Становление правовой культуры сотрудников таможенных органов Российской Федерации
Автор: Савенков В.А.
Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu
Рубрика: Философия и культурология
Статья в выпуске: 1 (3), 2013 года.
Бесплатный доступ
Автором проводится анализ становления феномена правовой культуры применительно к коллективному субъекту правовых отношений и, в частности, к сотрудникам таможенных органов как особого социального института.
Общественное сознание, право, правовая культура, сотрудник таможенных органов
Короткий адрес: https://sciup.org/14219192
IDR: 14219192
Текст научной статьи Становление правовой культуры сотрудников таможенных органов Российской Федерации
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(3). 2013
Формирование отечественной правовой культуры в ее полномасштабном объеме можно отнести к концу XVIII – началу XIX вв. В этот период укрепляются позиции различных школ права, приобретают популярность идеи о неотъемлемых правах и свободах человека, закладываются основы формирования концепции естественного права. Так, А. И. Герцен разработал провозглашавшую основные права и свободы теорию русского социализма, которая предполагала отделение от существующей власти, насильственно насажденной и совершенно не имеющей корней в народе, и наделение всего народа России естественными неотчуждаемыми правами [1, с. 401]. Также в этот период начинает формироваться русский либерализм. Его идеи ориентированы на становление и развитие правового государства, прав личности. Русские либералы того времени стремились преодолеть существующий правовой нигилизм через формирование правовой культуры [2, с. 26]. Основные черты правовой культуры сформировались под влиянием правового позитивизма, определившего направление российского правокультурного развития [3, с. 383].
В 60–70-е гг. XIX в. предпринимаются попытки разработать систему правовой культуры, связанные с проявлением новых течений в отечественной правовой науке. Так, формирование школы нравственного идеализма в русской философии права способствовало появлению особой, самобытной правовой культуры со специфическим характером русского мировоззрения и системой ценностей русской культуры, существенно отличавшейся от западноевропейской [4, с. 374]. Это во многом обусловлено принятием в нашем государстве в середине 60-х гг. XIX в. основного закона – Конституции. В этот период активными усилиями передовой российской интеллигенции впервые в России на повестку дня ставится вопрос о необходимости формирования правовой культуры в общественном сознании всех граждан страны.
Однако реализация этой важной соци-огуманитарной задачи затруднялась тем, что к тому времени в правовой науке отсутствовало само определение «правовая культура». Разработка теоретического обоснования этого термина и его этимологическое толкование как особого качественного состояния правовых общественных отношений стала интенсивно осуществляться в начале ХХ в.
Но кардинальная смена общественногосударственного устройства России после революции 1917 г. приостановила этот позитивный научный процесс. Новая господствующая идеология поставила перед гуманитарной наукой первостепенную задачу воспитания «нового человека», и в ее интересах советская власть требовала от отечественных гуманитариев соответствующего активного воздействия на общественное сознание. Тотальный государственный контроль над общественной наукой и сферой образования явился серьезным фактором насильственной идеологизации всех форм общественного сознания, в том числе и правового воспитания. Таким образом, определяющими идеологическими установками для формирования общественных представлений о правовой культуре в Советской России стали директивные указания большевистского и партийного руководства страны.
Несмотря на эти объективные трудности, с середины ХХ века в отечественном правоведении стали предприниматься серьезные попытки для системных исследований феномена правовой культуры. В них были изложены основополагающие подходы к формированию современного понятия правовой культуры, однако в силу идеологических предпочтений это могло осуществляться лишь в формате категории «социалистическая правовая культура».
Отдельные сформированные в те годы представления о правовой культуре, особенно касающиеся ее общетеоретического характера, несмотря на их явный «социалистический уклон», не утратили своей научной значимости и в современном правоведении. Однако они несут на себе значительный идеологический отпечаток того исторического периода и потому не могут считаться вполне адекватными для современного уровня развития правовой науки.
Также можно отметить и еще одну существенную особенность правовых теоретических разработок того времени: анализ соответствующей источниковой базы позволяет сделать вывод о том, что большинство исследований, касающихся вопросов правовой культуры, проводилось в основном с прикладных позиций, без учета социально-философского контекста проблемы. В силу этих обстоятельств большинство определений понятия «правовая культура» носило чисто утилитарный, прикладной характер, а поэтому в его этимологическом основании главное внимание акцентировалось на правовой культуре должностных лиц.
Вместе с тем в этот период предпринимаются активные попытки формирования нового понятийного аппарата, отражающего демократические тенденции развития современного общества, позволяющие по-новому взглянуть на феномен правовой культуры, оценить ее роль в процессе становления личности и развитии общества в целом. Также нынешний уровень развития правоведческой науки характеризуется стремлением выработки целостной концепции феномена правовой культуры на основе ретрансляции традиционных знаний о праве и их продуктивной редукции к современным правовым концепциям.
Так, в частности, в 80-е гг. ХХ в. были разработаны две весьма интересные концепции правовой культуры. Автор одной из них А. П. Семитко характеризует правовую культуру только как «качественное состояние правовой жизни общества» [5, с. 95]. Автор другой концепции З. Ч. Чикеева полагает, что рассмотрение правовой культуры лишь в данном аспекте характеризуется ограничением понимания только внешней формы этого общественного феномена, в то время как он имплицитно заключается в развитии самого человека [6, с. 47]. Такая расширительная трактовка правовой культуры нам представляется наиболее полной, поскольку развитие личности в процессе формирования ее правовых ценностей и их осознанного усвоения, безусловно, является доминирующей общественной формой существования правовой культуры.
Как видим, поиск российским обществом новой идентичности после распада СССР повлек существенные подвижки в сфере научного анализа правовой культуры. В связи с этим началось активное обсуждение данной проблематики, что обусловило появление большого числа соответствующих научных разработок. Но ожидание быстрых и, самое главное, позитивных перемен в общественном сознании было бы утопией. Как показали социологические исследования 2-й половины
90-х гг., около половины россиян принадлежало к культуре «наблюдателей», для которой характерен относительно высокий уровень интереса к своим правам при низком доверии к органам государственной власти и при минимальном уровне отстаивания своих прав и свобод.
Понимание сущности прав человека, умение и желание их защищать – один из важнейших критериев правовой культуры. Можно отметить происходившие в общественном сознании, начиная с 1985 г., причудливые формы трансформации как понятия «права человека», так и отношения к правам как таковым [7, с. 24]. Повсеместное заимствование западных политических, культурных и нравственных ценностей приводит к закреплению прав человека в качестве некого эталона цивилизованности [8, с. 131].
На современном этапе отечественные юристы, социологи и философы проявляют все больший интерес к изучению феномена правовой культуры. Так, в последние годы появилась новая концепция, согласно которой правовая культура тесно связана с деятельностным началом личности, отражает ее сущность: «…в деятельности человека в социокультурном пространстве она составляет тот компонент, с помощью которого находит свое практическое выражение культурно-историческая самобытность народа» [9, с. 198]. Иными словами, правовая культура представляет собой процесс и результат творчества человека в области права, характеризующиеся созданием и становлением правовых ценностей [10, с. 386]. В этом смысле личность выступает носителем и деятельным субъектом реализации правовой культуры, а последняя, в свою очередь, представляет мотивированно выработанный индивидом уровень осмысления и овладения правом в интересах реализации своей общественной позиции и практической деятельности.
Несмотря на активные исследования, которые проводились в последние десятилетия в области правовой культуры, комплексное определение понятия «правовая культура» до сих пор отсутствует. Все научные изыскания в этой области знания в основном сводились к фиксации и характеристике дихотомии двух важных компонентов: индивидуальной правовой культуры и общественной правовой культуры. Между тем комплексные исследования диалектической взаимосвязи этих ее основных структурных элементов до сих пор представляли собой лишь отдельные попытки восполнения существующих пробелов в анализе единичного, особенного и общего применительно к феномену правовой культуры. Кроме того, в отдельных исследованиях в интересах философско-исторического контекста осуществлялась редукция определения «правовая культу-
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(3). 2013
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(3). 2013
ра» к системе схожих видовых понятий, таких как «правовое сознание», «правовое образование» и др., либо избыточное обобщение его с родовыми категориями «гражданское общество», «правовое государство» и т. д. [11, с. 19].
С учетом этого особую актуальную значимость приобретает проблематика становления правовой культуры применительно к коллективному субъекту правовых отношений и, в частности, к сотрудникам таможенных органов как особого социального института, который стал формироваться в новой России лишь начиная с 90-х гг. ХХ в. Анализ данной проблематики принципиально важен как теоретически, так и практически для преодоления издержек правового стереотипа советского периода, обусловленного господствовавшей десятилетиями государственной монополии на внешнюю торговлю. В результате такой государственной политики большая часть основополагающих функций таможенных органов нашей страны была атрофирована, и, по сути, деятельность таможни сводилась к работе с физическими лицами при въезде в Советский Союз (или выезде из него), так как не существовало института профессиональных участников внешнеэкономической деятельности [12, с. 18]. В тот период практически отсутствовало взаимодействие таможенных органов с лицами, осуществлявшими деятельность в области таможенного дела. Гражданами перемещались только товары для личного пользования, которые не облагались или облагались незначительными таможенными пошлинами. Таким образом, от решений должностных лиц таможенных органов напрямую не зависела пополняемость государственного бюджета страны.
Все попытки развития правовой культуры сотрудников таможенных органов сводились в основном к усвоению директивных указаний и стратегических внешнеполитических установок партийно-государственного руководства страны в формальных рамках должного поведения органов советской таможни [13, с. 147].
Период становления новой российской таможенной службы совпал с общим кризисом, охватившим все сферы нашего общества: экономику, политику, мораль, право и нравственность. В это переходное время от одной общественно-государственной системы к другой происходило идеологическое опустошение общественных идеалов, терялись традиционные ценностные ориентации честного и самоотверженного труда на благо Родины, а взамен этому средствами массовой информации стал активно насаждаться идеал прагматизма, вседозволенности и безнравственности. Вместе с ним в массовое сознание стали проникать не свойственные отечественной культуре и национальным традициям жестокие нравы, наси- лие и культ алчной наживы. Попрание таких понятий, как патриотизм, долг и честь, пагубно сказывается на мировоззренческих ориентациях прежде всего молодых граждан страны, из которых, в частности, пополняются ряды и сотрудников таможенной службы. Все это помимо мировоззренческих издержек ведет к усилению реальной угрозы национальной безопасности нашего государства.
Естественно, что этот негативный процесс не мог не отразиться на качестве функционирования таможенных органов Российской Федерации: налицо существенное расхождение правовых идей и государственных регламентирующих документов с пагубными последствиями духовного кризиса, отразившегося во всех реалиях современных экономических и общественных отношений в нашей стране. Происходит то, о чем говорили философы серебряного века: каждой исторической эпохе соответствует своя общественная творческая энергия, а когда общество переходит к новой формации, то эта энергия истощается, тускнеют ее идеалы, начинаются ее деградация и распад [14, с. 211].
В начале 90-х гг. российское общество осуществляло поиск национальной идеи. Это было связано с тем, что произошел отказ от прочих творческих постулатов и образовался культурный и правовой вакуум в сознании миллионов людей. Это, в свою очередь, привело к появлению национализма, экстремизма и т. д.
Таможенная служба как важный социальный институт не может быть изолирована от происходящих в последние десятилетия общественных процессов. Вследствие этого необходимо объективно оценивать возникшую проблему снижения правовой культуры и утраты нравственных ориентиров в профессиональной деятельности работников государственной таможенной службы.
Активно принимаемые государством меры предусматривают целую систему воздействий воспитательного характера и, в частности, включения такого важного механизма, как восполнение лучших культурных традиций таможенных органов, которые в последнее время стали широко пропагандироваться среди личного состава. Обладая бесценным духовным наследием таможенных органов прошлого века и опираясь на их мощный культурный потенциал, руководство таможенной службы последовательно осуществляет формирование высокого уровня правовой культуры среди ее сотрудников. Это должно способствовать повышению профессионального статуса таможенников, их гражданского авторитета, привитию любви к профессии и ответственного подхода к выполнению служебных обязанностей.
Благодаря этому в работе таможенных органов в последние годы наметился позитивный перелом. Положительно повлиял на правовую культуру таможенных служащих такой профессионально-социальный фактор, как защита культурных и правовых ценностей страны, способствующий формированию нового правового сознания, новых мировоззренческих основ, тесно связанных с духовностью общества и патриотизмом.
Подводя некоторые итоги, следует подчеркнуть, что правовая культура имеет важную общественную значимость в формировании ценностных идеалов и мировоззренческих установок. Аксиологическая преемственность многих поколений таможенников является фундаментом, на котором закладываются идеалы этой профессии, вобравшие в себя правовую культуру, профессионализм и лучшие черты национального самосознания. Под их влиянием формируются личностные моральные и ценностные ориентации нынешних сотрудников и правовая культура всей государственной таможенной службы в целом.
Важно также подчеркнуть, что на современном этапе таможенные органы работают на основе использования новейших технологий таможенного оформления и таможенного контроля, тесно связанного с информационными системами. Все это требует от современных таможенников высокого уровня профессиональной подготовки. Кроме этого, следует учесть, что переход к рыночным отношениям предъявляет к профессионализму таможенников системные требования нового восприятия окружающего мира, умения анализировать общечеловеческие и духовные ценности.
Конечно, процесс активного развития правовой культуры сотрудников таможенных органов в настоящее время идет не столь быстро, как этого требует государство. Но нельзя не заметить появления новых научных подходов к анализу сущностных, содержательных факторов и особенностей профессиональной деятельности таможенников, которые оказы-
Legal Culture Formation among Customs Officers of the Russian Federation
V. A. Savenkov вают практическое влияние на формирование их правовой культуры.
Весь период развития правовой культуры представителей данной профессии – это историческая реальность, результат усилий многих поколений таможенников, которые, находясь на службе Российскому государству, обеспечивали защиту национальной экономики, вели борьбу с контрабандой и участвовали в росте доходов государства. Опыт многих поколений сотрудников таможенной службы, проверенный историей, помогает достигнуть стабильности настоящего и служит залогом достойного будущего.
-
1. Васильев М. В. Утопический социализм. М., 1982.
-
2. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX – начала XX века // Вопр. философии. 1991. № 8.
-
3. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М., 1997.
-
4. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // Сочинения П. И. Новгородцева. М., 1995.
-
5. Семитко А. П. Пути формирования правовой культуры. М., 1990.
-
6. Чикеева З. Ч. Формирование правовой культуры трудящихся. Мн., 1992.
-
7. Батайкин В. П. Правовая культура России в условиях социальной модернизации. М., 2006.
-
8. Рукавишников В. О. Права человека в России: прошлое и настоящее. Пермь, 1999.
-
9. Смоленский М. Б. Правовые ценности российского общества. М., 2003.
-
10. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч. : в 10 т. М., 1994.
-
11. Гурьянов Н. Ю. Сущность правовой культуры. Чебоксары, 2007.
-
12. Александров Д. А. Таможенное дело в СССР. М., 2010.
-
13. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004.
-
14. Савчук Н. Е. Философия серебряного века. М., 1988.
The author analyzes the formation of legal culture phenomenon in relation to the collective subject of legal relations and, in particular, to the customs officers, as a special social institution.
Поволжский педагогический поиск (научный журнал). № 1(3). 2013
Список литературы Становление правовой культуры сотрудников таможенных органов Российской Федерации
- Васильев М. В. Утопический социализм. М., 1982.
- Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX -начала XX века//Вопр. философии. 1991. № 8.
- Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М., 1997.
- Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права//Сочинения П. И. Новгородцева. М., 1995.
- Семитко А. П. Пути формирования правовой культуры. М., 1990.
- Чикеева З. Ч. Формирование правовой культуры трудящихся. Мн., 1992.
- Батайкин В. П. Правовая культура России в условиях социальной модернизации. М., 2006.
- Рукавишников В. О. Права человека в России: прошлое и настоящее. Пермь, 1999.
- Смоленский М. Б. Правовые ценности российского общества. М., 2003.
- Ильин И. А. О сущности правосознания//Собр. соч.: в 10 т. М., 1994.
- Гурьянов Н. Ю. Сущность правовой культуры. Чебоксары, 2007.
- Александров Д. А. Таможенное дело в СССР М., 2010.
- Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2004.
- Савчук Н. Е. Философия серебряного века. М., 1988.