Степень готовности Бурятии к формированию экономического коридора Китай - Монголия - Россия
Автор: Атанов Николай Иванович, Потаев Виктор Сергеевич, Субанаков Георгий Юрьевич, Лосева Анна Юрьевна
Статья в выпуске: 4, 2018 года.
Бесплатный доступ
Авторами раскрыт пласт резервов, которыми обладают административно-территориальные образования РБ для вхождения на рынки вновь создаваемого экономического коридора Китай - Монголия - Россия. Руководители стран утвердили совместную программу, в которой предусмотрено 32 проекта по 10 направлениям специализации. Российскую сторону будет представлять Республика Бурятия, а точнее, ее муниципальные административно-территориальные образования, через которые пройдет автомобильное и железнодорожное сообщение. Поэтому тему встраивания муниципальных районов в экономический коридор Евразийского экономического союза, нового Шелкового и Степного пути необходимо внести в повестку экономической политики Республики Бурятия на 2019-2024 гг. Общим для всех административно-территориальных образований приоритетом является продукция агропромышленного производства, а внутри него - продукция животноводства. Вторым приоритетом может стать индустрия гостеприимства, то есть туризм. Районам с достаточным потенциалом лесных ресурсов необходимо будет модернизировать производственную базу для глубокой переработки исходного сырья и экспорта лесопродукции. И, наконец, особое значение для Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области имеет зафиксированное программой предложение «изучения экономической целесообразности строительства нефте- и газопровода в Китай через территорию Монголии.
Россия, республика бурятия, китай, монголия, экономический коридор, административно-территориальные образования, экономический потенциал, муниципальные образования, приграничное сотрудничество
Короткий адрес: https://sciup.org/148316338
IDR: 148316338 | DOI: 10.18101/2304-4446-2018-4-3-7
Текст научной статьи Степень готовности Бурятии к формированию экономического коридора Китай - Монголия - Россия
Все чаще в евразийском деловом диалоге используются выражения «экономический коридор», «точки роста», «новые пояса и полюса развития» и другие со стороны Китая, Евразийского экономического союза и Монголии при обсуждении проектов строительства северного экономического коридора Шелкового пу-ти1. В июне 2016 г. на саммите ШОС в г. Ташкенте руководители Китая, Монголии и России утвердили совместную программу, в которой предусмотрено 32 проекта по 10 направлениям специализации (табл. 1). 8 июня 2018 г. подписано заявление Министерства экономического развития РФ и Министерства коммерции КНР о завершении совместного технико-экономического обоснования Соглашения о евразийском экономическом партнерстве. 11–13 сентября 2018 г. на Восточном экономическом форуме в г. Владивостоке с участием представителей 19 стран обсуждены конкретные проекты развития восточных регионов России и сопредельных государств. Таким образом, интенсивность рассмотрения евразийской тематики со стороны заинтересованных государств-участников свидетельствует о приближении сроков завершения подготовительного этапа и перехода к реальному исполнению проектов.
Таблица 1
Проекты Программы создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия
Специализация проектов |
Количество |
Транспортная инфраструктура |
13 |
Сотрудничество в области промышленности |
2 |
Модернизация пунктов пропусков |
1 |
Сотрудничество в области энергетики |
1 |
Сотрудничество в области торговли, таможенного дела, инспекции и карантина |
4 |
Сотрудничество в области охраны окружающей среды и экологии |
3 |
Научно-техническое сотрудничество и образование |
3 |
Гуманитарное сотрудничество |
3 |
Сельское хозяйство |
1 |
Медицина и здравоохранение |
1 |
Всего проектов |
32 |
Поскольку маршрут северного экономического коридора стартует от города-порта Тяньцзинь через территорию Внутренней Монголии КНР, Монголии с выходом на транссибирскую железнодорожную магистраль, российскую сторону будет представлять Республика Бурятия, а точнее, муниципальные административно-территориальные образования, через которые пройдет автомобильное и железнодорожное сообщение: Кяхтинский, Джидинский, Селенгинский, Ивол-гинский, Тарбагатайский, Прибайкальский и Кабанский районы, а также г. Улан-Удэ. Ясно, что в торгово-экономические цепочки будущего коридора будут встраиваться и все остальные муниципальные районы.
Таким образом, у Республики Бурятия есть шанс, воспользовавшись «коридором возможностей», стать конкурентоспособной, с экспортоориентированной экономикой или выполнять роль транзитной территории, обслуживающей проносящийся мимо экономический экспресс, тащась в хвосте экономического, технологического и социального прогресса [1, с. 26–40].
Также без внешнего акселератора, т. е. открывающихся рынков Евразийского экономического союза, Шелкового и Степного пути, невозможно одними только местными силами изменить сложившуюся статику в экономике сельских территорий Бурятии со слабо пульсирующей точечной активностью в г. Улан-Удэ.
Вызов заключается в способности местных сообществ мобилизовать весь внутренний потенциал ресурсов для выхода на новые рубежи международного торгово-экономического сотрудничества, в умении в ускоренном темпе перестроить местный хозяйственный уклад на экспортоориентированную деятельность. Задачи явно требуют определенного уровня знаний, навыков, опыта. Поэтому встраивание муниципальных районов в экономический коридор Евразийского экономического союза, нового Шелкового и Степного пути, необходимо внести в повестку экономической политики Республики Бурятия на 2019– 2024 гг.
Рассмотрим роль муниципальных районов в реализации Программы создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия. Общим для всех административно-территориальных образований приоритетом является продукция агропромышленного производства, а внутри него — продукция животноводства.
Для вхождения на рынок экономического коридора необходимо выстроить воспроизводственную цепочку: от племенного, зооветеринарного дела и кормопроизводства до создания зональных перерабатывающих центров и логистической инфраструктуры. При этом безошибочным перспективным брендом является органопродукция «зеленого» сельского хозяйства.
Вторым приоритетом может стать туризм в следующих направлениях: паломнического, аграрного, научно-познавательного в сферах устойчивого развития, биологических, информационных технологий, традиционной восточной и классической западной медицины, фармакологии и др.
Районам с достаточным потенциалом лесных ресурсов необходимо модернизировать производственную базу для глубокой переработки исходного сырья и экспорта лесопродукции с высокой добавленной стоимостью. Перспективный сегмент на рынке лесоматериалов — саженцы засухоустойчивых деревьев и кустарников. «Зеленый» экспорт саженцев только для целей лесомелиорации граничных зон пустыни Гоби в Монголии и Китая потребует создания и развития в лесном хозяйстве районов лесопитомников с современными технологиями выращивания лесоматериалов в значительных объемах.
Все ближайшие к автомобильной и железнодорожной инфраструктуре административно-территориальные образования могут принять участие в их модернизации путем производства и поставок строительных материалов, рабочей силы, выполнения транспортных услуг. К сотрудничеству в сфере промышленности наиболее подготовленными являются г. Улан-Удэ, Селенгинский и Кабанский районы. Программой предусмотрено скоординированное развитие промышленности, совместное создание кластеров сотрудничества, формирование сетей тесно взаимосвязанных региональных производств, в том числе в сфере технопарков и инновационных зон, атомной энергетики, биоэнергетики, рассмотрение электронной информационной сети между сторонами, электронной торговли, интернет-трафика.
Особое значение для Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области имеет зафиксированное программой предложение «изучения экономической целесообразности строительства нефте- и газопровода в Китай через территорию Монголии…»1. Для всего Байкальского региона, с особым режимом природопользования и хозяйственной деятельности, прокладка магистрального газопровода имеет важное значение для создания энергоэффективной экономики и комфортных условий жизнедеятельности населения. Потому что только из магистрального газопровода тарифы на газ дешевле традиционных видов топлива (дров и угля). Все другие виды газоснабжения (прокладка регионального газопровода, доставка сжиженного природного газа) дороже по цене.
В сфере гуманитарных обменов и сотрудничества программой определены приоритеты в образовании, науке, технике, культуре, туризме, здравоохранении, интеллектуальной собственности, содействие облегчению условий взаимных поездок граждан, расширение неправительственных контактов и обменов.
Для продвижения регионального и приграничного сотрудничества, развития «народной дипломатии» как факторов раскрытия соответствующих преимуществ регионов России, Монголии и Китая в программе предусматривается обширный комплекс мероприятий с конечной целью создания эффективного экономического коридора.
Из вышеизложенного следует, что предстоит значительный масштаб подготовительных действий и работ для того, чтобы встроить административнотерриториальные образования Бурятии в торгово-экономические и гуманитарные связи создаваемого Евразийского общего рынка. Неучастие в перспективной программе означает самоизоляцию региона от прогресса.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 17-22-03003)
Список литературы Степень готовности Бурятии к формированию экономического коридора Китай - Монголия - Россия
- Атанов Н. И. Шелковый путь - коридор новых возможностей или показатель непреодолимой отсталости востока России // ЭКО. 2018. Т. 48, № 10. С. 26-40