России конца ХIХ – начала ХХ в. предпринимались огромные усилия по организации кустарной промышленности, ориентированной на художественные традиции народов страны. Министерство имуществ России поощряло экспедиции, исследования, сборы материалов, направленные на развитие народных художественных прикладных центров. Итоги работы в этом направлении были подведены на I Всероссийской кустарной выставке 1902 г.

В конце 1902 г. в целях развития кустарных промыслов в Томской губернии были открыты учебно-показательные мастерские по ткацкому, тележному, столярно-мебельному производству, а также по сельскохозяйственному машиностроению. А затем в 1911 г. постановлением Главного управления 1911 в Томске был учрежден Губернский кустарный Комитет. По Положению о Томском Губернском кустарном Комитете в его задачи помимо прочего входило также: собирание и разработка статистико-экономических сведений, относящихся к местным кустарным промыслам для выяснения условий их существования и их нужд; осуществление мероприятий по развитию существующих и насаждению новых кустарных промыслов; принятие всякого рода мер к развитию местных кустарных промыслов в техническом, художественном и экономическом отношениях [ГАТО].

В 1913 г. состоялась II Всероссийская кустарная выставка. В ходе ее работы была отчетливо обозначена перспектива развития народных промыслов в различных регионах России, в том числе и в Сибири. Но в силу особенностей края, процессы трансформации художественных традиций и формирования художественных промыслов здесь шли медленнее и имели специфические особенности. Крестьянская промышленность Сибири, сохраняя традиции коллективного творчества и ремесла, продолжала удовлетворять утилитарным потребностям повседневной жизни. Развитой специализации по производству художественных изделий для широких слоев населения в Сибири (за исключением Тюменского ковроделия и Тобольского косторезного промысла) в начале XX в. не было. Причинами были: отсутствие устойчивого массового спроса на художественные декоративные вещи, сохранение нерасчлененности искусства русского крестьянского и аборигенного населения с сакральной и утилитарной сферами; узость и социальная ограниченность поисков национального (регионального) своеобразия.

Статья