Старопечатный пролог XVII века в творчестве Н. С. Лескова: к реконструкции одного литературного казуса

Автор: Минеева Инна Николаевн

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.12, 2014 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме восприятия Н. С. Лесковым Пролога XVII века. С 1870 по 1890-е годы писатель давал противоречащие друг другу характеристики функционального предназначения Пролога, истории его бытования и издания в России - от книги, назначаемой церковью для благочестивого и назидательного чтения и помогающей «уразуметь Слово Божие», до лишения ее вовсе церковного авторитета. Начиная с 1886 года, Лесков называл Пролог книгой «отреченной», «неканонической». Анализ архивных материалов позволил подтвердить высказанное ранее в науке предположение о том, что писатель называл «отреченной» полную печатную редакцию Пролога, изданную в Синодальной типографии в 1642-1643 годы. Именно эта редакция не была подвергнута «книжной справе» в ходе никоновских реформ. Древность и сохраненность памятника всегда оставались для писателя определяющими критериями. Подобные характеристики не лишены реальной основы и зиждятся на научно доказанных в XIX веке наблюдениях. Удалось установить, что существенное влияние на Лескова в выработке собственной позиции оказала монография профессора Киевской духовной академии Н. И. Петрова «О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (Иноземные источники)» (Киев, 1875). Лесков совершил незамысловатый творческий ход. Он перевел факт научный - «неканоничность» «допетровского» Пролога - в факт литературный. За стратегией наделить Пролог редакции 1642-1643 годов статусом «отреченного» скрывается не только эвристический поиск Лескова в области истории его публикации, но и поиск художественный. Учитывая «подконтрольность» своих произведений, написанных по сюжетам Пролога, со стороны цензуры, писателю был необходим выход к новому языку «тайнописи». Обращение к «неканоничному» Прологу в качестве литературного источника обернулось для него свободой творческого самовыражения. За проложными ситуациями и образами скрывается второй, «неканоничный» план - вряд ли вписывающиеся в цензурные рамки XIX века авторские размышления о проблемах веры, праведничества, грехопадения, деятельной любви.

Еще

Русская литература xix века, н. с. лесков, средневековая книжность, пролог

Короткий адрес: https://sciup.org/14748901

IDR: 14748901

Список литературы Старопечатный пролог XVII века в творчестве Н. С. Лескова: к реконструкции одного литературного казуса

  • Водолазкин Е. Г. Интерпретация древнерусского Пролога Н. С. Лесковым//Новгород в культуре Древней Руси: Материалы чтений по древнерусской литературе. Новгород, 1995.
  • Lottridge S. Nikolaj Leskov and the Russian Prolog as a Literary Source//Russian Literature. 1972. № 3.
  • Минеева И. Н. Древнерусский Пролог в творчестве Н. С. Лескова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 2003.
  • Минеева И. Н. Записная книжка Н. С. Лескова с выписками из Прологов (текстологические заметки)//Ученые записки Орловского государственного университета: Лесковский сборник -2007. Орел, 2007.
  • McLean H. Nikolaj Leskov: The Man and His Art. Cambridge. 1977.
  • Ранчин А. М. «Византийские легенды» Н. С. Лескова и их источник -Старопечатный Пролог//Творчество Н. С. Лескова в контексте русской и мировой литературы. Орел, 1996.
  • Ранчин А. М. К поэтике литературной мистификации: Легенды Н. С. Лескова по старинному Прологу. Тыняновский сб.: Шестые -Седьмые -Восьмые Тыняновские чтения. М., 1998. Вып. 10.
Статья научная