Стереотипные образы Великой Отечественной войны: проблемы восприятия начала Второй мировой войны
Автор: Шульц Эдуард Эдуардович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Экспертиза
Статья в выпуске: 6, 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу проблемы даты начала Второй мировой войны, критериальным признакам оценки такой даты и смещения заложенного стереотипа, сформированного политическими условиями 1939 г., в сторону научного анализа проблемы.
Образы ссср, образы великой отечественной войны, великая отечественная война в современной общественной мысли
Короткий адрес: https://sciup.org/170191601
IDR: 170191601 | DOI: 10.31171/vlast.v29i6.8685
Текст научной статьи Стереотипные образы Великой Отечественной войны: проблемы восприятия начала Второй мировой войны
П роблема современного восприятия образов Великой Отечественной войны имеет множество граней и безусловную актуальность как для общественной мысли, так и для науки. Современные исследователи рассматривают такие грани социальной памяти, как монументальные практики увековечения событий войны [Ларионов, Новичков 2020], образ войны в компьютерных играх [Федорченко 2020], педагогические аспекты [Шульц 2020] и стереотипные образы памяти о войне [Шульц 2021]. Одним из важнейших вопросов этого восприятия являются наши представления о Второй мировой войне, которые формируют устойчивые подходы и представления, используемые в политических и геополитических играх. Рассмотрим здесь лишь проблему даты начала Второй мировой войны, которая уже закладывает определенные принципы восприятия этой войны.
Есть даты, которые входят в наше сознание с детства, со страниц школьных учебников, и мы никогда не задумываемся по их поводу. Одной из таких дат является начало Второй мировой войны, длившейся с 1 сентября 1939 по 2 или 3 сентября 1945 г. Уже в географии этих дат скрывается критический вопрос: почему начало этой войны связано с Европой и нападением Германии на Польшу, а дата окончания войны связана с капитуляцией Японии? Большинство стран – участников войны не были связаны между собой театрами военных действий, а СССР не воевал с Японией между 1939 г. – началом Второй мировой войны – и августом 1945 г. Давайте попробуем разобраться в проблеме, которая представляет больше политическое решение 1939 г., нежели исторические реалии.
Началом этой войны считается 1 сентября 1939 г. – нападение Германии на Польшу. Однако 1 сентября 1939 г. в войну вступила только часть участников Второй мировой: Англия, Франция и Польша. Для Германии и Италии война началась значительно раньше. Вторая мировая война имела много театров военных действий, но глобально – это противостояние союзников с Германией (с сателлитами) и с Японией, а завершение Второй мировой датируется капитуляцией Японии 2 сентября 1945 г. Война Китая с Японией, которая открыла войну на востоке, началась 7 июля 1937 г., а США вступили во Вторую мировую в войну только 7 декабря 1941 г., когда Япония атаковала военно-морскую базу Перл-Харбор.
Итак, первый вопрос: почему начало Второй мировой войны датируется по европейскому театру военных действий и противостоянию с Германией, а окончание – по восточному театру и капитуляции Японии? Более того, 1 сентября 1939 г. – это начало войны в Европе, в то время как она уже шла в других уголках земли. В 1935 г. Италия начала 2-ю итало-эфиопскую войну 1935–1936 гг., которая повлияла на весь дальнейший ход событий в Африке, а вермахт принимал участие в действиях на североафриканском театре военных действий. 7 апреля 1939 г. Италия оккупировала Албанию и фактически развязала войну на Балканах. При этом официально Италия объявила войну Великобритании и Франции, выступив на стороне Германии, 10 июня 1940 г. Для Чехии и Словакии Вторая мировая война началась 1 октября 1938 г., когда немецкие войска пересекли границу с Чехией, а 2 октября того же года Польша оккупировала Тешинскую область [Уткин 2002].
Отсюда возникает еще один вопрос: следует ли датировать войну противостоянием исключительно с Англией и Францией? Кроме Англии и Франции, основными участниками войны на стороне союзников являются СССР, США и Китай. И снова к вопросу о западных и восточных войнах, которые выглядят как отдельные столкновения, объединенные общими участниками антигитлеровской коалиции. Если же считать это одной войной, вошедшей в историю как Вторая мировая война, то датировка начала войны требует учитывать войну на Дальнем Востоке.
Советский Союз получил первый военный конфликт с Японией в 1938 г. – бои у озера Хасан (29 июля – 11 августа 1938 г.), а затем через год – бои на Халхин-Голе (11 мая – 16 сентября 1939 г.). И если конфликт у озера Хасан еще можно расценивать как приграничные столкновения, то на Халхин-Голе четыре месяца шла настоящая локальная война. С точки зрения участия в войне СССР и завершения войны капитуляцией Японии логично считать границы этой войны с 1938 по 1945 г. Тогда события 1938–1939 гг. и 1945 г. и участие СССР в войне союзников против Японии имеют логическую связь – как цепь последовательных действий, развернувшихся в рамках одной войны.
Безусловно, каждая страна выстраивает историю, исходя из собственных событий, поэтому для Англии, Франции и Польши война началась 1 сентября 1939 г. Но для остальных стран она началась в другое время. Учитывая важность Восточного фронта в войне с Германией, оснований вести отсчет по действиям Советского Союза, как минимум, не меньше, чем с позиции Англии– Франции–Польши. Логика начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 г. – это логика приоритета западных стран и ограниченного числа участников войны как по территории, так и по населению, и по активности боевых действий.
То, что главные события Второй мировой войны решались на Восточном фронте, признавали все участники той войны. Так, например, в сражении при Эль-Аламейне – крупнейшем сражении объединенных войск союзников с итало-германскими войсками до открытия Второго фронта в Европе в 1944 г. – с двух сторон приняло участие менее 350 тыс. солдат и офицеров. При всей значимости этой победы, для Восточного фронта – это уровень боевых действий одной армии: в сводках Совинформбюро такие боевые действия назывались «боями местного значения». Например, в Ельнинской операции была задействована примерно половина численности войск при Эль-Аламейне. В Тихвинской операции – уже больше. Но обе операции велись силами одной-двух армий и были направлены на небольшой участок фронта. Итак, для СССР, Чехословакии, Японии, Италии, Германии, Польши и целого ряда других стран Вторая мировая война началась в 1938 г., причем сразу на Западе и на Востоке (что важно для критериальных принципов оценки этой войны). Это было про- должение того курса, когда «либеральная политическая закулиса дала возможность усилиться Германии и Италии путем уничтожения Локарнской системы» [Асонов 2021: 24].
Великая Отечественная война началась нападением Германии на СССР 22 июня 1941 г., но Вторая мировая шла уже полным ходом. СССР был втянут в эту войну с 1938 г., когда предлагал военную помощь для защиты Чехословакии от немецкой угрозы – в Европе, и через конфликт с Японией у озера Хасан – на Дальнем Востоке. Уже в следующем, 1939 г. СССР пришлось вести две локальные войны – четырехмесячную войну с Японией (Халхин-Гол), Зимнюю войну с Финляндией – и вводить войска для возвращения утерянных в связи с революцией и Гражданской войной территорий Западной Украины и Белоруссии, Прибалтики и Молдавии. И все эти события вписываются в логику уже идущей Второй мировой войны. Вне этой логики их понять невозможно (если не выстраивать изначально концепцию о «злобном и кровавом советском режиме», который действует вне логики и общепризнанных норм).
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-09-43023.
Список литературы Стереотипные образы Великой Отечественной войны: проблемы восприятия начала Второй мировой войны
- Асонов Н.В. 2021. Кто главный виновник Великой Отечественной войны? - Власть. Т. 29. № 5. С. 22-25.
- Ларионов А.Э., Новичков А.В. 2020. Монументальные практики увековечения памяти о Великой Отечественной войне в Крыму. - Диалог со временем. № 72. С. 292-309.
- Уткин А.И. 2002. Вторая мировая война. М.: Алгоритм. 864 с.
- Федорченко С.Н. 2020. Интерпретация событий Великой Отечественной войны в компьютерных играх: риски и перспективы легитимации режима через политику памяти. - Постсоветские исследования. Т. 3. № 5. С. 427-438.
- Шульц Э.Э. 2020. Формирование самостоятельности мышления и позиции учащихся на фактах Великой Отечественной войны. - Духовное наследие Великой Отечественной войны - важнейший источник духовно-нравственного воспитания молодежи: материалы V Международной научно-образовательной конференции "Несторовские чтения". г. Луганск, 14 ноября 2019 г. М.: Принтика. С. 273-283.
- Шульц Э.Э. 2021. Стереотипные образы Великой Отечественной войны: механизированные корпуса. - Наука. Общество. Оборона. Т. 9. № 4(29). Доступ: (проверено 20.10.2021). DOI: 10.24412/2311-1763-2021-4-00-00