Старожильческое село Кошкуль: этноконфессиональная история

Автор: Октябрьская И.В., Анцифиров С.В.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: т.XXVIII, 2022 года.

Бесплатный доступ

Данное исследование реализовано в рамках долговременной программы подготовки серии изданий, посвященных истории и культуре полиэтничного сообщества Новосибирской обл. в процессе его становления и развития. Программа поддержана министерством региональной политики Новосибирской обл. и осуществляется на основе взаимодействия с муниципальными музеями, архивами и краеведческими структурами. Содержание работ определяют архивные и экспедиционные этнографические практики. В фокусе исследований 2022 г. находится старожильческое с. Кошкуль (Троицкий сельский совет Чистоозерного р-на Новосибирской обл.), основанное в 1700 г. На примере истории селаXVIII-XXI вв. прослеживаются механизмы формирования и трансформации локальных этноконфессиональных сообществ Западной Сибири. Рассматривается феномен «чалдонов». С опорой на системный подход, с использованием методов устной истории предпринимается анализ состава старожилов микрорайона. В ходе исследования делается вывод о том, что старожильческое сообщество изначально имело сложный многокомпонентный характер. «Чалдонами» в с. Кошкуль обозначали представителей сообщества, имеющего старожильческую основу и полиэтничный состав, сформированный переселениями XVIII-XIX вв. Квазиэтноним «чалдоны» являлся формой презентации локального самосознания, которое не исключало этнической, региональной и национальной идентичности. Одним из факторов формирования локального самосознания являлась конкуренция по поводу ресурсов (свободных земель), участниками которого изначально были старожилы - чалдоны, кержаки (старообрядцы), позднее -российские переселенцы. Интеграция сибирских сельских сообществ в региональную, имперскую административную инфраструктуру и в сферу влияния Русской православной церкви на протяжении XIX в. нивелировало локальную идентичность. История ХХ в. - советская эпоха - актуализировала этнические и национальные ценности. За время своего существования Кошкуль переживал периоды расцвета и упадка. Сейчас это маленькая деревня с населением чуть более 100 человек и многовековым опытом адаптации к меняющимся условиям.

Еще

Этноконфессиональная история новосибирской обл, старожилы и переселенцы, русская православная церковь, старообрядцы

Короткий адрес: https://sciup.org/145146382

IDR: 145146382   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0915-0920

Список литературы Старожильческое село Кошкуль: этноконфессиональная история

  • Аникин А.Е. Этимологический словарь русских диалектов Сибири: заимствования из уральских, алтайских и палеоазиатских языков. - М., Новосибирск: Наука, 2000. - 772 с.
  • Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1995. - 224 с.
  • Бережнова М. Л. Вот повести минувших лет, или откуда пошли челдоны в земле сибирской. 2008 г - URL: http://ethnography.omsu.ru/page.php?id=1077 (дата обращения 30.09.2022).
  • Вялкова О. История деревень Чистоозерки // Народная летопись Новосибирской области. 2017 г. - URL: http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=1039 (дата обращения 30.09.2022).
  • Соколовский И.Р. Некоторые источники формирования и численность "литвы" в Сибири XVII в. // Белорусы в Сибири. - Новосибирск: [б. и.], 2000. - Вып. 2. -С. 16-53.
  • Справочная книга Омской епархии. - Омск: Иртыш, 1914. - 1248 с.
  • Фурсова Е.Ф. Календарные обыЧаи и обряды востоЧнославянских народов Новосибирской области как результат межэтниЧеского взаимодействия (конец XIX-XX вв.). - Новосибирск: Агро, 2002. -Ч. 1. - 288 с.
Статья научная