Становление профессионального образования полицейских в Симбирской губернии

Автор: Шубович В.Г.

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: История и историография

Статья в выпуске: 2 (16), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены и проанализированы материалы по организации учебного процесса в учебных заведениях по подготовке полицейских в Симбирской губернии на рубеже веков.

Урядник, сыскное дело, полиция, уголовная ответственность

Короткий адрес: https://sciup.org/14113924

IDR: 14113924

Текст научной статьи Становление профессионального образования полицейских в Симбирской губернии

Во второй половине XIX века в России появляются специализированные профессиональные училища, начальные учебные заведения для подготовки низших полицейских чинов, которые определенным образом создали предпосылки для формирования Симбирской школы урядников, которая действовала под эгидой МВД, подчинялась непосредственно губернатору, предоставляла возможность получения начального юридического образования. Образование указанных учебных заведений, перемещение чиновников к новому месту службы, обучение в образовательных центрах кандидатов для работы в полиции оказались важными источниками пополнения квалифицированными специалистами системы правопорядка в регионе.

Российское правительство профессиональному образованию полицейских уделяло серьезное внимание, так как деятельность урядника проходила в контакте с населением, следовательно, перечень функций и обязанностей полицейских по профилактике, предупреждению и раскрытию противозаконных действий, подлежащих уголовной и административной ответственности, проведению дознания выдвигал высокие требования к профессиональной и общей подготовке полицейских, к уровню их моральных качеств. С 1878 года полицейский урядник представлял собой важное промежуточное звено между становым приставом, имевшим опыт службы и образование, назначавшимся из числа дворян, и сотскими, которые были из крестьян и несли полицейскую службу на селе [1].

На территории России конца XIX — начала ХХ века открытие полицейских школ шло сложно и длительно, особенно в Поволжском регионе и, в частности, в Симбирской губернии. Подтверждение находим в «Журнале присутствия Симбирского губернского правления» (№ 294 от 1 июля 1911 г.), в котором говорилось о формировании школы для низших чинов полиции в Симбирске на основании циркуляров министра внутренних дел № 3153 от 28 июля 1887 г. № 8191 от 23 ноября 1893 г., предоставлявших губернаторам особые права по созданию и утверждению школ урядников и полицейских. Также в этом журнале указывалось, что практически умышленно срывалась работа данных законов: «Невзирая на вышепредставленные циркулярные распоряжения, школы для урядников в Симбирской губернии так и не были открыты до настоящего времени (1911 год)» [2]. С целью повышения престижа полиции в новых условиях экономической и социально-политической обстановки в России начала ХХ века полицейские чины и руководство полиции выпустили в свет циркуляры об отказе в приеме на службу в полицию малограмотных и неграмотных людей.

В апреле 1911 года уездный исправник Симбирской губернии докладывал: «Имеется важная необходимость в повышении уровня образования уездной полиции, потому как стража имеет двойное назначение: <с одной стороны,> воинская часть <используется для> устранения беспорядков среди местных жителей, а с другой — выполняет истинно полицейские функ- ции. Род полицейской деятельности требует от стражей знакомства с порядком ведения делопроизводства, действующими законами и т. д., что позволяло стражникам становиться кандидатами на должность урядника полиции, обязанности и права которого шире обязанностей стражника» [3].

В Симбирской губернии первая школа низших чинов полиции была открыта в сентябре 1911 года. Необходимость функционирования школы обосновывалась следующим: «С появлением 5 мая 1903 года отряда стражников, в условиях сложившейся политической обстановки в России существует особая потребность в открытии школы для подготовки и расширения рядов урядников».

Появление в 1903 году полицейской стражи привлекло в ряды полиции лиц, мало знакомых с особенностями полицейской службы. Именно поэтому губернское руководство принимало меры к привлечению полицейских к обучению, так как среди них было много неграмотных, а следовательно, не соответствующих своей должности.

Полицейский урядник нес ответственность за соблюдение правопорядка на участке. К сожалению, отсутствие полных сведений о школе полиции не раскрывает всей полноты ее деятельности, например, непонятно, как экзаменовались кандидаты школы урядников. Можно однозначно сказать, что у будущих полицейских проверялись знания основ начальной школы и физической подготовки. Так, на учебу принимались физически здоровые мужчины, имеющие положительные характеристики. Предпочтителен был высокий рост и привлекательная внешность. Те, кто имел документ на звание околоточного или урядника, обязаны были его подтвердить. Обо всех кандидатах в школу наводились справки с прежнего места службы, работы и места жительства.

Кандидатами для поступления в школу могли быть стражники (низшие полицейские чины), лица из системы МВД, предоставляющие характеристики с предыдущих мест работы, низшие чины (из запаса), имеющие опыт военной службы, в возрасте до тридцати лет. Прошедшие испытания принимались на бесплатное обучение, обеспечивались некоторыми видами довольствия «по полицейской части» [4].

Занятия в школе проводились с привлечением не только полицейских чинов, но и гражданских специалистов (инженеров, помощников прокурора, советников, ветеринарных и врачебных инспекторов и т. д.), что объяснялось широким перечнем дисциплин, преподававшихся в школах урядников. При отборе кандидатов в полицейскую школу имелись ограничения для лиц:

  • —    состоящих под судом или следствием;

  • —    нижних чинов запаса, которые во время действительной службы в войсках попали в разряд штрафников;

  • —    объявленных в списках должников;

  • —    подвергавшихся телесным наказаниям по приговору волостных судов за 2 последних года.

Поступающие на учебу в школу полиции должны были быть не старше сорока лет, иметь русское подданство, а лица еврейской национальности не принимались вовсе.

Основное внимание уделялось специальной подготовке полицейских. План школы включал четыре основных предмета: сыскное дело, государственное устройство, законы Российской империи, курс полицейских обязанностей. Подготовка в школе полиции составляла три месяца, но исходя из программ обучения процесс был насыщенным и интенсивным. Так, при освоении сыскного дела будущие урядники должны были понять, что такое полицейский сыск, описание места происшествия, допрос свидетелей и задержание подозреваемого, сбор вещественных доказательств, установление личности преступника, внешнее полицейское наблюдение; изучить новейшие средства обнаружения преступника (фотография, дактилоскопия, словесный портрет, кинологическая служба); освоить подходы к расследованию основных преступлений, таких как подлог документов, мошенничество, кража, шантаж, подделка денег, убийство и др.

Учебные занятия в школе проходили в форме как теоретических, так и практических уроков, проводились занятия на местах действительных происшествий, когда слушатели привлекались к работе сыщиков. Специфические формы работы — розыск преступника по фотографии, поиск с собакой-сыскарем и т. д. — формировались «наглядно, с демонстрацией способов действий по каждому случаю в отдельности». В процессе подготовки будущих полицейских значение уделялось развитию внимания, мышления, памяти, наблюдательности, логических связей.

Выдержав вступительный экзамен, кандидаты поступали в школу и давали подписку об обязанности прослужить по окончании в течение года в уездной полицейской страже, а также в том, что готовы исполнять все приказания в процессе обучения.

Учебный процесс в полицейских школах предписывалось проводить на безвозмездной основе. Министерство внутренних дел, принимающее прогрессивные инновации губернского руко- водства, выделяло финансы на нужды школ из сметы по содержанию стражей порядка. Суммы эти были мизерными — не более 150 рублей в год, но более Министерство позволить выделить не могло, так как само испытывало финансовые проблемы.

В зависимости от степени общеобразовательного уровня слушателей, от объема учебной программы курс обучения в полицейских школах различных губерний составлял от четырех месяцев до полутора лет, а в Симбирской полицейской школе продолжался 4 месяца.

Приведем перечень основных дисциплин, составлявших программу курса школы полиции для утверждения в должности урядника губернии:

  • 1.    Закон Божий, т. е. разъяснение текста Евангелия, а также краткие понятия о сектах и староверах.

  • 2.    Историко-географические, демографические и статистические данные о губернии.

  • 3.    Сведения о государственной структуре Российской империи, обязанностях уездных властей, законных правах и обязанностях городской и уездной полиции, о пособиях лицам, пострадавшим от преступлений, и т. д.

  • 4.    Сыскное дело.

  • 5.    Медицина и санитария — знания об анатомии человека, сведения о личной гигиене, требования о чистоте воздуха, почвы, воды; о мерах профилактики при появлении заразных болезней.

Следует сказать, что в Симбирской губернии в рассматриваемый исторический период специалистов из числа чинов, способных обучать кандидатов по данной программе, было мало, а представители жандармерии могли лишь определять и инспектировать курсы строевых занятий.

Во всех школах полицейских обучение завершалось выпускными экзаменами, в проведении которых участвовали губернатор, представители прокуратуры, полицейские чины, директор полицейской школы.

Так, по окончании учебы в школе урядников Симбирска проводились комплексные занятия по захвату шайки грабителей, затем проходил строевой смотр и проводились экзамены по изученным дисциплинам. Лица, успешно окончившие полицейскую школу, назначались конными стражниками, попадали в распоряжение приставов, являлись помощниками урядников и т. д. Значимость специальных учебных заведений в организации подготовки кадровых полицейских была определена в специальном цирку- ляре МВД по Департаменту полиции за № 14532 от 7 мая 1913 года, в котором указывалось на крайнюю важность и необходимость формирования и открытия по всей Российской империи полицейских школ.

Процесс обучения в школе полицейских строился с обязательным знакомством стражей правопорядка с журналами «Верность» и «Вестник полиции». Особую значимость представлял последний «в силу огромной пользы, приносимой журналом… в деле полицейской службы и для профилактики и раскрытия преступлений, розыске преступников». Объяснялось это тем, что в редакции «Вестника полиции» работали профессионалы-журналисты, знакомые с тонкостями полицейской службы. В журнале публиковались материалы чинов полиции и сыщиков, пожелавших обменяться опытом деятельности [4].

Большое место в «Вестнике полиции» было отведено характеристике процесса профессиональной подготовки полицейских на специальных курсах и в школах. Издание рекламировало инновации в области криминологии, размещало материалы о развитии ряда школ России по сыску с собаками. В данном периодическом издании печатались публикации как высокопоставленных чинов полиции, так и простых «служак», изъявивших желание поделиться ценным опытом своей деятельности.

Серьезное значение в журнале придавалось процессу профессиональной подготовки в полицейских школах и на специальных курсах. Издание предоставляло исторические материалы по развитию отечественной и зарубежной полиции, пропагандировало достижения криминалистической науки, публиковало материалы о развитии российских школ служебного собаководства. В «Вестнике полиции» имелись рубрики чествования особо отличившихся полицейских и трагические страницы, где размещались фото полицейских, отдавших жизнь при исполнении служебного долга.

Таким образом, в дореволюционный период в Симбирской губернии школа урядников являлась одним из первых учебных заведений, дававшим начальное юридическое образование. Это было всесословное, полузакрытое, практико-ориентированное профессиональное учебное заведение, обеспечивающее правоохранительную систему низшими чинами [5].

Становление и развитие системы полицейских школ в Симбирской губернии имело положительные последствия, а особенное увеличение количества учебных заведений данного профиля произошло в начале XX века. Цели, решаемые системой подготовки полицейских России, остаются актуальными и в настоящее время: формирование у современных полицейских положительных моральных и психологических характеристик; организация процесса обучения в учреждениях российской полиции в соответствии с требованиями современного времени и закона; обеспечение высокого уровня технической, боевой, моральной и физической подготовки и т. д. В этом случае опыт полиции Российской империи XX века представляет особую важность и значимость.

  • 1.    Шубович В. Г. Организация учебного процесса в полицейской школе Симбирска в конце XIX — начале XX вв. // Казанская наука. 2013. № 7. С. 240—243.

  • 2.    Шубович В. Г. Историографические аспекты становления и развития системы профессионального образования в России на рубеже XIX—XX вв. // Поволжский педагогический поиск. 2012. № 2(2). С. 114—117.

  • 3.    Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. 49. Оп. 1. Д. 19. Л. 79.

  • 4.    Шубович В. Г. Становление и развитие системы профессионального образования в России на рубеже XIX—XX вв. // Право и образование. 2012. № 2. С. 136—142.

  • 5.    Шубович В. Г. Организация учебного процесса в полицейской школе во второй половине XIX века // Современные проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов атомной отрасли в условиях развития ядерного кластера : сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. Ч. II. Димитровград : ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2013. С. 178—184.

Список литературы Становление профессионального образования полицейских в Симбирской губернии

  • Шубович В. Г. Организация учебного процесса в полицейской школе Симбирска в конце XIX -начале XX вв.//Казанская наука. 2013. № 7. С. 240-243.
  • Шубович В. Г Историографические аспекты становления и развития системы профессионального образования в России на рубеже XIX-XX вв.//Поволжский педагогический поиск. 2012. № 2(2). С. 114-117.
  • Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. 49. Оп. 1. Д. 19. Л. 79.
  • Шубович В. Г Становление и развитие системы профессионального образования в России на рубеже XIX-XX вв.//Право и образование. 2012. № 2. С. 136-142.
  • Шубович В. Г. Организация учебного процесса в полицейской школе во второй половине XIX века//Современные проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов атомной отрасли в условиях развития ядерного кластера: сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. Ч. II. Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2013. С. 178-184.
Статья научная