Статуя как антропологический концепт в художественной структуре романа И. А. Гончарова "Обрыв": сюжет, мотив, образ-символ
Автор: Синякова Людмила Николаевна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 2 т.16, 2017 года.
Бесплатный доступ
Проводится исследование сюжетно-мотивной и образно-символической репрезентации концепта статуя в романе И. А. Гончарова «Обрыв». Корреспондирующие с антропологическими универсалиями (душа, сердце, разум, «живая жизнь») значения данного концепта обнаруживаются в поэтике сюжета и образа. Сюжет, определяемый развитием мотива статуи, распространяется на трех героинь: Софью Беловодову, Веру и, с определенными оговорками, - Ульяну Козлову. Три женских персонажа соотносятся с тремя формами искусства согласно гегелевской типологии искусств, что находит выражение в соответствующих этим персонажам модусах художественности. Отсюда вариативность мотивики и символики статуи в «личных зонах» персонажей. Комментируются функции мотивного комплекса статуи применительно к сюжету Бабушки и Марфеньки. Выявляется этико-эстетическое наполнение изучаемого концепта в романе, в целом сводимое к приоритету «живой жизни» перед ее эстетизированной копией. Концептуальный корпус романа формируется, в частности, связанными со значением и объемом концепта статуя антропологически ценностными понятиями живое - неживое, движение - неподвижность, совершенство и гармония.
Художественная антропология, "живая жизнь", концепт, символика, мотивика
Короткий адрес: https://sciup.org/147219729
IDR: 147219729
Список литературы Статуя как антропологический концепт в художественной структуре романа И. А. Гончарова "Обрыв": сюжет, мотив, образ-символ
- Володина Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 256 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. Т. 4. 1144 с.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике: В 2 т. СПб.: Наука, 2007. Т. 1. 623 с.
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Рус. яз., 2000. URL: http://efremova-online.ru/(дата обращения 10.01.2017).
- Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 1997. 496 с.
- Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры//Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн: «Александра», 1992а. Т. 1. С. 377-380.
- Лотман Ю. М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века//Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн: «Александра», 1992б. Т. 2. С. 389-415.
- Мельник В. И. Эволюция этических представлений и феномен "воли" в антропологии И. А. Гончарова // Вестник славянских культур. 2015. № 2. С. 123-135.
- Назиров Р. Г. Сюжет об оживающей статуе//Фольклор народов России. Фольклор и литература. Общее и особенное в фольклоре разных народов: Межвуз. науч. сб. Уфа, 1999. С. 24-37.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. Екатеринбург: «Урал-Советы», 1994. 796 с.
- Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1997. 240 с.
- Фаустов А. А. «Женский» миф//Фаустов А. А., Савинков С. В. Очерки по характерологии русской литературы: середина XIX века. Воронеж, 1998. 156 с.
- Чижевский Д. И. Гегель в России. СПб.: Наука, 2007. 411 с.
- Якобсон Р. О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина//Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 145-180.
- Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М.: Худож. лит., 1979. Т. 5. 385 с.; 1980. Т. 6. 517 с.