Старообрядцы Симбирска и Самары во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Самарских и Симбирских епархиальных ведомостей)
Автор: Рухлин Алексей Николаевич
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: История
Статья в выпуске: 1 (61), 2023 года.
Бесплатный доступ
Введение. Статья описывает старообрядческое движение в Симбирско-Самарском Поволжье посредством периодической печати данного региона. Хронологические рамки работы охватывают середину XIX - начало XX в. Представленный материал затрагивает одну из драматических проблем русской истории, церковный раскол и появление движения старообрядчества. Актуальность представленного материала состоит в возрастании интереса у российского общества к данной теме, особенно в среде православной молодежи. Проблема раскола и разделения российского общества - не новое явление в нашей стране. Реформа, начавшаяся как политическая авантюра патриарха Никона, привела к расколу православных христиан на старообрядцев и никониан. Старообрядцы многое пережили и, несмотря ни на что, сохранили то древнее духовное наследие, в котором сохранился дух святой Руси. Цель статьи - на основе газетных материалов определить роль старообрядчества в России, его уникальность для дальнейшей истории страны. Материалы и методы. Основными источниками выступает периодическая печать. Работа основывается на принципах историзма к изучению прошлого. Методика исследования опирается на метод научного описания. Результаты исследования. В результате проведенного исследования автор вводит в научный оборот исторические факты из епархиальных ведомостей, ранее не представленные в современной исторической науке. Имея монопольное положение в государстве и обществе, официальная церковь в епархиальных изданиях открыто критиковала все старообрядческие направления (кроме единоверцев). Антираскольническая тональность в публикациях не менялась на протяжении всего существования епархиальных ведомостей. Власть и церковь в начале XX в. шли на существенные компромиссы в отношении старообрядцев, но в печати они оставались все теми же сектантами, которых надо присоединить к «истинной вере». Обсуждение и заключение. Борьба с расколом в России всегда занимала огромное место в жизни Русской православной церкви. Официальная церковь всеми способами стремилась присоединить к себе раскольников. Старообрядцы в условиях жестких гонений активно продолжали отстаивать принципы своей веры, традиций и уклада. После Первой русской революции появились надежды на легальное существование старообрядческой церкви. Февральская революция подарила староверам свободу, но при большевиках начались новые гонения. Отношения между новообрядцами и сторонниками «старины» изменились в советское время, когда обе конфессии существовали под гнетом Советов. Формальное примирение не привело к восстановлению обеих церквей, «исторический раскол» оказался глубже и тяжелее. Можно сделать вывод, что данная тема актуальна до сих пор. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения данной проблемы.
Русская православная церковь, «симбирские епархиальные ведомости», «самарские епархиальные ведомости», периодическая печать, церковные редакторы, старообрядцы, раскольники
Короткий адрес: https://sciup.org/147239883
IDR: 147239883 | DOI: 10.15507/2078-9823.061.023.202301.020-032
Список литературы Старообрядцы Симбирска и Самары во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Самарских и Симбирских епархиальных ведомостей)
- Виноградов А. А. Образование (грамотность) старообрядцев в Симбирско-Ульяновском Поволжье на конец XIX в. Материалы Международной научно-практической конференции "Актуальные вопросы аграрной науки и образования". Ульяновск. 2009. С. 79-92.
- Виноградов А. А. Симбирское старообрядчество до начала XX века. Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии: научно-теоретический журнал. 2008. № 1. С. 64-69.
- Зеньковский С. А. "Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века". М.: Церковь. 1995. 712 с.
- Шабалина Л. П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья. Ульяновск, ИПК ПРО, 1993. 55 с.